КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. ЦЕЛИ, ТРЕБОВАНИЯ, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  Главная      Учебники - Психология     Специальная психология (ответы на государственный экзамен)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

 

28

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. ЦЕЛИ, ТРЕБОВАНИЯ, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. ЗАТЕМ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПММК.

 

 

Комплексное методико-психолого-педагогическое обследование ребенка имеет конкретные цели:

1.)                 определение характера и степени анатомо-физиологического повреждение и его влияние  на весь ход физиологического и психического развития ребенка;

2.)                 постановку или уточнение диагноза;

3.)                 выработку рекомендаций к обучению и воспитании в определенном детском учреждении – общеобразовательном или специальном;

4.)                 назначение требующего лечения;

5.)                 составление для каждого обследуемого ребенка индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучение на основе обследования и определения актуального уровня его развития и потенциальных возможностей.

Основные теоретические диагностики отклоняющегося развития:

1.   комплексное изучение детей обязывает учитывать при коллегиальном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми необходимыми специалистами: врачами, психологами, специальными педагогами. В случае расхождения мнения назначается повторное обследование;

2.   системный и качественный анализ нарушений развития ребенка предусматривает исследование его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы поведения. Учитывается физическое состояние, так как оно может существенно влиять на формирование умственных способностей. Необходимо установление взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными проявлениями нарушений в развитии и первичными нарушениями; иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии; соотношения первичных и вторичных отклонений. При оценке выполнения задания учитывается не только и не столько конечный результат, но и способ действий, рациональность выбранных решений, логическая последовательность операций и так далее.

3.   учет возрастных особенностей и их развитие – в ходе обследования важно:

а). чтобы и методы, и материалы, исследуемые при изучение детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей; во-вторых, необходимо специальная организация позитивной направленности ребенка на контакт со специалистами;

4. выявление актуальных и потенциальных возможностей  он обуславливает положение об учете в процессе обследования и при оценке результатов выполнения заданий не только то, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, но и его возможности в обучении, то есть «зону ближайшего развития»

     Требования к организации процедуры обследования: 

1). Процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка н основе активной деятельности, ведущей для его возраста;

2). Методики должны быть удобны для использования, иметь возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно выявлять качественные особенности процесса выполнения заданий;

3). Анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным, позволяющим выявить своеобразное развитее ребенка и его потенциальные возможности;

4). Выбор качественных показателей должен определяться их способностью отображать уровни сформированности психических функций, нарушение которых характерно для детей с отклонениями в развитии;

5). Для получение достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;

6). Следует продумать порядок предъявления заданий, некоторые исследователи считают целесообразным располагать их по степени возрастания сложности – от простого к сложному. Другие – чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.

   Обязательным требованием является всесторонность изучение уровня развития психики: познавательных процессов; эмоционально-волевых и личностных способностей; получение данных о работоспособности и утомляемости.

    Набор диагностических заданий должен быть апробирован  на достаточно большом (не менее 30 человек) количестве здоровых нормально развивающихся детей, такого же возраста как обследуемый ребенок. Набор заданий создается в соответствии с принципами научности, адекватности, и валидности. Обязательно учитывается два специфических принципа:

1.)      полностью доступности ряда заданий для детей данного возраста;

2.)      наличие заданий выполняемых детьми только при оказании помощи со стороны экспериментатора.

    Характер и виды помощи, их последовательность строго фиксируется для каждого задания. При оценке этих заданий используется качественно-количественная оценка. Необходимы следующие условия проведения психологического обследования: помещение, оборудование для индивидуальной работы; обязательное «освоение» ребенка в комнате, где проводится обследование; установление достаточного контакта ребенка с психологом перед проведением обследованием; адекватность и поощрение и стимуляции ребенка; относительность оценочных характеристик.

