|
|
ЕГЭ по русскому языку. Вопросы с ответами
|
Виды звуков
съежиться
стоят
приятная
серьезно (+)
честный (+)
класс (+)
ель
поет
Чередование звуков
грибы
повозка (+)
закат
молотьба (+)
отдать (+)
флаг
солнце
болеть
Корень
рослый (+)
возвращение
возраст (+)
вращаюсь
проСТОй
неВЕДомый (+)
ГУМанист
переВОЗчик (+)
Приставка
РОСсыпи (+)
НИЗкий
НИЗвергнутый (+)
РАСтительность
размножил
прокатка (+)
перекись
одноклассник
Аффиксы
записан
обхватила
удивленно (посмотрел) (+)
испугана
ключ_м
ш_рох
реч_нка (+)
туч_й
ключик – мальчик
речка – массовка (+)
преподаватель – выключатель (+)
братец – платьице
Окончание
ЗАИНТЕРЕСОВАЛА сообщением
РАСПОЛОЖЕНА рядом
вещь ЦЕННА
раздался СЛЕВА (+)
влевО
летИМ (+)
кинО
блИН
Слово и словоформа
подбирать, подобрать, подберу, подбор
земля, земли, земелька, землю
плохой, плохонький, плохого, плохонькому
идти, иди, шел, шел бы (+)
голосок, голос, голосище, подголосок
настроить, настроиться, настраиваться, настраивать
смелый, смелее, более смелый, наисмелейший (+)
синий, синяк, синить, синева
Способы словообразования
цветник – суффиксальный
водопровод – сложение основ
ванная – переход из одной части речи в другую
переходник – приставочный (+)
правнук
выспаться (+)
обходить
небольшой
подосиновик – приставочно-суффиксальный
пожелтеть – приставочный
гостиная – переход из одной части речи в другую
перевод – приставочный (+)
Словообразовательные цепи. Правила словообразования
подоконник образовано от оконный (+)
обниматься образовано от обнимать
расстраиваться образовано от расстраивать
d) представление образовано от представить
боль → болезнь → болезненный
молодой → молодежь → молодежный
киснуть → кислый → кисленький (+)
библиотека → библиотекарь → библиотекарский
Частеречные признаки. Самостоятельные и служебные части речи
Служебные части речи – предлоги, союзы, частицы.
Служебные части речи не изменяются.
Предлоги связывают простые предложения в составе сложного. (+)
Наречие, местоимение, числительное – самостоятельные части речи.
А. написана, открытый, предусмотревший, освещенная Б. кто-нибудь, кто-то, чуть-чуть, из-за
В. прочитал, идти, стеречь, скажешь Г. задуманы, говоря, молвив, какая-то
Б, В
В, Г
А, Б
А, В (+)
Существительное
галерея
пламя (+)
биология
оранжерея
интервью (+)
поэма
путь
Греция
Прилагательное
Прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени.
Прилагательные в форме сравнительной степени и форме превосходной степени в предложении являются определениями. (+)
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку.
обедали в СТОЛОВОЙ
был у ЗУБНОГО
ДЕЖУРНЫЙ проветрил класс
СТОЛОВАЯ посуда Числительное (+)
Числительные делятся на количественные и порядковые.
Имена числительные изменяются по падежам.
Имена числительные могут быть различными членами предложения.
Числовое значение может иметь только одна часть речи – числительное. (+)
шестидневка
двойка
второй (+)
пятерня
Местоимение
того – ты (+)
с ним – он
с собой – себя
о ком-нибудь – кто-нибудь
таков – указательное
сколько – вопросительное
свое – возвратное (+)
нечего – отрицательное
Глагол
Глухарь расправил (изъяв. накл.) крылья.
Если бы он узнал (усл. накл.) об этом раньше!
Вы завтра отправите (повел. накл.) ему книги. (+)
Алым светом отсвечивают (изъяв. накл.) мачты.
Вдали прогремело. (+)
Ландыш приятно пахнет.
Ель темнеет вдали.
Ожила природа весной.
Причастие
Причастие – самостоятельная часть речи.
Причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.
Причастие в единственном и множественном числе изменяется по падежам и родам. (+)
В предложении причастие обычно бывает определением, реже – сказуемым.
прочитанная книга
разбитое стекло
опрокинутый котенком
шумящего потока (+)
Деепричастие
Деепричастие – самостоятельная часть речи.
Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
Деепричастие изменяется по родам, числам. (+)
Деепричастие отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?».
