ЕГЭ по русскому языку. Вопросы с ответами

 

  Главная      Учебники - Тесты по ЕГЭ    

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕГЭ по русскому языку. Вопросы с ответами

 

 

 


Виды звуков

Фонетика и морфемика

  1. В каком слове совпадает количество букв и звуков?

    1. съежиться

    2. стоят

    3. приятная

    4. серьезно (+)


  2. Укажите два слова, в которых букв больше, чем звуков.

    1. честный (+)

    2. класс (+)

    3. ель

    4. поет


      Чередование звуков

  3. Найдите два слова, написание которых не совпадает с их произношением.

    1. грибы

    2. повозка (+)

    3. закат

    4. молотьба (+)


  4. Укажите слово, в котором происходит озвончение согласного звука.

    1. отдать (+)

    2. флаг

    3. солнце

    4. болеть


      Корень

  5. Найдите два однокоренных слова к слову расти.

    1. рослый (+)

    2. возвращение

    3. возраст (+)

    4. вращаюсь


  6. Определите, в каких двух словах верно указан корень.

    1. проСТОй

    2. неВЕДомый (+)

    3. ГУМанист

    4. переВОЗчик (+)


      Приставка

  7. Укажите, в каких двух словах верно указана приставка.

    1. РОСсыпи (+)

    2. НИЗкий

    3. НИЗвергнутый (+)

    4. РАСтительность

  8. Какое из приведенных ниже слов содержит приставку, корень, суффикс и окончание?

    1. размножил

    2. прокатка (+)

    3. перекись

    4. одноклассник


      Аффиксы

  9. Какое слово отличается от других по своему строению?

    1. записан

    2. обхватила

    3. удивленно (посмотрел) (+)

    4. испугана


  10. Укажите слово с орфограммой “Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных».

    1. ключ_м

    2. ш_рох

    3. реч_нка (+)

    4. туч_й


  11. Найдите два варианта, в которых суффиксы омонимичны.

    1. ключик – мальчик

    2. речка – массовка (+)

    3. преподаватель – выключатель (+)

    4. братец – платьице


      Окончание

  12. В каком из выделенных слов А не является окончанием?

    1. ЗАИНТЕРЕСОВАЛА сообщением

    2. РАСПОЛОЖЕНА рядом

    3. вещь ЦЕННА

    4. раздался СЛЕВА (+)


  13. Найдите слово, в котором верно указано окончание.

    1. влевО

    2. летИМ (+)

    3. кинО

    4. блИН


      Слово и словоформа

      Словообразование


  14. В каком ряду все слова – формы одного слова?

    1. подбирать, подобрать, подберу, подбор

    2. земля, земли, земелька, землю

    3. плохой, плохонький, плохого, плохонькому

    4. идти, иди, шел, шел бы (+)


  15. В каком ряду все слова – формы одного слова?

    1. голосок, голос, голосище, подголосок

    2. настроить, настроиться, настраиваться, настраивать

    3. смелый, смелее, более смелый, наисмелейший (+)

    4. синий, синяк, синить, синева


      Способы словообразования

  16. Найдите ошибку в определении способа образования слова.

    1. цветник – суффиксальный

    2. водопровод – сложение основ

    3. ванная – переход из одной части речи в другую

    4. переходник – приставочный (+)


  17. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

    1. правнук

    2. выспаться (+)

    3. обходить

    4. небольшой


  18. Найдите ошибку в определении способа образования слова.

    1. подосиновик – приставочно-суффиксальный

    2. пожелтеть – приставочный

    3. гостиная – переход из одной части речи в другую

    4. перевод – приставочный (+)


      Словообразовательные цепи. Правила словообразования

  19. В какой паре словообразовательные отношения определены неправильно?

    1. подоконник образовано от оконный (+)

    2. обниматься образовано от обнимать

    3. расстраиваться образовано от расстраивать

      d) представление образовано от представить


  20. В каком варианте ответа в словообразовательной цепочке допущена ошибка?

    1. боль → болезнь → болезненный

    2. молодой → молодежь → молодежный

    3. киснуть → кислый → кисленький (+)

    4. библиотека → библиотекарь → библиотекарский

      Морфология

      Частеречные признаки. Самостоятельные и служебные части речи

  21. Какое утверждение является неверным?

    1. Служебные части речи – предлоги, союзы, частицы.

    2. Служебные части речи не изменяются.

    3. Предлоги связывают простые предложения в составе сложного. (+)

    4. Наречие, местоимение, числительное – самостоятельные части речи.


  22. В каком варианте ответа указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

    А. написана, открытый, предусмотревший, освещенная Б. кто-нибудь, кто-то, чуть-чуть, из-за

    В. прочитал, идти, стеречь, скажешь Г. задуманы, говоря, молвив, какая-то


    1. Б, В

    2. В, Г

    3. А, Б

    4. А, В (+)


      Существительное

  23. Какое существительное не относится к 1-му склонению?