Категорически не допускаются какие-либо комментарии или, оценки со стороны психолога, обращенные к родителям или к коллегам, присутствующим на обследовании. Более того психолог должен корректно пресекать все оценочные характеристики родителей в процессе обследования (типа «лопух», « неумеха») и предупредить их, что не следует после окончания обследования по дороге домой и тому подобное высказывать критические замечания по поводу не успеха ребенка, или отказа от работы. В процессе обследования необходимо поддерживать положительный настрой в контакте с ребенком. Расторможенного гиперактивного ребенка нельзя  одергивать « в лоб» - лучше убрать со стола посторенние вещи, чтобы они не отвлекали ребенка.

   Само обследование можно разделить на 2 этапа:

Первый этап – наблюдение за поведением и деятельностью ребенка. Его задача отметить состояние отдельных сторон психической деятельности ребенка с целью получения общей характеристики его развития. Фиксируется внешний вид ребенка, его контактность, реакция на ситуацию обследования, направленность интересов и действий, организация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий. Важно отметить, как долго ребенок  может концент рисовать внимание на объекте деятельности, как переключает внимание на другие виды деятельности, как использует моменты отдыха, сопровождает ли свою деятельность речью.

При анализе данных наблюдения следует помнить, что симптомы нарушение психического развития многозначны и могут входить в разные синдромы.

Второй этап – углубленное изучение психических процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик.

Первая группа направлена на анализ мышления и речи сексоперцептивных и мнемических процессов. Особое внимание уделяется выделению сформированности внешних психических функций, характера их взаимосвязи и причиной обусловленности нарушений в развитии.

Вторая группа заданий предназначена для школьников и изучение письменной речи, математических умений и навыков. Устанавливаются реальные возможности и особенности усвоения детьми знаний в процессе учебной деятельности, выясняется характер и причины затруднений в обучении.

  Для определения уровня развития ребенка каждое задание может быть предъявлено в разных вариантах, при этом важно учитывать мотивировку задания, объем материала, виды помощи в процессе выполнения, степень и эффективность этой помощи.

   Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) – постоянная межведомственная структура, создается из расчета комиссия на 100 тыс. детей, проживающих на одной территории, но не менее одной на территории каждого субъекта РФ руководителем ПМПК является председатель представляющий Комитет (департамент) народного образования, а его заместителем – представитель Комитета здравоохранения. Штатный состав ПМПК включает психолога, врачей, психиатра, невропатолога, ортопеда, отоларинголога, окулиста, терапевта или педиатра, специальных педагогов (логопеда, олигофрено-сурдо-тифлопедагога),  социального педагога, юриста, представителей органов управления образованием, здравоохранением, социальной защитой. В ПМПК направляются дети по заявлению родителей или по инициативе органов и учреждений образования. Если направление происходит по решению  суда, соглашение родителей не требуется.

    Члены ПМПК обязаны соблюдать конфиденциальность заключения. Родителям (лицам их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями, без указания диагноза. Списки детей для обследования и документы на каждого ребенка направляются в комиссию районными отделами образования. После обследования личное дело ребенка, протокол с заключением ПМПК и рекомендации по организации обучения и лечения передаются в то учреждение куда ребенок направлен.без заключения ПМПК не разрешается ни прием ни отчисление, ни перевод из специального учреждения одного вида в другой. В сложных вопросах дифференциации тяжелой ЗПР, легкой степени олигофрении и выраженной форме умственно отсталый ребенок направляется в специальное учреждение с целью уточнения диагноза, в процессе учебно-воспитательной работы на срок не более одного года. Через год в случаи необходимости он повторно проходит обследование в ПМПК для определения образовательного маршрута.

      Основными задачами ПМПК являются:

  1. обследование детей, имеющих те или иные отклонения от нормального психического развития;

  2. диагностика этих отклонений;

  3. определение специальных образовательных потребностей ребенка;

  4. комплектование (коррекционных) образовательных учреждений;

  5. консультирование по вопросам физической и/или психической недостаточности ребенка;

  6. формирование банка данных о детях, имеющих отклонения в развитии, структуре детской патологии;

     При решении вопроса о типе образовательного учреждения родители имеют последнее слово, согласно закону РФ «образовании» именно они решают, где будет обучаться их ребенок.

