Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 5

 

 

занятий   отмечает   начало   и   завершение   формирования   каждого   навыка   по   стадиям   у
дрессируемых собак.

НАВЫКИ И ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Навыком называется условный рефлекс, доведенный до автоматического и безотказного

выполнения   собакой.   При   дрессировке   навык   формируется   постепенно   с   закономерной
последовательностью по трем стадиям.

Первая   стадия    —   выработка   первоначального   условного   рефлекса   на   сигналы

дрессировщика.   Достигается   системой   выполнения   одиночных   сочетаний   условных   и
безусловных   раздражителей,   подкрепляемых   различными   способами.   Продолжительность
первой стадии 3–10 дней. Она включает от 3 до 7 занятий, где ежедневно отрабатывается не
более   5–20   сочетаний   в   зависимости   от   сложности   выполняемых   собакой   действий   и
скорости образования первоначального условного рефлекса.

На   первых   занятиях   сочетания   повторяются   примерно   через   3–5   минут.   Каждое

сочетание   подкрепляется   дачей   лакомства   или   поглаживанием,   похлопыванием   собаки.
Лакомством обязательно подкрепляются те сочетания, в которых ответное действие собаки
было вызвано путем пищевого побуждения. Если лакомство отвлекает и мешает образованию
первоначального   условного   рефлекса,   то   такие   сочетания   рекомендуется   подкреплять
поглаживанием, похлопыванием, а лакомство давать периодически. После каждого сочетания
и подкрепления его поощрением собака растормаживается предоставлением ей свободного
состояния.

На   последующих   занятиях   промежутки   между   сочетаниями   уменьшаются   до   1–2

минут, а при наличии признаков начала образования условного рефлекса вводится система
упражнений.  Подкрепление  сочетаний  осуществляется  различными  способами:  или  дачей
лакомства,   или   поглаживанием,   похлопыванием   с   последующей   дачей   лакомства.
Поощрительное   слово   «Хорошо»   в   начальном   периоде   подготовки   собак   не   будет   иметь
своего   поощрительного   воздействия,   потому   что   условное   поощрение   вырабатывается
постепенно в ходе дрессировки.

Контрольные проверки процесса образования условного рефлекса проводятся через 10,

20,   30   и   40   сочетаний.   Показателем   образования   первоначального   условного   рефлекса   у
собаки является проявление его без применения безусловного воздействия. Когда условный
рефлекс образовался, то он проявляется активно на сигнал дрессировщика при отсутствии
отвлекающих   раздражителей.   Если   собака   сопротивляется   или   у   нее   проявляется
противоположная   реакция   на   действия   дрессировщика,   необходимо   подобрать   другой
безусловный   раздражитель   или   изменить   способы   его   применения.   Неправильно
выполненные собакой действия не подкрепляются поощрением.

Вторая стадия   — усложнение первоначального условного рефлекса до навыка. Это

достигается применением сочетательной и условно-рефлекторной системы упражнений. В
зависимости от сложности навыка продолжительность второй стадии может быть от 1 до 2
месяцев.   Выработка   навыка   средней   сложности   включает   3–5   занятий   в   неделю   по   2–5
упражнений на каждом занятии. Расчеты делаются с учетом последовательного введения и
параллельной выработки на занятии по дрессировке собаки нескольких условных рефлексов
и различных навыков. Простые навыки вырабатываются системой несложных упражнений
или включаются в комплексную выработку сложного навыка.

Первоначальный условный рефлекс помимо упрочения его повторением упражнений,

усложняется постепенным наращиванием новых условно-рефлекторных связей и отработкой
согласованного   взаимодействия   двигательных   актов   с   различными   видами   торможения   и
растормаживания. Для формирования целостного навыка постепенно вводится выдержка и
другие   тормозные   рефлексы.   Сложные   навыки   формируются   из   отдельно   выработанных
простых   навыков   путем   объединения   их   в   один   сложный.   Например,   навык   подноски
предметов сначала формируется из нескольких простых навыков, а потом комплексируется с

обыском   местности   или   работой   по   следу.   Для   формирования   и   стабилизации   навыка
применяется в основном условно-рефлекторная система упражнений, т. е. условный рефлекс
закрепляется путем нескольких его повторений в одном упражнении.

Первоначальные   сочетания   применяют   в   случаях   ослабления   или   угасания

образовавшегося условного рефлекса, при действии на собаку новых условий и отвлекающих
раздражителей, при выработке выдержки или других тормозных рефлексов.

Подкрепление, как одиночных сочетаний, так и всех условно-рефлекторных проявлений

на   сигналы   дрессировщика   осуществляется   в   комплексе   с   поощрительным   словом
«Хорошо»,   поглаживанием,   похлопыванием   и   дачей   лакомства.   С   началом   образования
навыка   допускаются   частичные   подкрепления   условными   и   безусловными   поощрениями.
Варианты   безусловных   подкреплений   могут   быть   различные:   75-,   50-,   33-,   25%-ной
вероятности. Поощрительное слово «Хорошо» и другие подкрепления применяются во всех
случаях правильных ответных действий собаки.

Слабо   проявляющийся   одиночный   условный   рефлекс   в   сложном   навыке

вырабатывается вначале отдельным упражнением, а потом закрепляется системой условно-
рефлекторных   упражнений   и   только   после   этого   вводится   в   комплекс   упражнений   по
формированию   сложного   навыка.   Продолжительность   нахождения   собаки   в   рабочем
состоянии достигается в системе отработки комплексных упражнений путем постепенного
увеличения времени непрерывной работы с собакой до 20, 30, 40, 50 минут. Отдых между
упражнениями   10–15   минут.   Постепенно   продолжительность   занятий   увеличивается   до   4
часов.

Условия окружающей среды меняются в пределах равнозначности, чтобы не тормозить

образование навыка и не выработать стереотип навыка на однообразные условия обстановки.
В конце стадии собаку приучают к управлению командой и жестом на расстоянии до 12–15
метров   от   дрессировщика.   Одновременно   в   каждом   навыке   вырабатывается   условный
рефлекс на интонацию и силу голоса, вводятся сильные звуковые раздражители.

Контрольные   проверки   процесса   образования   навыка   проводятся   через   каждые   10

упражнений и в конце второй стадии Показатель начала образования у собаки навыка —
проявление   условного   рефлекса   на   команду   или   жест   дрессировщика   при   наличии
одиночных   отвлекающих   раздражителей,   действующих   из   окружающей   среды.   Навык
считается сформированным, если собака активно и четко выполняет все его элементы при
действии комплекса отвлекающих раздражителей из окружающей среды.

Третья стадия  — совершенствование навыка до безотказного выполнения в сложных

условиях. Оно проводится последовательным введением в систему упражнений различных
усложнений, определяемых содержанием приема дрессировки. В зависимости от сложности
навыка и важности его в системе подготовки служебных собак продолжительность третьей
стадии   может   быть   от   1,5   до   2   месяцев.   В   этот   период   вырабатывается   много   навыков,
предусмотренных   курсом   дрессировки.   Поэтому   совершенствование   любого   навыка
необходимо  проводить  с  учетом его взаимосвязи  с  другими  навыками  и  конечной  целью
служебного назначения собаки. Во всех случаях навык должен активно проявляться в самых
сложных   условиях.   Занятия   планируются   и   проводятся   в   различное   время   суток,   при
различной   погоде,   на   самой   разнообразной   местности,   в   обстановке,   приближенной   к
реальным условиям предстоящей службы.

Безотказность   навыка   достигается   системой   комплексных   упражнений   различных

вариантов сложности. Основой выработки сложного навыка является условно-рефлекторная
система   упражнений.   В   необходимых   случаях   применяются   одиночные   сочетания:   при
действии   на   собаку   сильных   отвлекающих   раздражителей,   при   выработке   сильного
условного   рефлекса   на   сильный   раздражитель,   при   выработке   условных   рефлексов   на
различные   интонации   голоса   дрессировщика,   для   обеспечения   проявления   навыка   при
различных физиологических состояниях собаки (голод, жажда, утомление, вялость) и во всех
случаях ослабления признаков проявления навыка.