    1. галерея

    2. пламя (+)

    3. биология

    4. оранжерея


  24. Укажите несклоняемое существительное.

    1. интервью (+)

    2. поэма

    3. путь

    4. Греция


      Прилагательное

  25. Какое утверждение является неверным?

    1. Прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную.

    2. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени.

    3. Прилагательные в форме сравнительной степени и форме превосходной степени в предложении являются определениями. (+)

    4. Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку.


  26. Какое из выделенных слов является прилагательным?

    1. обедали в СТОЛОВОЙ

    2. был у ЗУБНОГО

    3. ДЕЖУРНЫЙ проветрил класс

    4. СТОЛОВАЯ посуда Числительное (+)

  27. Какое утверждение является неверным?

    1. Числительные делятся на количественные и порядковые.

    2. Имена числительные изменяются по падежам.

    3. Имена числительные могут быть различными членами предложения.

    4. Числовое значение может иметь только одна часть речи – числительное. (+)


  28. Найдите числительное.

    1. шестидневка

    2. двойка

    3. второй (+)

    4. пятерня


      Местоимение

  29. Определите, где начальная форма местоимения указана неверно.

    1. того – ты (+)

    2. с ним – он

    3. с собой – себя

    4. о ком-нибудь – кто-нибудь


  30. Найдите ошибку в определении разряда местоимения.

    1. таков – указательное

    2. сколько – вопросительное

    3. свое – возвратное (+)

    4. нечего – отрицательное


      Глагол

  31. Найдите ошибку в определении наклонения глагола.

    1. Глухарь расправил (изъяв. накл.) крылья.

    2. Если бы он узнал (усл. накл.) об этом раньше!

    3. Вы завтра отправите (повел. накл.) ему книги. (+)

    4. Алым светом отсвечивают (изъяв. накл.) мачты.


  32. Укажите предложение с глаголом в безличном значении.

    1. Вдали прогремело. (+)

    2. Ландыш приятно пахнет.

    3. Ель темнеет вдали.

    4. Ожила природа весной.


      Причастие

  33. Какое утверждение является неверным?

    1. Причастие – самостоятельная часть речи.

    2. Причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.

    3. Причастие в единственном и множественном числе изменяется по падежам и родам. (+)

    4. В предложении причастие обычно бывает определением, реже – сказуемым.

  34. В каком словосочетании есть действительное причастие?

    1. прочитанная книга

    2. разбитое стекло

    3. опрокинутый котенком

    4. шумящего потока (+)


      Деепричастие

  35. Какое утверждение является неверным?

    1. Деепричастие – самостоятельная часть речи.

    2. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

    3. Деепричастие изменяется по родам, числам. (+)

    4. Деепричастие отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?».


  36. В состав какого фразеологизма не входит деепричастие?

    1. работать не покладая рук

    2. ходить задрав нос

    3. мчаться во весь дух (+)

    4. положа руку на сердце


      Наречие

  37. Какое утверждение является неверным?

    1. Наречие может служить для связи предложений в тексте.

    2. Наречия могут сочетаться не только с глаголом, но и с деепричастием, причастием, реже – с прилагательным, существительным.

    3. Наречие может сочетаться только с другим наречием. (+)

    4. Наречия в предложении могут обозначать признак действия, образ действия, время или место действия.


  38. В каком словосочетании наречие сочетается с наречием?

    1. двигаться бесшумно

    2. плавно взмахивая

    3. очень громко (+)

    4. дважды пытался


      Частица

  39. Какое утверждение является неверным?

    1. Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениями или служат для образования форм слова.

    2. Частицы не являются членами предложения.

    3. Более, менее, самый – формообразующие частицы.

    4. Частица изменяется вместе со словом, к которому она относится. (+)


  40. В каком предложении выделенное слово является частицей?

    1. Пошел он в лес ДА заблудился.

    2. Мал золотник, ДА дорог.

    3. ДА стучите громче! (+)

    4. В тесноте, ДА не в обиде.

      Предлог

  41. Какое утверждение является неверным?

    1. Если два разных предлога имеют одинаковое значение, их называют предлогами-синонимами.

    2. Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав члена предложения.

    3. Предлоги, состоящие из одной согласной буквы или оканчивающиеся на согласную, имеют варианты: к – ко, об – обо и др.

    4. Предлоги склоняются, как и существительные, к которым они относятся. (+)


  42. Найдите ошибку в определении морфологических признаков выделенного слова.

    1. ВВИДУ болезни – предлог, производный

    2. В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное (+)

    3. ЧЕРЕЗ кусты – предлог, непроизводный

    4. МИМО дома – предлог, простой


      Союз

  43. Какое утверждение является неверным?

    1. Союз – служебная часть речи.

    2. Союзы бывают сочинительные и подчинительные.

    3. Сочинительные союзы по значению делятся на две группы: соединительные и разделительные. (+)

    4. Союзы и, а, если – простые.


  44. В каком ряду только подчинительные союзы?