работать не покладая рук
ходить задрав нос
мчаться во весь дух (+)
положа руку на сердце
Наречие
Наречие может служить для связи предложений в тексте.
Наречия могут сочетаться не только с глаголом, но и с деепричастием, причастием, реже – с прилагательным, существительным.
Наречие может сочетаться только с другим наречием. (+)
Наречия в предложении могут обозначать признак действия, образ действия, время или место действия.
двигаться бесшумно
плавно взмахивая
очень громко (+)
дважды пытался
Частица
Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениями или служат для образования форм слова.
Частицы не являются членами предложения.
Более, менее, самый – формообразующие частицы.
Частица изменяется вместе со словом, к которому она относится. (+)
Пошел он в лес ДА заблудился.
Мал золотник, ДА дорог.
ДА стучите громче! (+)
В тесноте, ДА не в обиде.
Предлог
Если два разных предлога имеют одинаковое значение, их называют предлогами-синонимами.
Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав члена предложения.
Предлоги, состоящие из одной согласной буквы или оканчивающиеся на согласную, имеют варианты: к – ко, об – обо и др.
Предлоги склоняются, как и существительные, к которым они относятся. (+)
ВВИДУ болезни – предлог, производный
В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное (+)
ЧЕРЕЗ кусты – предлог, непроизводный
МИМО дома – предлог, простой
Союз
Союз – служебная часть речи.
Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы по значению делятся на две группы: соединительные и разделительные. (+)
Союзы и, а, если – простые.
оттого что, как… так и, либо
пока, для того чтобы, также
как будто, словно, да
что, если, как (+)
Орфограмма в корне. Правописание гласных в корне
м_ролюбивый, заг_рать, р_скошный
зап_реться, з_ря, забл_стеть (+)
расст_латься, пол_гаться, р_стение (+)
насл_ждение, водор_сли, сост_влять
А. насл_ждаться
Б. зам_реть
В. выт_рать
Г. укр_щать (зверя)
В, Г
Б, В
А, Г (+)
Б, Г
ав_нгард
ф_талист
м_раторий (+)
п_родия
Орфограмма в приставке. Приставки с чередованием
пр_способить, пр_забавный, пр_влекательный
пр_думать, пр_спокойный, пр_рвать
пр_дать значение, беспр_кословно, пр_клонить колено
пр_чуда, пр_открыть, пр_терпеться к лишениям (+)
бе_вкусный (+)
в_дох (+)
не_добровать
ра_цвет
пр_вышение полномочий, пр_вередливый
пр_ходящая слава, пр_творить мечты в жизнь (+)
пр_клонить голову, пр_милый
непр_ступная крепость, старый пр_вратник
Орфограмма в суффиксе Суффиксы глаголов
бесед_вать
заглыд_вал (+)
команд_вал
завед_вал
просе_вать
рассматр_вать
гор_вать (+)
выпраш_вать
Суффиксы причастий
ороша_мый росой, усе_вший поле
высуш_вший озеро, зачисля_мый в списки
выкат_вший бочку, чуть слыш_мый (+)
брос_вший взгляд, исполня_мый оркестром
гон_щий зайца
стел_щийся туман (+)
хвал_щийся успехами
жал_щие пчелы
Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи
румя_ный, стари_ный, исти_ный
бараба_ный, подли_ный, нефтя_ной
улица пусты_на, письме_ный, торжестве_ный (+)
ночь безветре_на, оловя_ный, кожа_ный
погаше_ый костер
просея_а через сито (+)
купле_ый товар
маринова_ые огурцы
ОТЧАЯННО сопротивлялся – наречие, образовано от слова отчаянный, в котором пишутся две буквы Н
девочка внимательна и РАССЕЯНА – в кратком прилагательном пишется одна буква Н (+)
море ВЗВОЛНОВАНО бурей – в кратком причастии пишется одна буква Н
РАССЕЯННЫЕ по полю – в полном страдательном причастии прошедшего времени пишутся две буквы Н
Друзья медле_о двигались вдоль берега реки.
Петя отвечал пута_о. (+)
Малыщ испуга_о вскрикнул.
Неожида_о он увидел свет в окне.