Поощрительные   подкрепления   осуществляются   различными   способами,   но   главным

образом   словом   «Хорошо»   с   одобрительной   интонацией,   а   также   периодической   дачей
лакомства   или   поглаживанием   собаки.   Угрожающая   интонация   подаваемой   команды
подкрепляется соответствующими сильными безусловными воздействиями на собаку.

Режим работы по совершенствованию навыка устанавливается исходя из требований

предстоящей рабочей нагрузки на службе. Продолжительность занятий планируется до 5–6
часов. Нахождение собаки в рабочем состоянии постепенно увеличивается от 1 до 3 часов.
Перерывы   для   отдыха   собаки   предоставляются   через   40–50   минут   работы.   Выдержка   в
навыке должна быть разнообразной от 3 до 30 минут. Ежедневно отрабатывается управление
собакой без поводка на различных расстояниях от дрессировщика.

Контрольные   проверки   делаются   через   каждые   10   дней   занятий   и   в   конце   третьей

стадии. Выработка навыка считается завершенной, если он активно проявляется в сложной
обстановке по первой команде или жесту, подаваемым дрессировщиком на расстоянии до 30
метров от собаки.

Глава 9

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК

Сущность   индивидуального   подхода   при   дрессировке   состоит   в   установлении

пригодности   собак   к   той   или   иной   службе,   закреплении   ее   за   дрессировщиком,   выборе
методов   и   способов   применения   раздражителей,   в   определении   конкретной   методики   и
техники   отработки   приемов   дрессировки   с   учетом   типа   высшей   нервной   деятельности,
преобладающей   реакции   поведения,   возраста,   пола,   условий   воспитания   и   степени
подготовленности.

ДРЕССИРОВКА СОБАК С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дрессировка собак подвижного (сангвинического) типа.  Собаки этого типа хорошо

поддаются дрессировке к различным видам службы. Условные рефлексы, положительные и
отрицательные,   образуются   легко   и   быстро,   навыки   отличаются   стойкостью   и
динамичностью. При дрессировке соблюдается общая методика выработки навыков.

Основной метод дрессировки — контрастный. Различные рабочие нагрузки по времени

и   трудности   меньше   утомляют   собаку.   Поэтому   для   собак   этого   типа   подходит
комплексирование разнообразных приемов на одном занятии.

Дрессировка собак возбудимого (холерического) типа.  Процесс возбуждения у собак

этого   типа   преобладает   над   торможением.   Поэтому   положительные   условные   рефлексы
образуются легко и быстро, а тормозные — медленно и трудно, легко растормаживаются на
малейшие   посторонние   положительные   раздражители.   Иногда   это   вызывает   у
дрессировщика нервозность и нежелание работать с такой собакой. Руководителю занятия и
дрессировщику необходимо помнить, что собаки этого типа очень активны и меньше устают
в работе, у них почти не бывает срывов и неврозов на сильные раздражители. К 3–4-летнему
возрасту животное может показать отличную работоспособность.

Собаки этого типа закрепляются за дрессировщиками спокойного характера, с большим

самообладанием   и   трудолюбием.   В   начале   дрессировки   с   такой   собакой   надо   работать   в
условиях   с   минимальным   количеством   отвлекающих   раздражителей.   После   установления
контакта приступают к выработке тормозных условных рефлексов. Сначала вырабатывают
тормозные   навыки   на   сильные   раздражители,   затем   укрепляют   выдержку   при   отработке
приемов общей и специальной дрессировки. Выработка выдержки начинается с 2–3 секунд и
постепенно доводится до программных требований.

Основной   метод   дрессировки   —   механический.   Развитие   злобы   и   задержание

отрабатывается   один   раз   в   неделю.   К   работе   по   запаховому   следу   приучают   без

предварительного дразнения. Линия следа первоначально делается без углов и пересечений
другими   следами.   Следы   можно   прокладывать   большой   давности.   Следует   соблюдать
строгую   последовательность   и   осторожность   при   выборке   вещей.   К   выборке   человека
переходить только после выборки вещей. В одорологической работе собаки этого типа не
используются,   так   как   они   не   имеют   тонкой   дифференцировки   и   четкости   в   работе.
Ограничений в режиме упражнений нет. Перед выработкой сложных навыков с тормозными
рефлексами собаку надо дольше выгуливать. Чрезмерно возбудимые и злобные собаки более
пригодны для караульной службы.

Дрессировка собак инертного (флегматического) типа.  Собаки этого типа медленно

и   вяло   реагируют   на   раздражители,   тяжело   переносят   быструю   смену   процессов
возбуждения и торможения, изменение и переделывание навыков. В начале дрессировки у
них происходит медленное образование условных рефлексов и формирование их в навыки.
Наблюдается отставание в дрессировке, и к этим собакам начинают ошибочно применять
более сильные раздражители, что приводит к развитию пассивно-оборонительной реакции и
даже   трусости.   Собак   этого   типа   дрессируют   следующим   образом.   Они   закрепляются   за
энергичными   и   подвижными   людьми.   Дрессировщик   должен   спокойно   относиться   к
медлительности собаки и постепенно развивать у нее активность основных реакций. При
первоначальной   выработке   условных   рефлексов   надо   соблюдать   достаточные   интервалы
между   упражнениями   и   сочетаниями   в   упражнениях,   не   допускать   быстрой   смены
противоположных по значению команд, учитывая, что сложные навыки с положительными и
отрицательными  рефлексами  формируются  медленно.   Необходимо  постоянно   тренировать
подвижность   нервных   процессов   в   целях   подготовки   нервной   системы   к   формированию
сложных навыков.

Основные   методы   дрессировки   —   вкусопоощрительный   и   контрастный.   Режим

упражнений определяется руководителем в зависимости от общего состояния и поведения
собаки на занятиях. Сильные раздражители при развитии злобы и задержании убегающего
надо   применять   осторожно,   иначе   собака   может   отказаться   от   задержания   и   работы   по
запаховому следу. Выборку  человека и вещи такие собаки обычно  проводят  легко,  редко
ошибаются,   и   поэтому   они   чаще   всего   используются   в   одорологической   работе.
Систематическими   упражнениями   по   развитию   подвижности   нервных   процессов   у   таких
собак можно снять вялость, медлительность и повысить активность в работе. Обычно во
втором периоде курса дрессировки такие собаки наверстывают первоначальное отставание в
подготовке,   и   к  концу   третьего   периода   отличаются   безотказностью  в  работе   в  обычных
режимных условиях.

Дрессировка   собак   меланхолического   (слабого)   типа.    Собаки   этого   типа   имеют

слабые,   неуравновешенные,   малоподвижные   нервные   процессы   и   медленно
приспосабливаются   к   новым   условиям   жизни:   новым   дрессировщикам,   изменениям   в
обстановке.   При   неправильном   воздействии   раздражителями   у   них   часто   формируется
пассивно-оборонительная   реакция   поведения,   переходящая   в   боязливость   и   трусость.
Слабость   нервных   процессов   делает   этих   собак   очень   чувствительными   к   различным
раздражителям,   а   малейшее   повышение   их   силы   вызывает   торможение   рефлекторной
деятельности.   Сильные   раздражители   приводят   к   запредельному   торможению   и
невротическому состоянию.

Дрессировка собак слабого типа возможна при условии осторожности, настойчивости и

отличного   знания   дрессировщиком   их   поведения.   К   раздражителям   различной   силы   и
продолжительности   надо   приучать   постепенно,   режим   рабочей   нагрузки   наращивать
осторожно. Упражнения необходимо чередовать с частыми выгуливаниями, предоставлением
отдыха   в   случае   появления   пассивности.   Основной   метод   дрессировки   —
вкусопоощрительный.   При   кропотливой   дрессировке   можно   добиваться   от   таких   собак
высоких показателей в работе, но не безотказности. Но лучше таких собак в дрессировку не
брать.

ДРЕССИРОВКА СОБАК С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕОБЛАДАЮЩИМИ

РЕАКЦИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ

Дрессировка собак с оборонительной реакцией поведения в различных формах.

Среди   собак   этой   группы   могут   быть   чрезмерно   злобные,   умеренно   злобные,   злобно-
трусливые   и   незлобные   с   ориентировочной   или   пищевой   реакцией   поведения.   Умеренно
злобных   собак   с   активно-оборонительной   реакцией   дрессируют   по   общей   методике,
применяя механический или контрастный метод.