      На базе ПМПК проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми, которые по разным причинам не могут посещать специальные образовательные учреждения. Содержание и методика работы на этих занятиях определяются уровнем психофизического развития детей, их возрастами поставленными  задачами психолого-педагогической коррекционной работы (подготовка обучения в школе, формирование саморегуляции и так далее). В обязанности членов ПМПК входит также пропаганда медицинских психолого-педагогических знаний среди родителей, педагогов, населения, которая должна способствовать профилактике отклонения развития и  оказание своевременной коррекционной помощи.

 

 

 

 

 

29

КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВЕНОЙ ОЦЕНКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

 

      За рубежом и в России обсуждается 2 аспекта анализа диагностических данных:

1.)     необходимость системного подхода, то есть количественно-качественного;

2.)     приоритет качественного анализа перед чисто количественной оценкой. Принципы качественно-количественного подхода предусматривает при оценке выполняемого задания учет не только и не столько конечного результата, но и способы действий, рациональности выбранных решений, логической последовательности операций, настойчивости ребенка в достижении цели и так далее. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, но дополняет и обогащает их.  Практика показала, что методика. Предполагающие чисто количественную оценку и сравнение по среднестатистическими показателями недостоверны в психодиагностике отклоняющегося развития, имеет собственную психологическую структуру, но полного понимания этих структур на сегодня нет, а разделить легкую умственную отсталость от ЗПР, если можно, то на интуитивно-инперическом уровне. Разные причины могут вызывать аналогичные или сходные  проявления нарушения. В то же время один и то же дефект еще определяет полное сходство проявлений у разных детей. Отсюда задача выявить те элементы психологической структуры, которые являются определяющими именно для этого нарушения и позволяют отграничить его от нормы и от других видов отклонений.

Качественные параметры оценки данных психодиагностики:

С.Д. Забрамная

1.        эмоциональные реакции ребенка на факт обследования;

2.        понимание инструкции и цели задания;

3.        характер деятельности;

4.        реакция на результат работы.

Н.Я. Семаго:

1. Адекватность поведения;

 2. критичность;

3. Обучаемости;

В.И. Лубовской:

1. особенности аффективно-личностной сферы - контакт, интерес, связь с продуктивностью, активность, критика;

2. особенности работоспособности – динамика продуктивности, истощаемость,  переключаемость внимания;

3. общие характеристики деятельности, наличие ориентировочной части, понимание, вербализация, целенаправленность;

4. конкретные показатели развития познавательных процессов, а так же динамика обучения и качество переноса.

О.Н. Усанова:

1. принятие задачи;

2. понимание инструкции;

3. возможность самостоятельного выполнения задания, обучаемость;

4. результативность выполнения задания, возможность коррекции ошибок;

    Качественные различия это всегда результат накопления количественных сдвигов. Тем менее состояние той или иной функции должно быть количественным, но в отличии от клинических или физиологических оценок,  психологическая всегда относительна. Она выражается не в единицах или баллах, а в степенях или уровнях состояния функции, например, отсутствие недостаточности слабо выраженная, средняя и грубая недостаточность. Принцип качественного анализа данных был выдвинут в противопоставлении тесто-метрическому принципу но проблема качественных показателей не решена окончательно, кроме того принципиально не могут быть созданы методики четко дифференцирующие норму от дизотогенеза и разные его виды между собой. Таким образом на качественный подход но отдельно не применимы, и кроме того при диагностике требуется использование набора или батареи методик.  Желательно, чтобы каждая из них содержала несколько однотипных заданий, это помогает в определении диапазона количественных различий.

 

 

 

 

 

 

30

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ДИАГНОЗ, ПРОГНОЗ. СХЕМА ПЕДОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ (Л.С. ВЫГОДСКИЙ).