    1. оттого что, как… так и, либо

    2. пока, для того чтобы, также

    3. как будто, словно, да

    4. что, если, как (+)

      Орфография

      Орфограмма в корне. Правописание гласных в корне

  45. Укажите два ряда слов с пропущенными чередующимися гласными в корне.

    1. м_ролюбивый, заг_рать, р_скошный

    2. зап_реться, з_ря, забл_стеть (+)

    3. расст_латься, пол_гаться, р_стение (+)

    4. насл_ждение, водор_сли, сост_влять


  46. В каком варианте ответа указаны слова, в которых написание пропущенной гласной в корне проверяется ударением?

    А. насл_ждаться

    Б. зам_реть

    В. выт_рать

    Г. укр_щать (зверя)


    1. В, Г

    2. Б, В

    3. А, Г (+)

    4. Б, Г


  47. Укажите слово с буквой О в корне.

    1. ав_нгард

    2. ф_талист

    3. м_раторий (+)

    4. п_родия


      Орфограмма в приставке. Приставки с чередованием

  48. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется И?

    1. пр_способить, пр_забавный, пр_влекательный

    2. пр_думать, пр_спокойный, пр_рвать

    3. пр_дать значение, беспр_кословно, пр_клонить колено

    4. пр_чуда, пр_открыть, пр_терпеться к лишениям (+)


  49. Укажите два варианта, в которых на месте пропуска следует писать букву З.

    1. бе_вкусный (+)

    2. в_дох (+)

    3. не_добровать

    4. ра_цвет


  50. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется Е?

    1. пр_вышение полномочий, пр_вередливый

    2. пр_ходящая слава, пр_творить мечты в жизнь (+)

    3. пр_клонить голову, пр_милый

    4. непр_ступная крепость, старый пр_вратник

      Орфограмма в суффиксе Суффиксы глаголов

  51. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы?

    1. бесед_вать

    2. заглыд_вал (+)

    3. команд_вал

    4. завед_вал


  52. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

    1. просе_вать

    2. рассматр_вать

    3. гор_вать (+)

    4. выпраш_вать


      Суффиксы причастий

  53. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

    1. ороша_мый росой, усе_вший поле

    2. высуш_вший озеро, зачисля_мый в списки

    3. выкат_вший бочку, чуть слыш_мый (+)

    4. брос_вший взгляд, исполня_мый оркестром


  54. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?

    1. гон_щий зайца

    2. стел_щийся туман (+)

    3. хвал_щийся успехами

    4. жал_щие пчелы


      Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи

  55. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишутся две буквы Н?

    1. румя_ный, стари_ный, исти_ный

    2. бараба_ный, подли_ный, нефтя_ной

    3. улица пусты_на, письме_ный, торжестве_ный (+)

    4. ночь безветре_на, оловя_ный, кожа_ный


  56. В каком слове пишется одна буква Н?

    1. погаше_ый костер

    2. просея_а через сито (+)

    3. купле_ый товар

    4. маринова_ые огурцы

  57. В каком случае неправильное объяснение выбора Н или НН ведет к орфографической ошибке?

    1. ОТЧАЯННО сопротивлялся – наречие, образовано от слова отчаянный, в котором пишутся две буквы Н

    2. девочка внимательна и РАССЕЯНА – в кратком прилагательном пишется одна буква Н (+)

    3. море ВЗВОЛНОВАНО бурей – в кратком причастии пишется одна буква Н

    4. РАССЕЯННЫЕ по полю – в полном страдательном причастии прошедшего времени пишутся две буквы Н


  58. В каком предложении в слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

    1. Друзья медле_о двигались вдоль берега реки.

    2. Петя отвечал пута_о. (+)

    3. Малыщ испуга_о вскрикнул.

    4. Неожида_о он увидел свет в окне.


      Орфограмма в окончании Личные окончания глаголов

  59. В каком варианте ответа во всех словах пропущена буква Е?

    1. туман стел_тся, врач леч_т, готов_мся

    2. бор_мся, старик дремл_т, разве_т печаль (+)

    3. снег раста_т, завис_м, собака ла_т

    4. наде_тся на успех, собака чу_т, он выдерж_т


  60. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я?

    1. они бор_тся с сорняками, пове_ло холодом

    2. волны пен_тся, снега стел_тся

    3. кле_т конверты, они терп_т (+)

    4. ре_т флаги, кони дремл_т


      Правописание гласных в окончании после шипящих и Ц

  61. В каком слове на месте пропуска следует писать букву Е?

    1. стеллаж_м

    2. плюш_м (+)

    3. вираж_м

    4. шалаш_м


  62. В каком слове на месте пропуска следует писать букву О?

    1. престиж_м

    2. пейзаж_м

    3. клещ_м (+)

    4. барж_й

      Слитное, дефисное, раздельное написание Правописание наречий

  63. Укажите два варианта, где все выделенные слова пишутся слитно.