Орфограмма в окончании Личные окончания глаголов
туман стел_тся, врач леч_т, готов_мся
бор_мся, старик дремл_т, разве_т печаль (+)
снег раста_т, завис_м, собака ла_т
наде_тся на успех, собака чу_т, он выдерж_т
они бор_тся с сорняками, пове_ло холодом
волны пен_тся, снега стел_тся
кле_т конверты, они терп_т (+)
ре_т флаги, кони дремл_т
Правописание гласных в окончании после шипящих и Ц
стеллаж_м
плюш_м (+)
вираж_м
шалаш_м
престиж_м
пейзаж_м
клещ_м (+)
барж_й
Слитное, дефисное, раздельное написание Правописание наречий
(В)КОНЕЦ разобиделись, (С)НАЛЕТУ, сделать (ИС)ПОДТИШКА
(С)НАЧАЛА подумай, (В)ВЕК не забыть, сделать (НА)ЧИСТО (+)
смотреть (В)ВЕРХ, (В)ГЛУБЬ реки, (БЕЗ)ОГЛЯДКИ
запчасти (В)ПРОК, выйти (С)ПОЗАРАНКУ, (С)ВЕРХУ (ДО)НИЗУ (+)
отложить (НА)УТРО, пошли (В)ТРОЕМ, (ПО)ЭТОМУ ушел
идти (ПО)ОДНОМУ, соскочить (НА)ХОДУ, ударить (С)РАЗМАХУ (+)
(ПО)НИЗУ оврага, видеть (НА)СКВОЗЬ, разбить (В)ДРЕБЕЗГИ
(С)ВЕРХУ горы, (С)НАЧАЛА года, говорить (БЕЗ)ТОЛКУ (+)
Правописание местоимений
ни(у)кого
(не)кому (+)
кое(с)кем
(у)него
(ни)кому
кое(в)чем
с (кем)нибудь (+)
(не)(у)кого
Правописание служебных слов
Говорили (НА)СЧЕТ похода.
Имей это (В)ВИДУ. (+)
Пошли в поход, (НЕ)СМОТРЯ на заморозки.
(В)СЛЕДСТВИЕ наводнения река вышла из берегов.
А. Вы ТО(ЖЕ) здесь бывали?
Б. Он обещал сделать ТО(ЖЕ) самое.
В. ЗА(ТО) тайга оживала, когда наступала весна.
Г. Чего не знаешь, ЗА(ТО) не берись.
А, Б
В, Г
Б, Г (+)
А, Г
Правописание отрицательных частиц
Всю зиму н_ разу не было оттепелей.
Н_ звездочки на небе чистом.
Н_ один мускул не дрогнул на его лице.
Когда я н_ звоню бабушке, она беспокоится и звонит мне сама. (+)
Чтобы она ни делала, все выходило у нее красиво.
Что бы она ни делала, все выходило у нее красиво. (+)
Что бы она не делала, все выходило у нее красиво.
Чтобы она не делала, все выходило у нее красиво.
Словосочетание. Главное и зависимое слово
бежать трусцой
письмо от брата
махать платком (+)
петь соловьем
костюм В ПОЛОСКУ
зреющие ХЛЕБА (+)
раненный В ПЛЕЧО
стоявший ПООДАЛЬ
Предложение. Главные члены предложения
А он знай себе распевает!
Он горит нетерпением участвовать в этой олимпиаде.
Хозяйка вечно пляшет под чужую дудку. (+)
На небе нет ни облачка.
Простое глагольное сказуемое выражает только грамматическое значение (не выражает лексическое значение). (+)
Подлежащее отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Осложненное простое предложение Предложение с однородными членами
Однородные члены предложения...
соединяются между собой сочинительными союзами
отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову
могут быть распространенными
всегда выражаются одной частью речи (+)
А. Вагонные составы словно проваливались в метель и нелегко было отыскать нужный вагон.
Б. Царское правительство не заинтересовалось «тунгусским феноменом» и экспедицию в тайгу не отправило.
В. Окончен рассказ и полуулыбка тронула его бесцветные губы. Г. Волны медленно шли к берегу и замедлялись на отмелях.
А, В
В, Г
Б, Г (+)
А, Б
Предложение с обособленными членами
Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер. (+)
А. Выезжаем на большак – широкую, бойкую дорогу.
Б. Зимней дорогой они – мать и дочь – добирались до Москвы несколько дней. В. Река Москва – живое зеркало Московии.
Г. Осмотрительность – мать мудрости.
А, Г
Б, Г
А, Б (+)
А, В
Предложения с конструкциями, синтаксически не связанными с ними
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Вводные слова – специальные слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.
Обращения и вводные слова являются членами предложения. (+)
А. Наконец а путь мне показался бесконечно длинным мы вошли в небольшую рощицу.
Б. Во время разлива река Лена заливает отчасти и окрестные поля.