 

 

     По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на 2 вида: первичное и итоговое (уточненное). По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза в начале формируется только первичное заключение, после обработки комплексных данных – итоговое. Итоговое психологическое заключение является либо конечным результатом диагностического процесса деятельности психолога с учетом анализа и сопоставления всей совокупности имеющихся данных о ребенке, либо только составной частью общего заключения «диагноза» (в том случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения). Психологическое заключение не должно быть кратким, но, по возможности, наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования: а) клиническая практика: цель – объективизация психологической структуры  психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики; б) экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент; в) школьная практика определение основных параметров психологических структур нарушения развития, приминительна к учебному процессу. Общая структура схемы заключения (по Семаго) предполагает следующие разделы:

I.общая часть заключения:

  1. основные паспортные данные ребенка;

  2. основные жалобы родителей, педагогов, других лиц сопровождающих ребенка на консультацию;

  3. наиболее важные анамнестические данные;

  4. специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность);

  5. сформированность регуляторных функций;

  6. общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект);

  7. особенности развития различных компонентов когнитивной сферы;

  8. характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения;

II.специальная часть:

  1. психологический диагноз;

  2. вероятностный прогноз;

  3. рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

     Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на педагогов с целью ориентации их не только на трудности и особенности развития ребенка, но и методы на которые можно опереться в обучении: особые формы работы, передачи материала и так далее. Специальная часть заключения адресована непосредственно  психологу и другим специалистам «внеурочного плана» участвующим в сопровождении ребенка, оказание ему специальной помощи. Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике это термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констация количественной и качественной характеристике признана. В психометрии диагноз является производным от процедуры тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Выгодским, Венгером и другими. Идея Выгодского в том, что качество поставки диагноза определяет не только качество диагностической методики, но и профессиональные знания, способности и навыки самого психодиагноста. Выгодский отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленных вопросах  психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Чтобы более глубоко и точно определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. Выгодский специально обращал внимание на то, что установление симптомов иногда автоматически не приводят к диагнозу, что исследователь ни в коем случае допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов. Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизотогенеза,  определяли взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обуславливает необходимость комплексного, мультимодального подхода к изучению его развития и постановке диагноза. Клинический (позологический) диагноз  требует констатации, описание и сведение к той или иной диагностической формуле выявленной у ребенка симптомов, структурированных на спидромологическом уровне. Он имеет основную цель – оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментов ознотерапевтических схем. В клинической психологии и психиатрии вводится понятие  функционального диагноза. Согласно Ковалеву это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохраненных свойств личности, реакции личности на болезнь, примербидного (доболезненого состояния социальной адаптации и ее возможности в условиях болезни. При этом подчеркивается неразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единство биологического  и социального в диагностике.

Психологический диагноз может устанавливаться на разных условиях.

Симптоматический или эмпирический диагноз (первый уровень)ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.

Этиологический диагноз (второй уровень) учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотношение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных  с учетом зоны ближайшего развития ребенка. Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех  проделанных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать:

А) условие проведения с ребенком своеобразной необходимой работы;

Б) условие отсутствия такой своевременной работы.

Одним их важнейших аспектов составления прогноза развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

Условно-вариантный прогноз развития, включает возможные линии (варианты) дальнейшего хода развития в случае реализации различных условий. В этом случае однозначный исход развития не предсказывается (что и принципиально невозможно), но определяется наиболее вероятные его линии, если те или иные неблагоприятные условия либо сохраняются, либо будут сняты, либо напротив углублены.

 

 

 

 

 

31

МЕТОДЫ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ. ПРЕНАТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. УЧЕТ ДАННЫХ О ГЕНЕТИЧЕСКИХ И ПРЕНОТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ И ДИАГНОЗЕ.