Количество сочетаний и режим упражнения устанавливаются руководителем на каждом

занятии в зависимости от приема дрессировки и стадии выработки навыка. Развитие злобы
или задержание проводится 1–2 раза в неделю. К работе по запаховому следу приучаются без
предварительного   дразнения.   При   снижении   активности   работы   по   следу   увеличивается
количество упражнений по развитию злобы.

Чрезмерно злобных собак дрессируют по специальной методике. Они закрепляются за

смелыми и  инициативными  дрессировщиками.  Первоначальная  дрессировка  проводится  в
условиях с малым количеством отвлекающих раздражителей и при отсутствии на близком
расстоянии посторонних людей. На первых занятиях иногда приходится надевать на собаку
намордник и не применять сильных и болевых раздражителей. С установлением контакта и
выработкой   запрещающих   условных   рефлексов   приступают   к   дрессировке   по   обычной
методике.

Особенности дрессировки заключаются в ровном, спокойном и смелом обращении с

собакой. Задержание убегающих помощников проводится 1–2 раза в месяц. Окарауливание
выполняется   отдельно   перед   развитием   злобы   и   задержанием,   а   затем   совместно.   Очень
злобных, сильно возбуждающихся собак к работе по следу приучают без предварительного
дразнения   на   местности,   без   отвлекающих   раздражителей.   Постановка   таких   собак   на
запаховый   след   с   дразнением   категорически   запрещается.   В   противном   случае   у   них
развивается «верхоглядство», к запаховому следу они не принюхиваются, и в дальнейшем эти
нежелательные связи затормозить невозможно. При длительной и кропотливой дрессировке к
концу   третьего   периода   подготовки   поведение   их   уравновешивается,   и   дальнейшая
дрессировка осуществляется обычными методами.

Чрезмерно злобные собаки, как правило, работают хуже, чем умеренно злобные: они

отвлекаются   при   работе   по   следу,   обыску   местности,   нечетко   проводят   выборку   вещи   и
человека. Чаще всего используются для сторожевой и караульной службы.

Собак   с   преобладающей   пассивно-оборонительной   реакцией   дрессируют

вкусопоощрительным или контрастным методом. В отдельных приемах можно применять и
подражательный   метод.   Главная   цель   любого   метода   —   побороть   боязливость,   трусость,
развить   активность,   смелость.   Чаще   всего   это   происходит   при   отработке   специальных
приемов.   У   молодых   собак   можно   развивать   активность   в   процессе   воспитательной
дрессировки.   Старых   собак   с   пассивно-оборонительной   реакцией   нецелесообразно
принимать для дрессировки.

Дрессировка   собак   с   преобладающей   пищевой   реакцией. 

  Выработку

первоначальных   условных   рефлексов   в   каждом   отдельном   случае   следует   проводить
вкусопоощрительным методом. Занятия лучше проводить тогда, когда собака находится в
полуголодном или голодном состоянии. Лакомство дается небольшими кусочками, как для
побуждения, так и поощрения правильно выполненного действия. Вначале подкрепляются
все выполненные действия, а по мере упрочения условного рефлекса — лишь отдельные,
которые   собака   выполняет   особенно   четко   и   без   ошибок.   С   помощью   пищевых
раздражителей   вырабатываются   главным   образом   общедисциплинарные   навыки.
Специальные навыки развиваются другими способами, а пища служит только поощрением.
При дрессировке собак с преобладающей пищевой реакцией не исключается применение
других методов — механического, контрастного и подражательного. У собак этой группы
иногда  развивают  первоначальную злобу и  приучают  их к  работе по запаховому следу  с

помощью пищи и лакомства. Но дальнейшее укрепление рефлексов проводится контрастным
методом. У большинства собак к концу курса дрессировки начинает преобладать активно-
оборонительная реакция.

Дрессировка   собак   с   преобладающей   ориентировочной   реакцией.    Для   них

применим   подражательный   метод   дрессировки.   На   раздражители,   отвлекающие   собаку,
вырабатывают   угасательное   торможение   путем   постепенного   приучения   к   ним   во   время
занятий.   Дрессировку   таких   собак   начинают   на   закрытой   местности,   с   наименьшим
количеством   отвлекающих   раздражителей.   Первоначальные   условные   рефлексы
вырабатывают на одних и тех же участках, знакомых для собаки. Изменение обстановки и
ввод   усложнений   в   каждом   приеме   производится   только   после   образования   устойчивого
рефлекса в однообразных условиях.

У   собак   с   умеренно   выраженной   ориентировочной   реакцией   быстро   образуются

условные   рефлексы   работы   по   запаховому   следу,   выборке   вещей,   человека,   запаховой
дифференцировке при одорологической идентификации, но они легко затормаживаются или
растормаживаются и поэтому у таких собак бывают частые случаи срывов в работе. По мере
выработки   большого   числа   условных   рефлексов   сила   проявления   ориентировочных
рефлексов   ослабевает,   и   собака   приобретает   хорошие   качества.   Для   этого   необходимо
правильно разработать методику дрессировки. Собак с сильно выраженной ориентировочной
реакцией на курс дрессировки к розыскной службе, как правило, не принимают.

Дрессировка собак с преобладающей поисковой реакцией поведения.   Поисковая

реакция   может   быть   обонятельной,   слуховой   и   зрительной.   Чаще   всего   эти   реакции
проявляются в комплексе. Но нередко приходится встречаться с чрезмерной выраженностью
слуховой   и   зрительной   реакций.   Причины   преобладания   этих   реакций   —   ошибки   в
дрессировке   и   ослабление   обоняния   у   собаки.   Сильно   выраженная   зрительно-поисковая
реакция мешает приучению собак к работе по запаховому следу, обыску местности, выборке
вещей   и   т. д.   Вырабатывать   эти   условные   рефлексы   надо   под   контролем   опытных
руководителей   на   закрытой   местности   или   в   темное   время   суток,   чтобы   собака   быстрее
переключалась   на   обонятельно-поисковую   реакцию.   Выраженность   слуховой   реакции   у
собаки   чаще   всего   бывает   при   ослаблении   зрения   или   обоняния.   Такие   собаки
ориентируются   на   местности   и   в   окружающей   обстановке   по   звуковым   раздражителям.
Общедисциплинарные навыки у них вырабатываются быстро и выполняются по командам
очень   четко.   Они   чутко   несут   караульную   и   сторожевую   службу,   но   плохо   работают   по
запаховому следу, обыску местности и одорологической идентификации.

Собаки   с   сильно   выраженной   обонятельно-поисковой   реакцией   пригодны   для

дрессировки   ко   многим   видам   служб.   Собаки   со   слабо   выраженными   поисковыми
реакциями,   особенно   обонятельно-поисковой,   и   нежелательными   связями   на   зрительные
раздражители (верхоглядство) к розыскной службе не пригодны.

Дрессировка   собак   с   преобладающей   реакцией   привязанности   к   человеку.

Умеренно развитая реакция привязанности к человеку — необходимое условие установления
настоящего контакта  дрессировщика  с собакой. Однако  у отдельных собак  она выражена
чрезмерно и мешает дрессировке. Такие собаки без дрессировщика пассивны, срываются с
места   при   выработке   навыков   на   расстоянии,   не   отходят   от   дрессировщика   при   обыске
местности и работе по следу и т. п.

Дрессируют их механическим и контрастным методом. Исключается излишне ласковое

обращение   с   собакой.   При   первоначальной   постановке   на   запаховый   след   пользуются
способами пуска по следу дрессировщика или за апортировочным предметом. Для кормления
таких   собак   разрешается   периодически   привлекать   других   дрессировщиков.   С
установлением   правильного   контакта   и   погашением   резко   выраженной   реакции
привязанности дрессировка таких собак производится по обычной методике.

ДРЕССИРОВКА СОБАК С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТА, ПОЛА, УСЛОВИЙ

ВЫРАЩИВАНИЯ И СТЕПЕНИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Собаки   разного   возраста   при   однотипности   высшей   нервной   деятельности   и

одинаковой преобладающей реакции требуют различного подхода к дрессировке. У молодых
собак нервная система недостаточно окрепшая, и они чаще могут проявлять пассивность,
боязнь   и   трусость   на   раздражители   большой   силы.   Старые   собаки,   как   правило,   имеют
нежелательные  связи,   у  них  новые  условные  рефлексы   образуются  с   большим  трудом,  и
требуется время на затормаживание нежелательных привычек.