В. И повисли над водою длинные в километр с лишним длиною! мосты, связавшие Азию с Европой.
Г. Умение держать слово – одно из главных достоинств человека.
А, Г
Б, В
В, Г
А, В (+)
Сложное предложение
Понятие сложного предложения
Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.
Простые предложение соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов. (+)
В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.
Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
Допевали петухи, ночь мешалась с днем. (+)
Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. (+)
Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
Сложное предложение с союзной связью между частями
Затихшая река дышала прохладной свежестью.
Прямые лучи солнца отвесно падали с неба.
В чистоте и ясности звездного блеска неба чувствовалась близость весны. (+)
В зарослях тростника завозились устроившиеся на ночлег птицы.
Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
В зеркальных окнах плыло только что поднявшее солнце.
Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях. (+)
Бессоюзное сложное предложение
День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем. (+)
Ветер первую зелень качает, прошлогодние мнет камыши.
Серп луны в просвете тучи с грустью тихою глядит, под ветвями ив плакучих тускло воду золотит.
Дед оказался прав, потому что к вечеру пришла гроза.
Ах, со мной, печальной узницей, ты опять побыть не мог.
Днем жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака. (+)
Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
Я не знаю, буду ли дома вечером.
Предложение с разными видами связи
Я несколько раз просыпался ночью, боясь проспать утром, и в шестом часу уже был на ногах.
Каждый раз, когда я видела Глафиру Сергеевну, она казалась мне непохожей на ту, которую я видела прежде.
Назавтра я стоял в этой комнате за дверями и слушал, как решалась судьба моя, а в кармане моем был револьвер. (+)
Был уже апрель в половине, вынули двойные рамы, и солнце стало яркими пучками освещать наши молчаливые комнаты.
Костер мой погас, но и без костра я видел очень ясно, что среди раков, которых я натаскал уже немало, не было ни одного голубого.
сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением
сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением
сложносочиненное предложение
сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью (+)
Связь предложений в тексте. Средства связи между предложениями
Недруг поддакивает. Друг спорит.
антонимы (+)
синонимы
лексический повтор
указательное местоимение
Если прислушаешься хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны.
повтор слов
однокоренные слова (+)
местоимение
синонимы
Студентам художественных колледжей показали портреты двух неизвестных и рассказали, что один из них интеллектуал и либерал, близкий участникам эксперимента по духу и политическим взглядам, другой - религиозный человек консервативных убеждений. Затем студентов стали спрашивать, как они сами и эти двое неизвестных могли бы повести себя в той или иной ситуации.
местоимение
антонимы
наречие времени (+)
лексический повтор (+)
Способы передачи чужой речи
В сказке «Орел-меценат» дятел говорил, что я умею ставить не только обыкновенные, но и «чрезвычайные» знаки препинания.
В сказке «Орел-меценат» дятла спрашивали о том, что знает ли он знаки препинания?
В сказке «Орел-меценат» дятла спрашивали о том, знает ли он знаки препинания. (+)
В сказке «Орел-меценат» дятел говорил, что умею ставить различные знаки препинания.
Он сказал то, что не придет сегодня.
Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.
Мне сказали то, что меня очень удивило. (+)
Теркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.
Знаки препинания в простом предложении Тире между подлежащим и сказуемым
Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится, если:
подлежащее выражено личным местоимением
b) при сказуемом есть отрицательная частица не
оба главных члена выражены неопределенной формой глагола (+)
сказуемое выражено именем прилагательным
А. Боец – это еще не воин.
Б. Ноябрь – не зима, а предзимье. В. Речи как мед, а дела как полынь.
Г. Жить на земле, душой стремиться в небо вот человека радостный удел.
А, Г
Б, В
А, В
Б, Г (+)
Тире в неполном предложении
А. Всему начало – отчий дом.
Б. Сквозь туман небо казалось ближе, а звезды – крупнее и ярче. В. История – это наша жизнь.
Г. Лес становился плотнее, а река – шире.
А, Г
Б, В
А, В
Б, Г (+)
А. С северной окраины доносился гул танков, а с восточной – звенящий рокот самолетов.
Б. Теплое молоко уже стояло на столе, а под крахмальной салфеткой – блюдце с солоноватым вареньем.
В. Геральдика – наука строгая.
Г. Впечатление – слово многозначное.
А, В
Б, Г
В, Г
А, Б (+)
Знаки препинания при однородных членах
А. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба.
Б. Звери обитают здесь, как по береговым зарослям, так и в самой долине.