    1. (В)КОНЕЦ разобиделись, (С)НАЛЕТУ, сделать (ИС)ПОДТИШКА

    2. (С)НАЧАЛА подумай, (В)ВЕК не забыть, сделать (НА)ЧИСТО (+)

    3. смотреть (В)ВЕРХ, (В)ГЛУБЬ реки, (БЕЗ)ОГЛЯДКИ

    4. запчасти (В)ПРОК, выйти (С)ПОЗАРАНКУ, (С)ВЕРХУ (ДО)НИЗУ (+)


  64. Укажите два варианта, где все выделенные слова пишутся раздельно.

    1. отложить (НА)УТРО, пошли (В)ТРОЕМ, (ПО)ЭТОМУ ушел

    2. идти (ПО)ОДНОМУ, соскочить (НА)ХОДУ, ударить (С)РАЗМАХУ (+)

    3. (ПО)НИЗУ оврага, видеть (НА)СКВОЗЬ, разбить (В)ДРЕБЕЗГИ

    4. (С)ВЕРХУ горы, (С)НАЧАЛА года, говорить (БЕЗ)ТОЛКУ (+)


      Правописание местоимений

  65. Какое местоимение пишется в одно слово?

    1. ни(у)кого

    2. (не)кому (+)

    3. кое(с)кем

    4. (у)него


  66. В каком варианте слово пишется через дефис?

    1. (ни)кому

    2. кое(в)чем

    3. с (кем)нибудь (+)

    4. (не)(у)кого


      Правописание служебных слов

  67. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

    1. Говорили (НА)СЧЕТ похода.

    2. Имей это (В)ВИДУ. (+)

    3. Пошли в поход, (НЕ)СМОТРЯ на заморозки.

    4. (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения река вышла из берегов.


  68. В каком варианте ответа выделенные слова пишутся раздельно?

    А. Вы ТО(ЖЕ) здесь бывали?

    Б. Он обещал сделать ТО(ЖЕ) самое.

    В. ЗА(ТО) тайга оживала, когда наступала весна.

     Г. Чего не знаешь, ЗА(ТО) не берись.


    1. А, Б

    2. В, Г

    3. Б, Г (+)

    4. А, Г

      Правописание отрицательных частиц

  69. В каком предложении на месте пропуска пишется буква Е?

    1. Всю зиму н_ разу не было оттепелей.

    2. Н_ звездочки на небе чистом.

    3. Н_ один мускул не дрогнул на его лице.

    4. Когда я н_ звоню бабушке, она беспокоится и звонит мне сама. (+)


  70. В каком предложении нет орфографической ошибки?

    1. Чтобы она ни делала, все выходило у нее красиво.

    2. Что бы она ни делала, все выходило у нее красиво. (+)

    3. Что бы она не делала, все выходило у нее красиво.

    4. Чтобы она не делала, все выходило у нее красиво.

       

       

      Синтаксис

      Словосочетание. Главное и зависимое слово

  71. Какое словосочетание имеет такое же строение, как словосочетание гордиться другом?

    1. бежать трусцой

    2. письмо от брата

    3. махать платком (+)

    4. петь соловьем


  72. В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?

    1. костюм В ПОЛОСКУ

    2. зреющие ХЛЕБА (+)

    3. раненный В ПЛЕЧО

    4. стоявший ПООДАЛЬ


      Предложение. Главные члены предложения

  73. В каком предложении грамматическая основа указана неверно?

    1. А он знай себе распевает!

    2. Он горит нетерпением участвовать в этой олимпиаде.

    3. Хозяйка вечно пляшет под чужую дудку. (+)

    4. На небе нет ни облачка.


  74. Какое утверждение является неверным?

    1. Простое глагольное сказуемое выражает только грамматическое значение (не выражает лексическое значение). (+)

    2. Подлежащее отвечает на вопросы «кто?», «что?».

    3. Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

    4. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.


      Осложненное простое предложение Предложение с однородными членами

  75. Какое утверждение является неверным?

    Однородные члены предложения...

    1. соединяются между собой сочинительными союзами

    2. отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову

    3. могут быть распространенными

    4. всегда выражаются одной частью речи (+)

  76. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз И связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены)?

    А. Вагонные составы словно проваливались в метель и нелегко было отыскать нужный вагон.

    Б. Царское правительство не заинтересовалось «тунгусским феноменом» и экспедицию в тайгу не отправило.

    В. Окончен рассказ и полуулыбка тронула его бесцветные губы. Г. Волны медленно шли к берегу и замедлялись на отмелях.


    1. А, В

    2. В, Г

    3. Б, Г (+)

    4. А, Б


      Предложение с обособленными членами

  77. В каком предложении есть обособленное приложение?

    1. Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.

    2. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.

    3. Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.

    4. На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер. (+)


  78. В каком варианте ответа указаны предложения с тире при обосоленных приложениях?

    А. Выезжаем на большак – широкую, бойкую дорогу.

    Б. Зимней дорогой они – мать и дочь – добирались до Москвы несколько дней. В. Река Москва – живое зеркало Московии.

