ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОБРАЗОВАНИИ

  Главная      Учебники - Психология     Специальная психология (ответы на государственный экзамен)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

 

 

 

ВОПРОС – 13

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

 

 

Структура  психологической помощи детям и подросткам с отклоняющимся развитием:

1  психодиагностика, заключающаяся в углубленном обследовании познавательного и личностного развития детей с нарушением в развитии;

2  – психокоррекция, направленная на устранение отклонений в познавательной и личностном развитии детей;

3  – психологическое консультирование – помощь в решении неотложных проблем, с которыми приходят к психологу учителя, воспитатели, родители, учащиеся;

4  – психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива родителей и учащихся к психологическим знаниям.

В зависимости от конкретных ситуаций, от той проблемы, которую решает психолог, каждый из названых видов работы на данный момент может быть основным.

Цели и задачи службы специальной психологической помощи:

В центре внимания службы специальной психологической помощи – дети и подростки с различными отклонениями в психическом соматическом сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии, а также лица, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушением здоровья.

Основной целью службы специальной психологической помощи в системе образования является выявление устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развитие детей с особыми образовательными потребностями создание условий для социально-психологической адаптации включая дальнейшее профессиональное самоопределение – обучающихся и воспитанников.

Основная цель службы реализуется через решение диагностических, коррекционных профилактических и организационно-просветительных задач и конкретизируется в следующих видах деятельности специалиста:

(1)                      – дифференциальная психологическая диагностика, направленная на выявление психологической структуры нарушения определение сохранных зон развития для подбора адекватного образовательного учреждения;

(2)                           – разработка индивидуальной психокоррекционой программы, согласованной с ученым прогрессом,  психологической структуры развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);

(3)                           – оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;

(4)                           Формирование и реализация индивидуальной и коррекционной программы, встроенный в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями, совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения;

(5)                           Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для ребенка с особыми образовательными потребностями, рекомендации в отношении учебной нагрузки, параметров формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложенная по подбору и распределению детей в классе;

(6)                           Консультирование и оказание помощи педагогу в организации и развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами;

(7)                           Обеспечение психологической поддержки родителей и лиц, их замещающих; психологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку  с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотношение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса;

(8)                           Обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей детей и подростков  в образовательную социакультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка;

(9)                           Формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в социокультурную среду образовательного учреждения.

       Школьные психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПК) – необходимое звено  вариативного образования. В состав консилиума по приказу директора учреждения вводятся заместитель директора по учебно-воспитательной работе, логопед, учитель – дифектолог, практический психолог, врач, социальный педагог, валеолог. Консилиум проводит диагностику учащихся с проблемами обучения и поведения и консультирование родителей и педагогов по вопросам профилактики лечения, организации помощи и педагогической поддержки, необходимых детям. В случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании ребенка консилиума готовит документы для ПМПК.

Задачами консилиума является: 1.Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования; 2. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоцианально-личностной зрелости, уровня развития речи детей; 3. Выявление потенциальных возможностей ребенка, разработка рекомендаций для учителя в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании; 4. Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и организации коррекционного-развивающего процесса; 5. Выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребенка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей     развития адаптации к ближайшему окружению,

6. Обеспечение общей коррекционной направленности  Учебно-воспитательного процесса включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышения уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности ,  коррекцию недостатков эмоцианально-личностного развития; 7. Определение путей интеграции детей в соответствующие классы работающие по основных образовательных программам при положительной динамике и  компенсации недостатков развития; 8. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;9. Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья ребенка для предоставления в ПМПК.

Деятельность психолога в рамках консилиума: 1. запрос; 2. углубленное обследование; 3. анализ полученных данных; 4. коррекционно-развивающие работа; 5.диагностика динамики развития.

Внеконсилиумная  консультативная работа психолога  с педагогами и родителями консультация педагога психолог в понятной форме объясняет специфику когнитивного отличия ребенка, отмечает его сильные и слабые стороны, например, явление неадекватных поведенческих реакций на фоне утомления; определяет способы компенсации трудностей; совместно с педагогом вырабатывает наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком как в обычных, так и экстремальных ситуациях, Психолог должен отдать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку последние очень часто сами находится в ситуации стресса и нуждается  в поддержке, В беседе надо учитывать социальной статус, образование и культурный уровни родителей. При этом нужно учитывать специфику семей, имеющих «проблемного» ребенка. Во-первых, такая семья обращается за консультацией, как правило, по настоянию какого-либо специалиста или педагога, а не добровольно. Из-за этого родители иногда испытывают эмоциональное неприятие консультирования, могут скрывать неблагоприятные особенности в развитии ребенка. Во-вторых, родители нередко не доводят диагностику до конца или недовольные ее результатами ищут  другого специалиста, который после обследования ребенка дает более благоприятные информации и прогноз. Такое поведение родителей называют «хождение по кругу врачей». В результате теряется необходимое время, коррекционная работа с ребенком начинается с опозданием.