 

 

    Большинство случаев хромосомных нарушений возникает в половых клетках здоровых родителей или на этапе деления зиготы. Эти нарушения приводят к изменению кариотипа (совокупности количественных и качественных признаков хромосом) во всех клетках организма. Хромосомные аномалии возможны в половых и соматических  клетках и представляют собой изменения числа хромосом или их перестройку, сопровождающиеся множественными нарушениями. Их выраженность может сильно варьировать при одних и тех же хромосомных аномалиях: например, при болезни Дауна поражение психики проявляется слабоумием от легкой до тяжелой степени. Среди новорожденных с умственной отсталостью частота хромосомной патологии составляет примерно 0,6%.

     Предметом генетического исследования является изучение межиндивидуальной изменчивости признаков и состояний (так называемых фенотипов) средствами молекулярной, биохимической и биометрической генетики. Психологические переменные так же можно понимать как фенотипы, к ним относятся стабильные во времени личностные свойства, а также наступающие время от времени, например, эпизоды болезни. Анализ внутрисемейного сходства в отношении поведения и его расстройств – предмет генетики поведения, которая использует методы генетики человека и генетической эпидемиологии.

Методы медицинской генетики:

1.                Цитогенетический метод  заключается в изучении хромосом, материалам для микроскопического исследования которых, как правило служат лейкоциты крови, реже – культуры клеток кожи или костного мозга.

2.                клинико-геналогический метод чаще всего используется в генетике психических болезней и включает этапы составления родословных и использование генеалогических данных для генетического анализа. Клинико-генеалогический метод в детско-подростковой психиатрической практике позволяет:

а) установит, в какой мере психические нарушения больного ребенка могут с определенностью или предположительно объясняться наследственностью;

б) получить на этом  основании дополнительные диагностические и прогностические признаки в отклонении психической патологии у человека и ее дизонтогенетических проявлений;

в) Определить особенности внутрисемейных взаимодействий, передающихся из поколения в поколение, для более обоснованной их диагностики и прогноза развития;

г) получить необходимые данные для медико-генетического консультирования;

3.                Плизисцовый метод  - это  исследование детей, родившихся в результате одной беременности. Выделяют однояйцовых и разнояйцовых близнецов;

4.                Популяционный метод – основывается на изучения наследования патологии в семьях при сопоставлении с распределением такой патологии среди соответствующей популяции. Генетическая характеристика популяции позволяет установить ее генофонд, факторы и закономерности, обделавливающие его сохранение  и изменения поколения.

      В последние десятилетия  широко распространяется внутриутробная диагностика наследственной и пренатальной патологии, связанной с отклонениями в развитии у детей. Она позволяет вместо вероятностного прогноза получить точный ответ на вопрос, поражен ли плод. Методы пренатальной диагностики различны, а их применение во многом связано с этапом развития плода.

1. УЗИ – ультразвуковое исследование: с его помощью можно наблюдать за ростом и развитием плода. С 5-й недели беременности возможно выявление сердцебиений, наблюдение за формой плодного яйца и толщиной наружной оболочки зародыша для более раннего выявления аномалий плода;

2. Ультросонография (эхография): с середины 2-го триместра беременности производится контроль за внутренними органами, лицевой частью черепа, структурами мозга;

3. Амниозентез: рекомендуется при риске рождения ребенка с тяжелой патологией, если есть обменные заболевания, или мать старше 40 лет. Амнион – водная оболочка вокруг плода ампиоцентез заключается в заборе этой жидкости и ее цитогенетическом и биохимическом анализе;

4. метод биопсии экстраамниальной части хорнона: исследуются ворсинки с наружной оболочки зародыша (хориона). Методология исследования также, что и при ампиоцентезе, но проводится она на 10-й недели беременности, то есть раньше;

5. Амниография и фетография – методы контрастных снимков ампиотической полости: применяются в последнем триместре беременности, поэтому значение в дородовой диагностике невелико;

6. Фетоскопия – метод непосредственного визуального обследования плода с помощью эпастичного эндоскопа: применяется при подозрении на врожденные нарушения роста и развитие плода.