Лучше всего дрессируются собаки в возрасте от одного до двух лет. При дрессировке

молодых собак механические раздражители следует применять с большой осторожностью,
так как сильные болевые раздражители могут вызвать пассивно-оборонительную реакцию и
при   систематическом   применении   их   собаки   становятся   пассивными,   трусливыми   и
непригодными   для   дальнейшей   дрессировки.   Они   легко   дрессируются   подражательным
методом. Поэтому некоторые навыки — злобность, преодоление препятствий, апортировка
— вырабатываются этим методом. Необходимо учитывать большую подвижность молодых
собак.   Особенно   осторожно   надо   вырабатывать   выдержку   и   прекращение   нежелательных
действий.

У собак старше двух лет легко проявляются ранее выработанные условные рефлексы, и

они с трудом поддаются дальнейшему совершенствованию и перестройке. Особенно трудно
работать с собаками, которые попадают повторно в курс дрессировки по причине плохой
надрессированности   в   предыдущих   курсах.   В   этих   случаях   необходимо   выяснить,   какие
навыки слабо выработаны, по каким причинам и определить конкретную методику отработки
этих приемов.

При   дрессировке   надо   учитывать   пол   собаки.   Суки   легче   поддаются   дрессировке,

хорошо   работают,   но   иногда   имеют   слабую   нервную   систему   и   цикличность
физиологических   процессов   (течка,   щенность   и   др.).   Большие   нагрузки   при   дрессировке
собак вызывают иногда срывы и неврозы, поэтому нельзя применять к ним раздражители
большой   силы   и   действовать   ими   продолжительно.   В   первоначальном   периоде   чаще
предоставлять   отдых   и   обязательно   растормаживать   последействие   раздражителей   при
выработке   тормозных   условных   рефлексов.   Кобели   труднее   поддаются   дрессировке,   но
имеют,   как   правило,   крепкую   нервную   систему,   выносливы   в   работе   и   неприхотливы   к
условиям.   Дрессировка   их   проводится   по   общей   методике.   Кастрированные   кобели   к
дрессировке и использованию малопригодны из-за неустойчивости условных рефлексов и
большой трудности доведения их до навыков.

Важное   значение   в   успешной   дрессировке   собак   имеет   учет   особенностей   их

выращивания   и   воспитания.   Эти   условия   отражаются   на   формировании   преобладающих
реакций   поведения,   выносливости,   втянутости   и   состоянии   физического   развития.
Правильная   воспитательная   дрессировка   значительно   облегчает   последующую   выработку
условных   рефлексов   и   формирование   устойчивых   навыков   при   служебной   дрессировке.
Собаки, не прошедшие период воспитательной дрессировки, отличаются бедностью условно-
рефлекторных  реакций,   поэтому  их   подготовку   надо   начинать  с   приемов   воспитательной
дрессировки   (до   основного   курса   дрессировки   необходимо   отработать   подготовительные
приемы). Условия выращивания и воспитания имеют решающее значение в формировании
правильных   условных   рефлексов.   Щенки,   выращенные   в   закрытых   помещениях   и
изолированных от окружающей среды условиях, имеют преобладающую ориентировочную
реакцию или пассивно-оборонительную в трусливой форме.

Собаки,   выращенные   собаководами-любителями,   обычно   имеют   активно-

оборонительную реакцию и приучены к воздействию разнообразной обстановки. Но у таких
собак отсутствуют или слабо выражены поисковые реакции поведения. Чтобы такую собаку
приучить к работе по следу, затрачивается много времени, и дрессировка их иногда бывает
безуспешной.   Недостаточная   злобная   реакция   затормаживает   приучение   к   задержанию
убегающего   помощника   и   ведению   борьбы   с   ним.   Такие   собаки   слабо   работают   по
запаховому следу, при обыске местности и помещений. Дрессировка собак, не приученных к

задержанию,   вспышкам   осветительных   ракет,   выстрелам,   освещению   прожектора   и   т. д.,
затягивается или становится невозможной. Эти особенности собак требуют индивидуальной
методики их дрессировки.

Методика   дрессировки   зависит   и   от   степени   подготовленности   собаки.   Иногда   в

учебное подразделение попадают собаки, прошедшие курс служебной дрессировки и даже
применявшиеся на службе. С такими собаками надо заниматься по индивидуальному плану.

Важное   практическое   значение   имеет   и   степень   подготовленности   самого

дрессировщика.   Опытные   дрессировщики   подготавливают   собак   быстрее   и   успешнее,   а
неопытные отстают и допускают много ошибок.

Не   все   собаки   в   одной   и   той   же   группе   одинаково   поддаются   дрессировке,   и   в

начальном периоде невозможно работать с ними по единой методике, поэтому дрессировку
надо проводить по индивидуальным заданиям с учетом особенностей каждой собаки.

Глава 10

УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТУ СОБАКИ

Работа   собаки   —   это   выполнение   ею   сложных   условно-рефлекторных   действий,

полезных   для   человека   в   его   практической   деятельности.   Служебные   собаки   выполняют
различные виды работ, но более сложной и трудной является работа по чутью: розыск и
задержание   нарушителей   по   их   запаховым   следам,   сторожевая   служба   на   месте   и   в
движении,   обыск   местности   и   помещений,   одорологическая   идентификация,   поиск   мин,
взрывчатых   веществ   и   другие.   Рабочие   и   служебные   качества   собаки,   определяющие   ее
пригодность   к   выполнению   определенных   служебных   задач,   принято   называть
работоспособностью.

Работоспособность   служебной   собаки   зависит   от   многих   причин   и   факторов,   но

главным   образом   от   степени   ее   подготовленности   (надрессированности   и
натренированности),  ее  общего физического  состояния,  от   воздействия  на  нее  различных
условий внешней и внутренней среды, а также от умения дрессировщика управлять собакой.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ НА РАБОТУ

СОБАКИ

Внутреннее   состояние   организма   и   окружающая   среда   действуют   на   собаку   как

раздражители.   Поэтому   работоспособность   собаки   зависит   от   силы   раздражителей,   их
сигнального или подкрепляющего значения для организма, установленного (выработанного)
в процессе жизни и дрессировки.

Раздражители, которые не применяются в дрессировке, но действуют на собаку извне и

вызывают ответные реакции, нарушающие условно-рефлекторную деятельность на сигналы
дрессировщика,   называются   внешними   отвлекающими   раздражителями.   Такими
раздражителями чаще всего бывают животные, посторонние люди, сильные запахи, звуки,
шумы   движения   автотранспорта   и   другие.   У   собак   эти   раздражители   вызывают   сильные
очаги   возбуждения   в   коре   головного   мозга   и   по   закону   взаимной   индукции   вызывают
торможение условных рефлексов.

Степень   отвлечения   собаки   определяется   силой   отвлекающего   раздражителя   и

прочностью выработанных у ней навыков. Более сильное отвлекающее действие оказывают
раздражители, имеющие важное биологическое значение для собаки, например, запахи пищи
и животных, появление птиц, ящериц, змей, сусликов, черепах и т, д.

Собака   со   временем   может   привыкнуть   ко   многим   внешним   отвлекающим

раздражителям при частом их воздействии на расстоянии и не обращать на них внимания.
Это   достигается   правильно   организованной   дрессировкой,   умением   дрессировщика
оценивать обстановку и управлять собакой в различных ситуациях. Хорошо дрессированная

собака, как правило, меньше отвлекается на посторонние раздражители. Отвлечение собаки
пресекается   применением   приказных   команд   с   угрожающей   интонацией,   своевременным
торможением ее нежелательных действий и приучением спокойно реагировать на внешние
отвлекающие раздражители. Путем правильной дрессировки и систематической тренировки
можно добиться от собаки спокойного отношения к внешним отвлекающим раздражителям и
успешного выполнения служебных задач.

Работу собаки могут тормозить внутренние отвлекающие раздражители: естественные

потребности   животного,   голод,   жажда,   нервное   и   мышечное   утомление,   боль   и   общее
заболевание и другие. Отвлекающие раздражители внутреннего происхождения оказывают
более   сильное   торможение,   чем   внешние.   Под   действием   внутренних   раздражителей
происходит резкое изменение общего состояния, наступает стойкое торможение не только
условных, но и безусловных рефлексов, что заметно отражается на изменении поведения
собаки. Она работает вяло или совсем отказывается от работы.