    Г. Осмотрительность – мать мудрости.


    1. А, Г

    2. Б, Г

    3. А, Б (+)

    4. А, В


      Предложения с конструкциями, синтаксически не связанными с ними

  79. Какое утверждение является неверным?

    1. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

    2. Вводные слова – специальные слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

    3. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.

    4. Обращения и вводные слова являются членами предложения. (+)

     

  80. В каком варианте ответа указаны предложения, в которые включены вставные конструкции (знаки препинания не расставлены)?

    А. Наконец а путь мне показался бесконечно длинным мы вошли в небольшую рощицу.

    Б. Во время разлива река Лена заливает отчасти и окрестные поля.

    В. И повисли над водою длинные в километр с лишним длиною! мосты, связавшие Азию с Европой.

    Г. Умение держать слово – одно из главных достоинств человека.


    1. А, Г

    2. Б, В

    3. В, Г

    4. А, В (+)


      Сложное предложение

      Понятие сложного предложения

  81. Укажите неверное утверждение.

    1. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.

    2. Простые предложение соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов. (+)

    3. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.

    4. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.


  82. Найдите два сложных предложения.

    1. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

    2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем. (+)

    3. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. (+)

    4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.


      Сложное предложение с союзной связью между частями

  83. В каком варианте ответа члены предложения связаны сочинительной связью?

    1. Затихшая река дышала прохладной свежестью.

    2. Прямые лучи солнца отвесно падали с неба.

    3. В чистоте и ясности звездного блеска неба чувствовалась близость весны. (+)

    4. В зарослях тростника завозились устроившиеся на ночлег птицы.


  84. Найдите сложноподчиненное предложение (знаки препинания не расставлены).

    1. Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.

    2. Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.

    3. В зеркальных окнах плыло только что поднявшее солнце.

    4. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях. (+)

      Бессоюзное сложное предложение

  85. Найдите бессоюзное(-ые) предложение(-я).

    1. День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем. (+)

    2. Ветер первую зелень качает, прошлогодние мнет камыши.

    3. Серп луны в просвете тучи с грустью тихою глядит, под ветвями ив плакучих тускло воду золотит.

    4. Дед оказался прав, потому что к вечеру пришла гроза.


  86. Найдите бессоюзное(-ые) предложение(-я).

    1. Ах, со мной, печальной узницей, ты опять побыть не мог.

    2. Днем жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака. (+)

    3. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

    4. Я не знаю, буду ли дома вечером.


      Предложение с разными видами связи

  87. Укажите предложение, соответствующее следующей характеристике: сложное предложение с сочинением и подчинением.

    1. Я несколько раз просыпался ночью, боясь проспать утром, и в шестом часу уже был на ногах.

    2. Каждый раз, когда я видела Глафиру Сергеевну, она казалась мне непохожей на ту, которую я видела прежде.

    3. Назавтра я стоял в этой комнате за дверями и слушал, как решалась судьба моя, а в кармане моем был револьвер. (+)

    4. Был уже апрель в половине, вынули двойные рамы, и солнце стало яркими пучками освещать наши молчаливые комнаты.


  88. Выберите правильную характеристику следующего предложения.

    Костер мой погас, но и без костра я видел очень ясно, что среди раков, которых я натаскал уже немало, не было ни одного голубого.

    1. сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением

    2. сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением

    3. сложносочиненное предложение

    4. сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью (+)


      Связь предложений в тексте. Средства связи между предложениями

  89. Определите средство(-а) связи следующих предложений.

    Недруг поддакивает. Друг спорит.


    1. антонимы (+)

    2. синонимы

    3. лексический повтор

    4. указательное местоимение

  90. Определите средство(-а) связи предложений.

    Если прислушаешься хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны.

    1. повтор слов

    2. однокоренные слова (+)

    3. местоимение

    4. синонимы


  91. Определите средство(-а) связи предложений.

    Студентам художественных колледжей показали портреты двух неизвестных и рассказали, что один из них интеллектуал и либерал, близкий участникам эксперимента по духу и политическим взглядам, другой - религиозный человек консервативных убеждений. Затем студентов стали спрашивать, как они сами и эти двое неизвестных могли бы повести себя в той или иной ситуации.


    1. местоимение

    2. антонимы

    3. наречие времени (+)

    4. лексический повтор (+)


      Способы передачи чужой речи

  92. Укажите предложение, в котором косвенная речь передана без ошибок.

    1. В сказке «Орел-меценат» дятел говорил, что я умею ставить не только обыкновенные, но и «чрезвычайные» знаки препинания.

    2. В сказке «Орел-меценат» дятла спрашивали о том, что знает ли он знаки препинания?

    3. В сказке «Орел-меценат» дятла спрашивали о том, знает ли он знаки препинания. (+)

    4. В сказке «Орел-меценат» дятел говорил, что умею ставить различные знаки препинания.


  93. В каком предложении не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи?

    1. Он сказал то, что не придет сегодня.