    Фенотипическое разнообразие параметров поведения, личностных свойств, когнитивных способностей, отклонений в психическом развитии чаще всего объясняется не только вариациями генотина. Все без исключения этиологические факторы, которые не могут быть сведены структурным различием в ДНК, рассматриваются в генетике как факторы окружающей среды: они могут быть как семейного, так и индивидуально-специфического происхождения. Наличие у человека измененного гена может повышать риск возникновения соответствующего заболевания, но во многих случаях для возникновения болезни необходимы специфические внешние условия, которые сами по себе не обусловлены генетически. Поэтому генетики говорят о пенетрантности гена (его способности проявляться в фенотипе) или его экспрессивности (изменчивости его фенотипического выражения). Частота проявления одного или нескольких похожих признаков (фенотипов) в семье может обуславливаться:

  1. генетическими причинами;

  2.  факторами семейного окружения, которые не случайно влияют на членов одной и той же семьи;

  3. суммарным воздействием этих обоих факторов. На проявлении определенного поведения могут влиять три типа взаимодействий:

а) Пассивное взаимодействие: если члены семьи живут вместе, то у них не только генетическая вариантность, но и характеристики семейного окружения общие; то и другое ассоциируется друг с другом, и эта ассоциация передается в семье;

б) Реактивное взаимодействие: генетически обусловлено поведением кого-то из членов семьи индуцирует реакции у других ее членов, что в свою очередь, воздействует на человека обследуемого первым;

в) Активное взаимодействие: некоторые генетические особенности могут мотивировать посетителя гена к созданию определенных окружающих условий.

 

 

 

 

 

 

32

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЕ. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.

Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации химических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии и, прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.

   Современная психология рассматривает высшие психические функции (ВПФ) как сложные и строго детерминированные процессы, социальные по происхождению. Опосредованные по построению и сознательные и произвольные по способу функционирования. ВПФ является системными образованиями и формируются прижизненно, становясь в начале социальными и внешними, а затем внутренними. Психофизиологической основой ВПФ являются функциональные системы, которые не появляются в готовом виде к рождению ребенка и не созревают самостоятельно, а формируются при жизни человека. Овладение предметной деятельностью и общении с людьми заставляют мозг работать по-новому, что и приводит к формированию качественно новых функциональных систем, реализующих ПВФ, например, систем письма, чтения, счета.

   К основным задачам нейропсихологической диагностики относятся:

1. дифференциально-диагностическое исследование, позволяющие на основе качественного анализа нейропсихологических синдромов выявлять сохранные и нарушенные (сильные и слабые) звенья психологических процессов, определить ведущие нейропсихологические факторы синдромов и придти к определенному выводу: а) об индивидуальном развитии испытуемого, структуре и функционировании у него ПВФ; б) о наличии патологического очага(очагов) в его мозге;

2. количественная оценка результатов исследования позволяет выявить степень выраженности имеющихся нарушений или изменений;

3. осуществление динамического наблюдения за состоянием психологических процессов у одного и того же испытуемого в ситуациях, когда на него оказывают воздействие различные внешние факторы в ходе лечения, обучения, коррекции и так далее, а также на разных этапах его индивидуального развития;

4. определение «зоны ближайшего развития» - потенциальных возможностей испытуемого выполнить различные задания в условиях специально организованного эксперимента;

5. разработка на основе данных нейропсихологического обследования адекватных индивидуализированных программ восстановления коррекции, обучения;

6. изучение эффективности различных видов воздействия;

7. составление ближайших и долгосрочных прогнозов.

       Важной нейропсихологической закономерностью является, то что ВПФ не распадается при повреждении мозга, а дезинтегрируется, каждое ВПФ включает в свой состав набор звеньев, осуществляющих разные функции. Выпадение даже одного звена в функции вызывает системное нарушение всех ВПФ, в структуры которых входит это звено, и не затрагивает других, в структуру которых оно не входит. Если нейропсихологический анализ обнаруживается недостаточность функции письма из-за слабости фонематического слуха, то можно предложить (и это доказывается на практике), что все психологические функции, требующие фонематического слуха и сложной слухоречевой обработки в целом (восприятия, актуализации, удержание вербального материала), будут отставать в своем развитии. Необходимость качественного системного анализа состояния ВПФ определяется и тем, что вклад каждого звена в работу целостной функции специфичен, и потому недоразвитие каждого из них ведет к своеобразным, качественно иным изменениям в становлении целостной функции.