Во всех случаях отказа собаки от работы или резкого снижения ее работоспособности

дрессировщик   и   руководитель   обязаны   выяснить   обстоятельства   и   установить   причины,
вызывающие необычное поведение собаки и принять меры к их устранению. Если собака
заболела или переутомилась в результате продолжительной перегрузки на занятиях, службе,
ее необходимо освободить от работы и показать врачу. Для своевременного и безошибочного
выявления   отклонений   в   поведении   собаки   и   принятия   мер   нужно   хорошо   знать
повседневное поведение ее в нормальных, облегчающих и затрудняющих ее работу условиях.

УСЛОВИЯ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ И ОБЛЕГЧАЮЩИЕ РАБОТУ СОБАКИ

Помимо действия отдельных внешних и внутренних отвлекающих раздражителей на

работоспособность собаки влияют различные комплексы других факторов внешней среды.
Работать   с   собакой   приходится   в   различных   погодно-климатических   условиях,   на
разнообразной   местности,   в   любое   время   суток   и   при   различных   служебных   ситуациях.
Различные комбинации внешних условий, т. е. взаимодействие факторов как раздражителей
могут или способствовать работе собаки, или затруднять ее работу, а иногда делать ее совсем
невозможной.   Дрессировщик   обязан   хорошо   ориентироваться   в   обстановке,   уметь
анализировать   факторы   отрицательного   и   положительного   действия   внешней   среды   на
работу собаки и своевременно оказывать ей помощь в трудных условиях.

Среди все видов работы собаки по чутью наиболее сложной и трудной является поиск

человека по запаховому следу. Поэтому очень важно знать влияние внешних факторов на
состояние запахового следа.

Температура   воздуха,   почвы   и   воды.    Температурный   фактор   оказывает   сильное

влияние   на   запахи   и   состояние   организма.   Высокие   температуры   ускоряют   процесс
улетучивания запаховых частиц и тем самым с течением времени ослабляют силу запаха,
низкие   температуры   способствуют   сохранению   частиц,   но   затрудняют   их   восприятие
обонянием.   На   сохранение   и   восприятие   собакой   запахов,   особенно   запахового   следа,
существенное влияние оказывает соотношение температур почвы и воздуха.

Имеет место три состояния равновесия температур: изотермия, инверсия и конверсия.
Изотермия   — это такое состояние, когда температура почвы и воздуха одинаковая.

Различают изотермию высоких, низких и оптимальных температур. Одинаковое состояние
температур возникает при устоявшейся погоде. Изотермия — наилучшее условие сохранения
запахового   следа   и   адаптации   (привыкания)   собаки   к   температурным   условиям.
Отрицательное   влияние   оказывают   на   состояние   собаки   высокие   или   очень   низкие
температуры.

Инверсия  — это такое состояние, когда температура почвы ниже температуры воздуха.

При опускании теплых потоков воздуха к холодной почве происходит конденсация влаги и
выпадение капелек тумана и росы на холодный грунт и близко прилежащие к нему предметы.
Запаховые   частицы   адсорбируются   (притягиваются,   впитываются)   капельками   влаги   и

затрудняют работу собаки по запаховому следу. Потоки воздуха способствуют обнаружению
собакой источника запаха на местности на больших расстояниях. Инверсионное состояние,
как правило, бывает неустойчивое, часто заменяется изотермией или конверсией.

Конверсия  возникает тогда, когда температура почвы выше, чем температура воздуха.

Холодные   потоки   воздуха,   нагреваясь   от   почвы,   поднимаются   вверх,   унося   запаховые
частицы и влагу. В этих условиях собаки хорошо работают по свежим следам и плохо или
совсем отказываются работать по следам средней и большой давности. Многие предложения
и выводы по равновесию температур подлежат изучению и проверке в каждой конкретной
местности.   Состояния   равновесий   температур   в   течение   суток   могут   часто   изменяться.
Резкие   колебания   и   температурные   перепады   отрицательно   сказываются   на
работоспособности   собаки   даже   на   знакомой   местности.   Объясняется   это   трудностью
привыкания собаки к подобным условиям.

Температурные факторы воздуха существенно влияют и на общее состояние организма

собаки.  При жаре происходит перегрев организма, собака быстро утомляется, становится
вялой, у нее учащается дыхание, она плохо различает запахи, иногда вовсе отказывается от
работы. Наиболее эффективно работают собаки при колебаниях температуры от 25° тепла до
15° мороза. Оптимальная температура для работы по следу от 0° до +10°C. Собаки, которые
выросли в условиях жаркого или холодного климата, или находились там длительное время,
показывают   лучшие   результаты   при   использовании   их   в   этих   условиях.   В   целях
предупреждения   случаев   отказа   от   работы   собаку   необходимо   тренировать   в   трудных
условиях, постепенно приучая ее к жаре, вырабатывая выносливость на большие расстояния.
Если собаку дрессируют в условиях жары, то нужно чаще давать ей отдых и поить водой.

Холод оказывает менее отрицательное влияние на организм собаки, чем жара. Низкие

температуры   способствуют   сохранению   запаховых   частиц   на   местности   и   предметах.   В
сильные морозы при усиленном принюхивании, особенно при работе по запаховому следу,
возможны отморожения мочки носа и слизистой оболочки носовой полости собаки. Холод
труднее   переносится   при   несении   службы   в   неподвижных   нарядах.   К   холоду   более
чувствительны   лапы,   грудь   и   спина   собаки.   Поэтому   при   длительном   несении   службы
необходимо спину накрывать попоной, под низ подкладывать подстилку.

Работоспособность   собаки   при   высоких   и   низких   температурах   воздуха   зависит   от

степени акклиматизации организма и натренированности для работы в данных условиях. Из
опыта применения служебных собак известны случаи работы розыскной собаки по следу
нарушителя при жаре +° 40°C и при морозе –35°C на протяжении до 70 километров.

В жару или сильный мороз при проработке следов инструктор должен периодически

останавливать   собаку   и   давать   ей   отдых   на   1–2   минуты   через   каждые   300–500   метров
движения;   в   жару   нужно   смачивать   водой   мочку   носа   собаки   и   поить   ее   водой.   При
температурах   ниже   –20°C,   и   особенно   при   встречном   ветре,   в   целях   предупреждения
обмораживания мочки носа надо остановить собаку, прикрыть ей нос и дать возможность
отогреть слизистую оболочку выдыхаемым воздухом.

Ветер.  Влияние ветра на работу собаки зависит от его силы (скорости) и направления

движения   воздушных   потоков.   Степень   и   особенности   этого   влияния   обусловлены
характером выполняемой работы и других внешних условий. Ветер оказывает влияние на
работу   собаки   по   запаховым   следам,   при   обыске   местности   и   сторожевой   службе.
Оставленные   человеком   запаховые   частицы   быстрее   уносятся   ветром   и   рассеиваются   на
местности. В результате этого запаховый след выветривается и слабеет. Поэтому собаке при
ветре работать трудно, особенно в жаркую погоду, на открытой и песчаной местности.

Самое   большое   затруднение   создает   сильный   боковой   ветер.   Он   уносит   запаховые

молекулы   в   сторону   от   линии   следа,   образуя   широкую   полосу   запахов   с   небольшой
концентрацией запаховых частиц. Собака отклоняется в сторону от линии следа, часто теряет
его   и   затрудняется   в   определении   направления,   особенно   на   поворотах   и   пересечениях
другими запаховыми следами.

Встречный   ветер   облегчает   выполнение   служебных   задач,   связанных   с   обыском

местности,   сторожевкой,   свободным   поиском   и   с   работой   по   запаховому   следу.   Однако
отрицательно влияет на первоначальное приучение собаки к работе по запаховому следу. При
систематических упражнениях по проработке следа против ветра у собаки вырабатывается
привычка работать верхним чутьем, т. е. с приподнятой головой. Собака поднимает голову
для   облегчения   процесса   улавливания   запаховых   частиц   носовой   полостью   (использует
потоки воздуха, задуваемые встречным ветром), в то время как для ощущения запаха следа
собака   должна   делать   резкие   вдохи,   требующие   определенных   усилий.   Встречный   ветер
затрудняет работу собаки на участках, покрытых пылью, песком и т. п.