    2. Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.

    3. Мне сказали то, что меня очень удивило. (+)

    4. Теркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.

      Пунктуация

      Знаки препинания в простом предложении Тире между подлежащим и сказуемым

  94. Какое утверждение является неверным?

    Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится, если:


    1. подлежащее выражено личным местоимением

      b) при сказуемом есть отрицательная частица не

      1. оба главных члена выражены неопределенной формой глагола (+)

      2. сказуемое выражено именем прилагательным


  95. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки?

    А. Боец – это еще не воин.

    Б. Ноябрь – не зима, а предзимье. В. Речи как мед, а дела как полынь.

    Г. Жить на земле, душой стремиться в небо вот человека радостный удел.


    1. А, Г

    2. Б, В

    3. А, В

    4. Б, Г (+)


      Тире в неполном предложении

  96. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых тире стоит в качестве знака препинания в неполном предложении?

    А. Всему начало – отчий дом.

    Б. Сквозь туман небо казалось ближе, а звезды – крупнее и ярче. В. История – это наша жизнь.

    Г. Лес становился плотнее, а река – шире.


    1. А, Г

    2. Б, В

    3. А, В

    4. Б, Г (+)


  97. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых тире стоит в качестве знака препинания в неполном предложении?

    А. С северной окраины доносился гул танков, а с восточной – звенящий рокот самолетов.

    Б. Теплое молоко уже стояло на столе, а под крахмальной салфеткой – блюдце с солоноватым вареньем.

    В. Геральдика – наука строгая.

    Г. Впечатление – слово многозначное.


    1. А, В

    2. Б, Г

    3. В, Г

    4. А, Б (+)

      Знаки препинания при однородных членах

  98. В каком варианте ответа указаны предложения с пунктуационной ошибкой?

    А. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

    Б. Звери обитают здесь, как по береговым зарослям, так и в самой долине.

    В. Я никогда не мог видеть не только вырубленные рощи, но даже падение одного большого подрубленного дуба.

    Г. Хотела было куча лип образовать аллею да вдруг ушла в лес и братски перепуталась с ельником, березняком.


    a)

    А, Г

    b)

    Б, В

    c)

    Б, Г

    d)


    99. В

    А, Б


    каком


    варианте


    ответа


    указаны


    предложения,


    строение


    которых

    соответствует схеме: ○, ○, ○ – ʘ (союзы в схеме не указаны, знаки препинания в предложениях не расставлены)?

    А. Кругом повсюду мох и под ногами и на камнях и на ветвях деревьев. Б. Ни справа ни слева ни на берегу никого не было.

    В. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду чувствовалось приближение осени.

    Г. Море порт город все превратилось в порывистую от ветра тьму.


    1. А, В

    2. Б, Г

    3. В, Г (+)

    4. Б, В


Обособление второстепенных конструкций

  1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Стараясь держаться в густой лунной тени (1) бойцы (2) бесшумно преодолев крутизну (3) оказались на вершине (4) поросшей (5) подернутыми нежно-зеленой листвой (6) карликовыми деревьями.


    a)

    1, 3, 4, 5, 6

    b)

    2, 3, 4

    c)

    1, 2, 3, 4

    d)

    1, 3, 4


  2. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки?

    А. Навстречу ей катил, запряженный шестеркой лошадей, экипаж. Б. Волга, вышедшая из берегов, затопила прибрежную часть города.

    В. Время от времени он поднимал голову, проверяя свой маршрут по солнцу. Г. С трудом волоча ноги он отправился в путь.


    1. А, Б

    2. Б, В

    3. В, Г

    4. А, Г (+)

      Знаки препинания в сложном предложении

      Знаки препинания в ССП. Предложения с общей частью

  3. Укажите два сложносочиненных предложения, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).

    1. Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор. (+)

    2. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

    3. В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака. (+)

    4. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.


  4. Найдите два сложносочиненных предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

    1. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

    2. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.

    3. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы. (+)

    4. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. (+)


      Знаки препинания в СПП

  5. Найдите два сложноподчиненных предложения с пунктуационными ошибками.

    1. Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять ее надолго. (+)

    2. Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом точно обступит елку.

    3. Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке. (+)

    4. Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.


  6. Укажите, в каких двух предложениях не нужна запятая перед союзом И.

    1. Он обхватил стакан обеими руками, чтобы согреть пальцы, и долго молчал.

    2. Он понял, что разговор окончен, и уныло поплелся прочь.

    3. Мы подумали, что он опоздает, и что мы не сможем проститься с ним. (+)

    4. Дядя поднял голову, и, словно только что проснулся, повел кругом глазами. (+)

      Знаки препинания при передаче чужой речи

  7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых цитата оформлена неверно?

    А. Карамзин утверждал: «Богатство языка есть богатство мысли».

    Б. «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», - писал А. Н. Толстой.

    В. Белинский писал о том, что: на Руси явилось «новое могучее дарование – Лермонтов».