В зависимости от задач и направленности нейропсихологического обследования, применяемые методы могут быть   стандартизированные (одни и те же задания для всех испытуемых), или гибкими (разные задания, специфичны для каждого испытуемого); могут быть сгруппированы или отбираться отдельно для оценки узкоспециализированной функции и проводится как индивидуальное обследование; могут быть количественными (выполнение или невыполнение теста в нормативно заданное время) или качественными, ориентированными на процессе и специфические особенности выполнения задания, квалификацию ошибок, допущенных при тестировании, и опирающимися на нейропсихологическую теорию.

     К наиболее разработанным методам оценки синдромов в нейропсихологии относятся система приемов Луриа, направленная на выявление и описание  специальных сторон психологических нарушений при локальных поражениях мозга без точной их количественной оценки. Эта схема включает:

   1. формальное описание испытуемого, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований;

   2. общее описание психического статуса испытуемого – состояния сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;

   3. исследование произвольного и непроизвольного внимания;

   4. исследование эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях,  сюжетных картин;

   5. исследование зрительного гпозиса – по реальным объектам, контурным изображениям;

   6. исследование соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;

   7. исследование слухового гпозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука;

   8. исследование и действий при выполнении последних по инструкции, при установке лозы,  а также оценка координации;

  9. исследование речи – через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов;

    10. исследования письма – букв, слов. Фраз;

    11. исследования чтения – букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов; на слова, картинки, рассказы;

    12.исследование системы счета;

    13. исследование интеллектуальных процессов – понимание рассказов, решения задач, умение классифицировать.

   Классический вариант нейропсихологического обследования разрабатывался на контингенте взрослых с локальными  поражениями мозга. Работа с детьми  потребовала адаптации имеющихся методов, предлагаемого для исследования материала и длительности с учетом возрастных особенностей  и этапов развития. Системный анализ высших корковых функций все чаще используется в психиатрии детского возраста и дефектологии при различных вариантов психического дезонтогенеза. Методика психологического исследования младшего школьного возраста разработана Марковской и представляет собой модификацию методики Луриа. При качественном анализе состояние высших корковых функций в ней выделяются ведущие факторы, затрудняющие осуществление заданной и психологической операции: нейродинамические нарушения высших форм регуляции, рациональные нарушения модальноспецифических корковых функций. Степень выраженности этих факторов неоднородна и оценивается по пятибалльной шкале. Интерпретация данных осуществляется на основании построения индивидуального «профиля» состояние психических функций. Большинство заданий предъявляются в двух вариантах: вначале инструкция не отличается от применяемой в практике исследования взрослых, а при неправильном выполнении задания она дается в ситуации игры, обеспечивающей не только эмоциональную стимуляцию, но и включение речевого и смыслового опосредования действий. Тем самым выясняется эффективность видов в помощи, что важно для оценки потенциальных возможностей ребенка.

    Программа нейропсихологической диагностики и коррекции детей от 4 до 12 лет разработана Семенович. Данные диагностики высших корковых функций позволяют выявить синдромы функциональной несформированности (любых отделов мозга, левой высотной доли, межполушарных взаимодействий, правого полушария) и синдромы дефицитарности (подкорковых и стволовых образований мозга, и типового психологического развития). Психолог Ахутина:  обследование предлагает анализ развития функций и лапирование и контроля кинестетической организации движений, зрительно-пространственного  праксиса и гипзиса, процессов переработки слухоречевой информации. На основании составления выполнения предложенных проб делается вывод о сформированности каждого из блоков мозга – функциональный диагноз, заключение о том, нуждается ли ребенок в специальной помощи. Рекомендации о направлениях коррекционо-развивающей работы.   

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..