Умеренный попутный ветер благоприятно влияет на работу собаки по запаховому следу.

Человек   при   движении   по   направлению   ветра   оставляет   более   узкий   запаховый   след,   и
собака идет по следу без  больших  отклонений  в сторону,  четко прорабатывает  повороты
(углы) следа, меньше делает ошибок. Попутный ветер затрудняет обнаружение предметов,
человека, находящихся с той стороны от собаки, куда дует ветер.

Атмосферные осадки   в виде дождя и снега могут усложнять и в некоторых случаях

облегчать работу собаки. Сильный дождь смывает запаховые частицы следа и значительно
затрудняет   или   делает   совсем   невозможной   работу   собаки   по   запаховому   следу.   Слабый
дождь не является большой помехой в работе собаки по следу. Влажный воздух способствует
длительному сохранению запаховых молекул. Повышенная влажность воздуха после дождя
предохраняет   от   высыхания   слизистой   оболочки   носовой   полости   собаки   и   способствует
лучшей   обонятельной   функции.   Степень   влияния   дождя   на   сохранение   запахового   следа
зависит также от характера почвы и растительности. На участках, лишенных растительности,
запаховый след смывается дождем, на  травяном покрове и пористом грунте сохраняется.
Если нарушитель прошел после небольшого дождя, то на влажной почве запаховые молекулы
сохраняются лучше и создаются более благоприятные условия для работы собаки по следу
нарушителя.

Снег   способствует   длительному   сохранению   запаховых   частиц:   собаки   успешно

работают по запаховому следу, покрытому снегом толщиной 10–12 сантиметров. Видимые
следы на снегу облегчают работу собаки, но вырабатывают у нее нежелательную связь на
отпечатки, которые отвлекают собаку от работы по чутью. На снегу запаховый след может
сохраниться   в   течение   нескольких   суток,   но   при   солнечном   освещении   под   действием
солнечных лучей запаховые молекулы разрушаются.

Роса   и   иней,   увлажняя   поверхность   почвы,   местные   предметы   способствуют   более

длительному   сохранению   запахового   следа   на   местности.   С   исчезновением   росы   и   инея
работа собаки сильно затрудняется из-за улетучивания запаховых молекул вместе с влагой.

Атмосферное   давление.    Нормальное   атмосферное   давление   760   миллиметров

ртутного столба способствует лучшей работе собаки. Низкое и высокое давление угнетает
или возбуждает нервную систему и затрудняет ее физиологические функции. К постоянно
установившемуся низкому или высокому давлению организм постепенно привыкает. Нервная
система при повышении давления возбуждается, а при понижении давления блокируется, а
условно-рефлекторная деятельность тормозится.

Изменение   атмосферного   давления   влияет   и   на   сохранение   запаховых   частиц.   При

изменении давления в сторону повышения запаховые частицы глубоко проникают в грунт,
адсорбируются почвой и медленно выделяются оттуда. Собака в таких условиях работает
четко   и   точно,   редко   сбивается   со   следа,   и   запаховый   след   сохраняется   дольше.   При
понижении   атмосферного   давления   частицы   быстро   улетучиваются   с   местности   и   с
предметов. Кроме того, из почвы наружу выходят запахи почвы и грунтовых вод, что очень
затрудняет работу собаки и в некоторых случаях делает ее невозможной. Для работы в таких
условиях  требуется  длительная  тренировка  и  повседневная  адаптация  к  запахам  почвы  и
грунтовых вод на участке использования служебных собак.

Почва и растительность.  Почвенно-растительный покров местности может облегчить

или   затруднить   работу   собаки   по   следу,   обыску   местности   и   при   сторожевой   службе   в
движении. Высокая густая трава сохраняет запаховый след, но затрудняет движение собаки.

Запахи   отдельных   растений   мешают   работе   собаки   по   чутью.   Невысокая   трава   хуже
сохраняет   запаховый   след,   но   облегчает   движение   собаки   по   следу.   Плохо   сохраняются
запахи на каменистых, песчаных почвах, и запаховый след быстро улетучивается. В лесистой
местности запаховый след сохраняется долго, на болотистой исчезает. Слабо подготовленная
собака может сбиваться со следа и даже прекращать работу по следу. При систематических
тренировках под руководством опытного специалиста можно подготовить собаку для работы
и в таких условиях.

Местность    —   это   совокупность   рельефа   и   местных   предметов,   которые   могут   и

затруднять и облегчать работу собаки. Влияние местности надо оценивать как с позиции
воздействия на физическую нагрузку собаки, так и комбинации раздражителей, действующих
на   анализаторы   собаки.   Для   работы   собаки   по   запаховому   следу   более   благоприятной
является равнинная, холмистая, малопересеченная местность, покрытая лесом, кустарником,
травой. На такой местности собака меньше утомляется, а местные предметы задерживают
движение ветра и тем самым дольше сохраняют молекулы запаха. На закрытой местности
меньше   отвлекающих   раздражителей,   что   также   облегчает   работу   собаки.   На   открытой
местности собаке работать труднее, так как там больше отвлекающих раздражителей, и даже
при   слабом   ветре   быстро   улетучиваются   молекулы   запаха.   Горная   и   резкопересеченная
местность затрудняет движение собаки и дрессировщика. В горах создаются потоки воздуха,
которые   в   большинстве   случаев   бывают   постоянными   для   каждого   времени   суток:   днем
перемещаются из низин на возвышенности, а ночью с гор в низины. Учитывая перемещение
воздуха в горах, надо умело ориентироваться и оказывать помощь собаке при использовании
ее на службе.

Реки,   озера,   болота   прерывают   следы,   а   овраги,   рвы,   канавы   и   другие   местные

предметы усложняют передвижение собаки. Неподготовленные собаки быстро утомляются и
могут отказаться от работы. Дрессировщику необходимо постоянно тренировать собаку в
таких   условиях,   вводить   усложнения   постепенно,   с   учетом   влияния   всех   перечисленных
факторов.

Время суток.   В течение суток происходят разнообразные изменения в окружающей

среде:  погодные   (температура   воздуха,  влажность,  осадки,  атмосферное  давление,  сила  и
направление ветра); световые (темно, светло); биологические (активность движения людей,
животных)   и   т. д.   Все   они   действуют   на   собаку   как   комплекс   раздражителей.   От
одновременного   или   последовательного   сочетания   всех   факторов   окружающей   среды   в
значительной степени зависит успех работы собаки.

Очень важно учесть и то, что на время суток у собаки существуют функциональные

биоритмы, так же, как у всех животных и людей. Большинство работ выполняется в световое
время суток. Однако собака имеет природные способности для эффективной работы и ночью.
Она хорошо видит и в темное время суток. Ночью меньше отвлекающих раздражителей,
хорошо   сохраняются   запаховые   молекулы.   Да   и   температура   воздуха   благоприятная.
Особенно хорошо работают собаки по следу во второй половине ночи и утром, когда воздух
имеет умеренную влажность и устойчивое соотношение температуры воздуха и почвы. 8
дневное   время   запаховые   следы   сохраняются   хуже,   встречается   много   отвлекающих
раздражителей,   местность   обычно   заслежена,   искомый   след   пересечен   другими   следами.
Фактор   времени   является   реальным   раздражителем,   на   который   образуются   стойкие
условные рефлексы. Собака, приученная работать в одно и то же время, в другое время не
работает.   Такая   стереотипия   отрицательно   влияет   на   рабочие   качества   собаки,   поэтому
тренировать собак нужно в разное время суток.

Длина   и   форма  следа.    Длина   следа   —   это   расстояние,   пройденное   прокладчиком

(нарушителем), от места постановки собаки на след до места задержания прокладчика следа.
В зависимости от протяженности запаховые следы принято делить на короткие длиной до 3
километров,   средние   —   до   5,   длинные   —   более   6.   Длина   следа   существенно   влияет   на
физическое   состояние   собаки   и   чувствительность   ее   обонятельного   анализатора.   Чем
длиннее след, тем больше утомляется собака, а общее утомление снижает чувствительность

ее обоняния к запаховому следу. Для успешной работы по следам необходимо тренировать
физическую выносливость собак на большие расстояния. Хорошо натренированные собаки
могут идти по запаховым следам несколько десятков километров. Помимо длины следа на
работоспособность собаки влияет форма (направление) линии следа. Прямой и непрерывный
след   облегчает   задачу   собаки,   прерывистый   с   углами,   петлями   и   поворотами   затрудняет
работу и утомляет собаку. Трудно работать собаке, когда имеются пересечения с другими
следами,   если   след   проходит   по   заслеженной   местности   или   обработан   маскирующими
запаховыми   средствами.   Особую   трудность   представляет   проработка   следов   в   обратном
направлении.