    Г. Герой Лермонтова говорит:

    «В душе я клятву произнес: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь

    Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной.»


    1. А, Б

    2. Б, В

    3. В, Г (+)

    4. А, Г


  8. Укажите два предложения, в которых допущены ошибки в оформлении знаков препинания при прямой и косвенной речи.

    1. «Сынок, дай мне, пожалуйста, руку», - попросила меня мама. – «Здесь такая темень, хоть глаз коли». (+)

    2. «Задерживаться здесь нельзя. Скоро начнется гроза», - заторопил нас Алексей.

    3. Мать сердито сказала, что неужели так трудно держать свой стол в порядке. (+)

    4. Болельщики возмущались: «Эх ты, в пустые ворота попасть не можешь!»


      Знаки препинания при вставных, пояснительных и присоединительных конструкциях

  9. В каком варианте ответа указаны предложения с пунктуационными ошибками?

    А. Изредка лес прерывался открытыми полянами с блестящим и казалось влажным снегом.

    Б. Одним словом, через короткое время я оказалась перед зданием с колоннами. В. На его счастье, они уже почти приехали.

    Г. Впрочем технические подробности тогда его мало интересовали.


    1. А, Б

    2. А, Г (+)

    3. Б, В

    4. В, Г


  10. Укажите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

    1. И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?), пусть будут счастливы все, все твои друзья!

    2. Однажды, не помню почему, спектакля не было.

    3. Командиры бросили книги, карты (географические других на корабле не было) разговоры и стремительно побежали на палубу.

    4. Елена, после знакомства с Инсаровым – начала (в пятый или шестой раз) дневник. (+)

      Языковые нормы

      Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

  11. В каком словосочетании допущена ошибка в выборе падежа существительного и/или в выборе предлога?


    1. способный к научной работе

    2. готовый к путешествию

    3. слабый на математику (+)

    4. искренний в проявлении чувств


  12. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении дополнения при однородных сказуемых.


    1. Я долго стоял и глядел им вслед.

    2. Иван любил и любовался своей женой. (+)

    3. Она жмет мою руку и тащит меня снова ходить, болтать, говорить.

    4. Я услышала крики и подошла к окну.


      Морфологические нормы

  13. Укажите вариант, в котором падежная форма числительного образована неправильно.


    1. более шестисот участников

    2. с восьмьюстами рублей

    3. о четырехсот пятидесяти книгах (+)

    4. сверх пятидесяти процентов


  14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1. в тысяча восьмисотом году

    2. несколько горячий оладий

    3. лягте на пол

    4. идти навстречу ним (+)


      Орфоэпические нормы

  15. Выберите 4 слова, в которых ударение указано неверно.


    1. щавЕль

    2. бАловать (+)

    3. экспЕрт

    4. жалюзИ (+)

    5. осведомИшься (+)

    6. углубИть

    7. донЕльзя

    8. мозАичный (+)

  16. Выберите 4 слова, в которых ударение указано неверно.

    1. бантЫ (+)

    2. вероисповЕдание

    3. обеспЕчение

    4. сирОты (мн.ч.)

    5. Оптовый (+)

    6. кухОнный (+)

    7. диспАнсер (+)

    8. квартАл


      Лексические нормы

  17. Найдите предложение без речевой ошибки.

    1. В комнате, возле печки, стояла девушка, она была жарко натоплена.

    2. Необычайный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.

    3. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

    4. А вы на земле проживете, как черви слепые живут. (+)


  18. В каком предложении допущена лексическая ошибка?

    1. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука.

    2. С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он.

    3. Его язык остолбенел от страха. (+)

    4. Застывший пруд блестел, как зеркало.

      Лексикология и выразительные средства речи

      Синонимы. Антонимы

  19. Найдите контекстные антонимы.

    Всюду языковое разноцветье. Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старин- ные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

    1. необычно - одухотворенно

    2. ушли - живут (+)

    3. сверхделовой - старинный

    4. литераторы - классики


  20. В каком предложении выделенные слова являются контекстными синонимами?

    1. Москва поглощает ОГРОМНОЕ количество цветов, и цены на них всегда ВЫСОКИЕ.

    2. Тут всё зависит от МАСТЕРСТВА и от ВКУСА.

    3. Вещь может быть дорогой, но НЕКРАСИВОЙ, БЕЗВКУСНОЙ. (+)

    4. Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми НЕЗАМЕТНУЮ, но ПОСТОЯННУЮ власть.


      Паронимы

  21. В каком варианте ответа допущена лексическая ошибка в употреблении имён прилагательных?


    1. архитекторский коллектив – архитектурный ансамбль

    2. гористая местность – горная промышленность

    3. почтенный возраст – почтительное расстояние

    4. словесный запас – словарный портрет (+)


  22. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    1. В предвыборную борьбу вступила не так давно сформированная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ партия.

    2. Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.

    3. Однажды утром в БУДНИЙ день я с дедом разгребал во дворе снег.