В. Я никогда не мог видеть не только вырубленные рощи, но даже падение одного большого подрубленного дуба.
Г. Хотела было куча лип образовать аллею да вдруг ушла в лес и братски перепуталась с ельником, березняком.
a) |
А, Г |
||||||
b) |
Б, В |
||||||
c) |
Б, Г |
||||||
d)
99. В |
А, Б
каком |
варианте |
ответа |
указаны |
предложения, |
строение |
которых |
А. Кругом повсюду мох и под ногами и на камнях и на ветвях деревьев. Б. Ни справа ни слева ни на берегу никого не было.
В. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду чувствовалось приближение осени.
Г. Море порт город все превратилось в порывистую от ветра тьму.
А, В
Б, Г
В, Г (+)
Б, В
Обособление второстепенных конструкций
a) |
1, 3, 4, 5, 6 |
b) |
2, 3, 4 |
c) |
1, 2, 3, 4 |
d) |
1, 3, 4 |
А. Навстречу ей катил, запряженный шестеркой лошадей, экипаж. Б. Волга, вышедшая из берегов, затопила прибрежную часть города.
В. Время от времени он поднимал голову, проверяя свой маршрут по солнцу. Г. С трудом волоча ноги он отправился в путь.
А, Б
Б, В
В, Г
А, Г (+)
Знаки препинания в сложном предложении
Знаки препинания в ССП. Предложения с общей частью
Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор. (+)
Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака. (+)
Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы. (+)
Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. (+)
Знаки препинания в СПП
Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять ее надолго. (+)
Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом точно обступит елку.
Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке. (+)
Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.
Он обхватил стакан обеими руками, чтобы согреть пальцы, и долго молчал.
Он понял, что разговор окончен, и уныло поплелся прочь.
Мы подумали, что он опоздает, и что мы не сможем проститься с ним. (+)
Дядя поднял голову, и, словно только что проснулся, повел кругом глазами. (+)
Знаки препинания при передаче чужой речи
А. Карамзин утверждал: «Богатство языка есть богатство мысли».
Б. «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», - писал А. Н. Толстой.
В. Белинский писал о том, что: на Руси явилось «новое могучее дарование – Лермонтов».
Г. Герой Лермонтова говорит:
«В душе я клятву произнес: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной.»
А, Б
Б, В
В, Г (+)
А, Г
«Сынок, дай мне, пожалуйста, руку», - попросила меня мама. – «Здесь такая темень, хоть глаз коли». (+)
«Задерживаться здесь нельзя. Скоро начнется гроза», - заторопил нас Алексей.
Мать сердито сказала, что неужели так трудно держать свой стол в порядке. (+)
Болельщики возмущались: «Эх ты, в пустые ворота попасть не можешь!»
Знаки препинания при вставных, пояснительных и присоединительных конструкциях
А. Изредка лес прерывался открытыми полянами с блестящим и казалось влажным снегом.
Б. Одним словом, через короткое время я оказалась перед зданием с колоннами. В. На его счастье, они уже почти приехали.
Г. Впрочем технические подробности тогда его мало интересовали.
А, Б
А, Г (+)
Б, В
В, Г
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?), пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Однажды, не помню почему, спектакля не было.
Командиры бросили книги, карты (географические других на корабле не было) разговоры и стремительно побежали на палубу.
Елена, после знакомства с Инсаровым – начала (в пятый или шестой раз) дневник. (+)
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
способный к научной работе
готовый к путешествию
слабый на математику (+)
искренний в проявлении чувств
Я долго стоял и глядел им вслед.
Иван любил и любовался своей женой. (+)
Она жмет мою руку и тащит меня снова ходить, болтать, говорить.
Я услышала крики и подошла к окну.
Морфологические нормы
более шестисот участников
с восьмьюстами рублей
о четырехсот пятидесяти книгах (+)
сверх пятидесяти процентов
в тысяча восьмисотом году
несколько горячий оладий
лягте на пол
идти навстречу ним (+)
Орфоэпические нормы
щавЕль
бАловать (+)
экспЕрт
жалюзИ (+)
осведомИшься (+)
углубИть
донЕльзя
мозАичный (+)
бантЫ (+)
вероисповЕдание
обеспЕчение
сирОты (мн.ч.)
Оптовый (+)
кухОнный (+)
диспАнсер (+)
квартАл
Лексические нормы
В комнате, возле печки, стояла девушка, она была жарко натоплена.
Необычайный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.
Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.
А вы на земле проживете, как черви слепые живут. (+)
То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука.
С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он.