Давность   запахового   следа   определяется   временем,   прошедшим   с   момента

прохождения прокладчика следа до момента постановки собаки на запаховый след.

Принято различать: свежий, или «горячий», след — давностью до 1 часа, нормальный

след   —   до   3   часов   и   старый,   или   «холодный»,   след   —   давностью   до   4   часов   и   более.
Давность   имеет   решающее   значение   в   работе   собаки   по   запаховому   следу.   Чем   больше
давность следа, тем труднее работать собаке. Это объясняется тем, что с течением времени
запаховые молекулы постепенно улетучиваются и рассеиваются. Уменьшение концентрации
запаховых   частиц   зависит   от   многих   факторов   и   условий   окружающей   среды:   ветра,
влажности,   температуры   воздуха,   растительного   покрова   и   т. д.   Для   тонкой
дифференцировки   запаховых   следов   собака   должна   быть   приучена   к   работе   по
индивидуальному запаху человека, который наиболее устойчив к выветриванию, обладает
наибольшей   биологической   активностью   и   сохраняется   на   следах   большой   давности.
Уменьшение концентрации запаховых частиц резко затрудняет работу собаки по чутью и
снижает ее активность. Собака, неподготовленная к работе по индивидуальному запаху, не
способна прорабатывать следы большой давности. Подготовка собаки для работы по следам
давностью более 4 часов требует много времени, настойчивости и умения дрессировщика.
Подготавливая собаку для работы по следам большой давности, необходимо ее периодически
тренировать по следам небольшой давности — до 2 часов.

Условия окружающей среды могут воздействовать на собаку, как в отдельности, так и в

комплексе,   облегчая   или   затрудняя   ее   работу.   Несколько   факторов,   затрудняющих   работу
собаки,   действующих   одновременно   и   в   первый   раз,   могут   быть   причиной   отказа   ее   от
работы или безрезультатного применения на службе. В методике дрессировки и тренировки
служебных собак должна быть обоснованная последовательность ввода усложнений.

Глава 11

ОШИБКИ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ

СОБАК

Качество подготовки служебных собак зависит от умения дрессировщика правильно

выполнять приемы общей и специальной дрессировки.

Ошибки    —   это   неправильные   действия   дрессировщика   или   его   помощника,   в

результате   чего   у   собаки   образуются   нежелательные   условные   рефлексы,   затрудняющие
дальнейшую   подготовку  и  использование  собак   на  службе,  что  иногда  приводит   к  порче
собак.   Ошибки   присущи   в   основном   начинающим   дрессировщикам,   но   возможны   и   у
опытных.   Основные   причины   ошибок   —   слабое   знание   дрессировщиком   теоретических
положений, невнимательное отношение к работе с собакой, отсутствие постоянного анализа
своих действий.

Ошибки легче предупредить, чем исправлять и устранять их последствия. Для этого

необходимы   постоянный   контроль   и   помощь   со   стороны   опытных   инструкторов   —
руководителей   занятий.   Меньше   ошибок   допускают   дрессировщики,   которые   глубоко
изучили теорию, методику и технику дрессировки и правильно применяют ее практически. В
настоящей   главе   рассматриваются   общие   ошибки,   допускаемые   в   дрессировке   собак   и

повторяющиеся почти во всех приемах общей и специальной дрессировки.

Ошибки,   допущенные   дрессировщиком,   приводят   к   снижению   служебных   качеств

одной собаки. Но в процессе обучения дрессировщиков могут быть допущены ошибки и со
стороны   руководителя   занятий.   Эти   ошибки   отрицательно   сказываются   на   качестве
подготовки   большой   группы   собак,   и   устранить   их   намного   сложнее.   Поэтому   каждый
дрессировщик   должен   знать   общие   ошибки,   возможные   при   дрессировке,   хорошо
представлять их причины, последствия, меры предупреждения и исправления. Главная роль в
этом   отношении   принадлежит   руководителю   занятий.   Он   обязан   хорошо   знать   все
возможные ошибки  при дрессировке собак, уметь обнаружить их у обучаемых, помогать
устранять их.

Ошибки бывают техническими и методическими. К техническим относятся ошибки в

применении условных и безусловных раздражителей в сочетаниях, упражнениях, особенно
при пользовании механическими раздражителями (воздействие поводком, нажимы рукой) и
лакомством.   К   методическим   —   ошибки,   допускаемые   как   дрессировщиком,   так   и
руководителем   занятий   при   подборе   отдельных   безусловных   раздражителей,
последовательности   усложнения   каждого   приема,   условий   окружающей   среды   с   учетом
индивидуальных особенностей каждой собаки.

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ДРЕССИРОВЩИКОМ

Субъективное понимание поведения собаки.   Эта грубейшая ошибка, к сожалению,

встречается   у   многих   дрессировщиков,   особенно   у   недостаточно   подготовленных
теоретически, слабо знающих физиологические основы поведения и дрессировки собак. Они
очеловечивают собаку, обращаются с ней, как с существом, которое понимает человеческую
речь,   способно   мыслить,   сознательно   действовать,   руководствуясь   желанием   или
нежеланием,   представлениями  и  впечатлениями.   Это   приводит  к   тому,  что  дрессировщик
нарушает   методику   выработки   условных   рефлексов   и   предъявляет   к   собаке   непосильные
требования, приводящие к срывам и неврозам.

У   некоторых   начинающих   дрессировщиков   очеловечивание   собаки   проявляется   в

искажении команды. Например, вместо стандартной команды «Ко мне» они произносят «Иди
сюда». Некоторые дрессировщики, еще не выработав у собаки условного рефлекса, подают
команды,   подкрепив   их   жестами,   и   ждут   ответной   реакции.   Собаки,   естественно,   не
выполняют нужных действий и не реагируют на их слова. Нельзя забывать, что даже самое
сложное   поведение   собаки   —   суть   условные   рефлексы,   которые   образуются   при
определенных условиях воздействия условного и безусловного раздражителей.

Например, две собаки набрасываются друг на друга. Тогда молодые дрессировщики

растаскивают   их   в   стороны   и   начинают   наказывать,   думая,   что   собаки   знают,   за   что   их
наказывают. Бывает, что собака во время выгуливания погналась за кошкой, дрессировщик
подзывает собаку по команде «Ко мне», наказывает ударом поводка или хлыста.

В первом случае наказание ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой, но

не заглушает агрессивности собак друг к другу.

Во втором — удары поводком или хлыстом вступают в связь не с броском собаки за

кошкой, а с командой «Ко мне». Команда «Ко мне» и вид поводка в руках дрессировщика
подкрепляются   безусловным   болевым   воздействием.   У   собаки   образуется   неправильный
рефлекс на команду «Ко мне» и нежелательная связь на поводок — на эти сигналы собака
будет   убегать   от   дрессировщика.   Причиной   очеловечивания   поведения   собаки   является
непонимание различий в высшей нервной деятельности человека и собаки. Это различие, как
указывает   академик   И. П. Павлов,   заключается   в   том,   что   собака   обладает   только   первой
сигнальной системой, а человек, кроме первой сигнальной системы имеет еще и вторую,
связанную с речью и мышлением, т. е. смысловым значением слов.

Дрессировка без учета индивидуальных особенностей собаки.   Большой ошибкой

при   дрессировке   является   отсутствие   индивидуального   подхода   к   собаке.   Она

обнаруживается  при   проверке  степени   подготовленности   собак   в конце  первого  и  начале
второго периодов. При анализе причин большого количества низкой подготовленности собак
нередко выявляется, что дрессировка велась без учета индивидуальных особенностей каждой
собаки, шаблонно, по общей методике. Подтверждением этой ошибки является тот факт, что
отставание   в   курсе   дрессировки   наблюдается   у   собак   холерического   и   флегматического
типов,   с   преобладанием   пассивно-оборонительной,   ориентировочной   и   пищевой   реакций
поведения. Особенно низкие результаты наблюдаются у молодых собак, не прошедших курс
воспитательной дрессировки в подготовительном периоде.