    4. За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание. (+)

      Лексические средства выразительности

  23. Сопоставьте предложение и средство выразительности.

    1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка…

    2. И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь.

    3. Прекрасен царскосельский сад,

      Где льва сразив, почил орел России мощной На лоне мира и отрад.

    4. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам.

    5. Со снопом волос своих овсяных Отоснилась ты мне навсегда...


    1. метафора

    2. гипербола

    3. эпитет

    4. олицетворение

    5. метонимия

    6. литота

    7. аллегория

    8. ассонанс Ответ: 1f, 2c, 3g, 4e, 5a (+)

  24. Сопоставьте предложение и средство выразительности.

    1. Да, есть слова, что жгут, как пламя.

    2. Но люблю я, весна золотая,

      Твой сплошной, чудно смешанный шум...

    3. И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари…

    4. Вот в Риме, например, я видел огурец. Ах, мой творец!

      И по сию не вспомнюсь пору. Поверишь ли? Ну, право, был он с гору!

    5. Откуда, умная, бредешь ты, голова?


    1. метафора

    2. гипербола

    3. эпитет

    4. олицетворение

    5. аллитерация

    6. литота

    7. ирония

    8. сравнение Ответ: 1h, 2c, 3a, 4b, 5g (+)

    Синтаксические средства выразительности

  25. Сопоставьте предложение(-я) и средство выразительности.

    1. Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер.

    2. Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.

    3. Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

    4. Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

    5. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.


    1. синтаксический параллелизм

    2. многосоюзие

    3. эпифора

    4. парцелляция

    5. градация

    6. анафора

    7. ряды однородных членов

    8. эллипсис Ответ: 1e, 2b, 3d, 4g, 5a (+)


  26. Сопоставьте предложение(-я) и средство выразительности.

    1. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари…

    2. Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.

    3. Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.

    4. Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной.

    5. Изумительный наш народ…


    1. анафора

    2. эллипсис

    3. градация

    4. инверсия

    5. эпифора

    6. бессоюзие

    7. оксюморон

    8. антитеза Ответ: 1f, 2b, 3a, 4g, 5d (+)


    Типы текстов

    Текст


  27. Прочитайте текст и ответьте на вопрос задания.

    Хорош был Андрей: широк в плечах и тонок в поясе. Черные вьющиеся волосы обрамляли волевое лицо, с которого не сходила легкая полуулыбка. И изумрудные озера очей, обрамленные камышом длинных и густых, как у девицы, ресниц.


    Определите тип речи.

    1. повествование

    2. описание (+)

    3. рассуждение

    4. описание с элементами повествования


  28. Какое утверждение является неверным?

    1. В зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа: описание, повествование, рассуждение.

    2. В повествовании говорится о сменяющихся друг за другом действиях.

    3. Среди описаний выделяются описание места, описание предмета, описание состояния.

    4. В описании научного стиля используются сравнения, слова в переносном значении. (+)


      Коммуникативный замысел текста

  29. Прочитайте текст и ответьте на вопрос задания.

    Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, - так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери - моей дочери - по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне "дед" я порой чувствую привязанность... Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими "прикидами" и "приколами", его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, - всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье...

    Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?

    Какую проблему затрагивает автор данного текста?

    1. проблема чести

    2. проблема разрыва связей между поколениями (+)

    3. проблема грубого обращения

    4. проблема социального неравенства

  30. Прочитайте текст и ответьте на вопрос задания.

    Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. «Спрос определяет предложение», - разводят руками издатели.

    Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. А что можно читать в автобусной сутолоке? Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.

    Какую проблему затрагивает автор данного текста?

    1. проблема изменений в русском языке

    2. проблема нравственного выбора

    3. проблема снижения интересна к чтению (+)

    4. проблема долга


      Выражение собственного мнения о тексте

  31. Укажите неправильное утверждение.

    1. Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.

    2. Комментарий должен связать проблему, которую сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой пойдет речь далее.

    3. В комментарии уместны цитаты, различные ссылки на текст.

    4. В комментарии важно выразить свое личное отношение к проблеме, раскрыть ее своими словами, а примеры из текста можно привести в аргументации. (+)

  32. Рассмотрите фрагменты сочинений. В какой работе комментарий сформулирован верно?


    1. Эта проблема является актуальной. Автор рассказывает про даму-профессора, которая выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильма о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит - бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное.

    2. Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием. Е. Кореневский рассказывает историю о семидесятидвухлетнем москвиче, который написал письмо в журнал. В письме он говорит, что внук со своим внешним видом, со своей речью, взглядами, мыслями сильно отличается от предыдущих поколений. Поэтому, особенно страшно, по мнению автора, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистинне рушится.

    3. Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по- настоящему встревожен тем, что всё чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто

«разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей.

d) Наверно, у каждого в жизни есть такой момент, когда он чувствует себя одиноким, никому ненужным. Поэтому можно твердо сказать, что эта проблема очень злободневна в наш быстроразвивающийся, информационный век.

 

 

 

////////////////////////////