Его язык остолбенел от страха. (+)
Застывший пруд блестел, как зеркало.
Синонимы. Антонимы
Всюду языковое разноцветье. Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старин- ные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
необычно - одухотворенно
ушли - живут (+)
сверхделовой - старинный
литераторы - классики
Москва поглощает ОГРОМНОЕ количество цветов, и цены на них всегда ВЫСОКИЕ.
Тут всё зависит от МАСТЕРСТВА и от ВКУСА.
Вещь может быть дорогой, но НЕКРАСИВОЙ, БЕЗВКУСНОЙ. (+)
Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми НЕЗАМЕТНУЮ, но ПОСТОЯННУЮ власть.
Паронимы
архитекторский коллектив – архитектурный ансамбль
гористая местность – горная промышленность
почтенный возраст – почтительное расстояние
словесный запас – словарный портрет (+)
В предвыборную борьбу вступила не так давно сформированная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ партия.
Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.
Однажды утром в БУДНИЙ день я с дедом разгребал во дворе снег.
За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание. (+)
Лексические средства выразительности
Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка…
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь.
Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной На лоне мира и отрад.
Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам.
Со снопом волос своих овсяных Отоснилась ты мне навсегда...
метафора
гипербола
эпитет
олицетворение
метонимия
литота
аллегория
ассонанс Ответ: 1f, 2c, 3g, 4e, 5a (+)
Да, есть слова, что жгут, как пламя.
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум...
И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари…
Вот в Риме, например, я видел огурец. Ах, мой творец!
И по сию не вспомнюсь пору. Поверишь ли? Ну, право, был он с гору!
Откуда, умная, бредешь ты, голова?
метафора
гипербола
эпитет
олицетворение
аллитерация
литота
ирония
сравнение Ответ: 1h, 2c, 3a, 4b, 5g (+)
Синтаксические средства выразительности
Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер.
Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.
Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
синтаксический параллелизм
многосоюзие
эпифора
парцелляция
градация
анафора
ряды однородных членов
эллипсис Ответ: 1e, 2b, 3d, 4g, 5a (+)
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари…
Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.
Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.
Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной.
Изумительный наш народ…
анафора
эллипсис
градация
инверсия
эпифора
бессоюзие
оксюморон
антитеза Ответ: 1f, 2b, 3a, 4g, 5d (+)
Типы текстов
Хорош был Андрей: широк в плечах и тонок в поясе. Черные вьющиеся волосы обрамляли волевое лицо, с которого не сходила легкая полуулыбка. И изумрудные озера очей, обрамленные камышом длинных и густых, как у девицы, ресниц.
повествование
описание (+)
рассуждение
описание с элементами повествования
В зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа: описание, повествование, рассуждение.
В повествовании говорится о сменяющихся друг за другом действиях.
Среди описаний выделяются описание места, описание предмета, описание состояния.
В описании научного стиля используются сравнения, слова в переносном значении. (+)
Коммуникативный замысел текста
Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, - так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери - моей дочери - по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне "дед" я порой чувствую привязанность... Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими "прикидами" и "приколами", его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, - всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье...
Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?
проблема чести
проблема разрыва связей между поколениями (+)
проблема грубого обращения
проблема социального неравенства
Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. «Спрос определяет предложение», - разводят руками издатели.
Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. А что можно читать в автобусной сутолоке? Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.
проблема изменений в русском языке
проблема нравственного выбора
проблема снижения интересна к чтению (+)
проблема долга
Выражение собственного мнения о тексте
Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.
Комментарий должен связать проблему, которую сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой пойдет речь далее.
В комментарии уместны цитаты, различные ссылки на текст.
В комментарии важно выразить свое личное отношение к проблеме, раскрыть ее своими словами, а примеры из текста можно привести в аргументации. (+)
Эта проблема является актуальной. Автор рассказывает про даму-профессора, которая выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильма о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит - бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное.
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием. Е. Кореневский рассказывает историю о семидесятидвухлетнем москвиче, который написал письмо в журнал. В письме он говорит, что внук со своим внешним видом, со своей речью, взглядами, мыслями сильно отличается от предыдущих поколений. Поэтому, особенно страшно, по мнению автора, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистинне рушится.
Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по- настоящему встревожен тем, что всё чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто
«разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей.
d) Наверно, у каждого в жизни есть такой момент, когда он чувствует себя одиноким, никому ненужным. Поэтому можно твердо сказать, что эта проблема очень злободневна в наш быстроразвивающийся, информационный век.
////////////////////////////