Руководитель   занятий   обязан   знать   особенности   каждой   собаки   и   определять   в

индивидуальном   порядке   методы   дрессировки,   характер,   продолжительность,   силу   и
способы   применения   раздражителей   для   выработки   условных   рефлексов,   а   также
своевременно обнаруживать ошибки дрессировщиков и помогать устранять их.

Отсутствие   последовательности   в   отработке   приемов   дрессировки   и   ввода

усложнений.   В подготовке собак часто наблюдается стремление вырабатывать побольше
навыков в короткий срок или перейти поскорее к специальной дрессировке, не отработав
приемов   общей   дрессировки.   Спешка   приводит   к   тому,   что   условные   рефлексы   не
закрепляются   до   навыков,   а   выработка   отдельных   навыков   производится   небрежно,   без
последовательного   ввода   и   отработки   усложнений.   У   таких   собак   не   вырабатываются
стойкие условные рефлексы на команды и жесты, дрессировщик не в состоянии управлять
собакой в сложной обстановке. Например, собака, приученная к работе по запаховым следам
в   облегченных   условиях,   не   способна   проработать   след   даже   при   введении   одного
усложнения.   Приучение   собаки   к   работе   в   сложных   условиях   достигается   постепенным
введением усложнений. При работе собаки по чутью усложнять обстановку надо терпеливо,
осторожно   и   продуманно.   Так,   при   проработке   запахового   следа   человека   на   каждом
очередном занятии вводится только одно усложнение. Комплексная отработка усложнений
допустима лишь при отработке всех усложнений, введенных на предыдущих занятиях.

Передрессировка   возникает в результате переутомления нервной системы собаки от

частого и длительного повторения одних и тех же упражнений. Эта ошибка типична для
малоопытных   дрессировщиков,   которые   стремятся   скорее   усовершенствовать   служебные
качества собаки и не заботятся о конкретном режиме упражнений при отработке каждого
навыка.   Для   предотвращения   ошибок   надо   четко   планировать   занятия,   упражнения
отрабатывать в определенном режиме, сохраняя у собаки заинтересованность и активность в
работе.

Передрессировка собаки  возможна при  отработке любого приема, но чаще всего на

занятиях по преодолению препятствий, при апортировке, выборке вещей, развитии злобы и
задержании   убегающего   помощника.   Если   собака   отказывается   от   работы   в   результате
передрессировки, надо сделать перерыв в отработке данного приема на 1–2 недели.

Неправильное применение сочетания раздражителей  относится к наиболее частым

ошибкам, причина  которых — слабое знание  теории  дрессировки и  техники  выполнения
упражнений. Если начинающий дрессировщик плохо усвоил методику выработки условных
рефлексов, то его ошибки проявляются в неправильном сочетании условных и безусловных
раздражителей. Методика выработки условных рефлексов определяет правила дрессировки
собак,   которыми   обязаны   руководствоваться   все   дрессировщики   при   выполнении   любых
приемов.   В   дрессировке   обязательно   применение   условного   сигнала   перед   воздействием
безусловным раздражителем. Нарушение этого правила можно наблюдать при выработке у
собаки   условного   рефлекса   на   команду   «Рядом».   Начинающий   дрессировщик   часто   эту
команду подает после рывка поводком, поэтому условный рефлекс не образуется. Некоторые
дрессировщики допускают большой интервал по времени между условным и безусловным
раздражителями.   Например,   при   выработке   условного   рефлекса   на   команду   «Сидеть»
несвоевременное подкрепление безусловным воздействием на область поясницы вызывает у
собаки   и   запоздалую   ответную   реакцию.   У   собаки   образуется   отставленный   условный
рефлекс: собака садится не сразу, а только через некоторое время после подачи команды.

Частой   ошибкой   является   многократное   повторение   одной   и   той   же   команды   перед
подкреплением   безусловным   раздражителем.   В   результате   таких   повторов   сочетаний
образуется запаздывающий условный рефлекс, проявляющийся только после неоднократных
команд. Подобные ошибки могут быть допущены во многих приемах общей и специальной
дрессировки. Так, например, частое повторение команды «След» при работе по запаховому
следу вызывает у собаки стремление двигаться вперед без принюхивания к запаховому следу.

Одной из частых ошибок является неправильная интонация голоса при подаче команд:

всегда одинаково или в угрожающем тоне без учета индивидуальных особенностей собаки и
выполняемых   ею   действий.   Интонация   подаваемой   команды   должна   соответствовать
предстоящему воздействию безусловным раздражителем.

Команду «Фу» как сигнал запрещения целесообразно подавать, при попытках схватить

пищу, даваемую посторонним человеком или лежащую на земле, при набрасывании собаки
на проходящих людей, животных, а также в ряде других случаев, когда собака совершает
ненужные   действия.   В   этих   случаях   команда   подается   с   угрожающей   интонацией   и
подкрепляется   сильным   тормозным   безусловным   раздражителем   (рывок   поводком,   удар
хлыстом   или   прутом).   Во   всех   других   случаях   команда   «Фу»   должна   произноситься   с
различной интонацией в зависимости от назначения приема и поведения собаки.

Ошибка   в   даче   лакомства   может   быть   методической   и   технической.   Например,

пользование лакомством только в начале занятия приводит к тому, что собака в первой части
занятия активна, а в конце — снижает активность или совсем прекращает работу. Поэтому
лакомство надо давать по мере надобности в ходе всего занятия для поддержания активности
собаки на протяжении многочасовой работы. Бывают случаи, когда лакомство дается просто
так,   как   пища   для   кормления.   Тогда   оно   теряет   свое   поощряющее   и   стимулирующее
воздействие.   На   дрессировке   сильно   отражается   и   нерегулярная   дача   лакомства   в
первоначальный   период   выработки   условных   рефлексов   и   укреплении   их   до   навыков.
Лакомство должно даваться по определенной системе, небольшими кусочками одинаковых
размеров   за   правильное   выполнение   нужного   действия.   В   последующих   упражнениях
лакомство дается реже, заменяется поглаживанием и поощрительным словом «Хорошо».

Неправильное пользование поводком.   Поводок — важное средство воздействия на

собаку.   Поэтому   дрессировка   собак   зависит   и   от   умения   дрессировщика   пользоваться
поводком. В первый период дрессировки часто допускаются ошибки: рывки поводком во
время выгуливания собаки, при проработке следа и выработке выдержки, выборке вещей,
обыске местности; выгуливание собаки на коротком поводке и отработка «хождения рядом»
на длинном. Не следует пускать собаку на преодоление препятствий с поводком, так как он
мешает свободному движению, тормозит работу.

Иногда дрессировщики посылают собаку на выборку вещи с поводком, свисающим до

земли. Это приводит к тому, что поводок сбивает вещи в кучу, происходит наслоение запахов,
что затрудняет работу собаки. Незначительное движение дрессировщика поводком в момент
выборки вещи может стать сигналом для поднятия вещи без обнюхивания. Поэтому собаку
на выборку вещи следует посылать без поводка.

Молодые   дрессировщики   часто   неумело   пользуются   длинным   поводком   при

управлении поведением собаки: держат его не в той руке, наступают на него, что приводит к
рывкам.   Это   можно   наблюдать   при   работе   по   следу,   особенно   на   неровной   и   закрытой
местности: поводок цепляется за деревья, кусты, камни, в результате резко снижается темп
движения, собака быстро утомляется, снижается ее заинтересованность в работе, а иногда
она вообще отказывается от работы. Следовательно, собака должна быть приучена к работе
по следу без поводка. В лесистой местности управлять собакой надо голосом и жестами.
Если собака увеличивает темп движения и уходит от дрессировщика, то ее следует взять на
поводок и замедлить движение. Систематическое придержание собаки поводком на углах или
перед вещами приводит к тому, что у нее вырабатывается нежелательная связь на поводок,
поэтому   в   этих   случаях   дрессировщик   должен   управлять   собакой   с   помощью   других
сигналов.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..