Принципы деятельности специального психолога (Семаго).

(1) – теоретико-метологическое «позицирование» психолога   - определяется необходимостью определить собственную теоретическую позицию, приверженность к какой-либо определенной теоретической школе, научной концепции;

(2) – единство методологии, диагностической и коррекционной деятельности -  исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и конкретными диагностическими и коррекционными средствами, построенными на основе той же методологии. Принцип триединства теории, диагностики и коррекции дает возможность цельности и целостности в изучении развития ребенка, комплексности и психологической помощи;

(3) – принцип структурно-динамической целостности – в соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка должна изучаться и оцениваться как с точки зрения возрастной соотнесености, так и в соответствии с определенной последовательностью развития. Взаимодействием и гетерохронией(равномерностью) созревание тех или иных функций, входящих в единый «ансамбль» формирование той или иной характеристики деятельности ребенка;

(4) – терминологическая адекватность – является одной из наиболее болезненных проблем специальной психологии. Официально используемое сейчас определение «дети с ограниченными возможностями здоровья»  не отражает непосредственное психологического содержания таких детей. В нем не содержится принципиального уточнения: какое здоровье имеется в виду физическое психологическое,  социальное или другое. Дети с ограниченными возможностями адаптации – наиболее обобщенное определение всех категорий детей, нуждающихся в помощи психолога;

(5) – оценка эффективности деятельности адаптацию ребенка в образовательной среде – уменьшение социально-психологической дизадаптивности ребенка служит хорошим показателем эффективности психологической работы;

(6) – приоретентность образовательных задач определяется статусом психолога в образовательном учреждении. Необходимо понимать статус психолога как вспомогательного по отношению к педагогу специалиста решающего дополнительные (а не основные) задачи образования;

(7) – междисциплинарность – вбирает в себя ряд таких положений, как комплексность подхода к ребенку, стереогнозиса в восприятии проблем ребенка и другие. Этот принцип определяет необходимость понимания оценки состояния ребенка с точки зрения различных областей психологии, отражает необходимость использования деятельности в коррекционной и консультационной деятельности различных подходов и тактик, в частности одновременной с обследованием ребенка психотерапевтической работы с родителями. 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС – 14.

НАПРАВЛЕНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

К  практическому психологу в системе образования предъявляются определенные квалификационные требования. Кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, практическому психологу необходимо знания, умение и навыки в области психодиагностики, психотерапии, специальной психологии, патопсихологии,  психокоррекции, дефектологии, психологического консультирования и ряда других пограничных с медицинской, педагогикой, социологией, правом. Практический психолог ведет систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе его проводит психодиагностические обследования, оценивает характер и темпы психологического развития ребенка, дает рекомендации по его обучению и воспитанию, контролирует  их реализацию. Основные направления работы психолога: диагностико-аналитическая, консультативная, психопрофилактическая и коррекционо-развивающая.

1.- психодиагностика – это выявление проблем, в трудности обучения и воспитания отдельных учащихся, выявление особенностей их развития, интересов, способностей, сформированности личностных образований. Психолог собирает информацию об индивидуально-психологических особенностей детей для себя и своих коллег-учителей, воспитателей, родителей. Диагностика всегда подчинена главной задаче-разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодоление трудностей и нарушений в его развитии. Выделяются такие виды диагностики, как:

I – скрининговая – диагностируется группа детей или весь класс;

II – динамическая – это наблюдение динамики развития, определение эффективности обучения, развивающих и коррекционных мероприятий;

III – итоговая – оценивается состоянием ребенка в конце этапа обучения или цикла коррекционной работы.

2.- консультативная работа – консультации проводятся для учителей, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Консультацию психолог проводит по поводу уже имеющийся проблемы, когда нужно оказать помощь. Психолог (1) консультирует администрацию школы, родителей и других по проблемам обучения и воспитания детей; в центре внимания всегда следует удерживать интересы ребенка и стараться избежать личностных проблем консультирования; (2) проводит индивидуальные консультации учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам самоопределения и так далее; (3) консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации и так далее; (4) способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей, в том числе на индивидуальных  и групповых консультациях, педсоветах, родительских собраниях.

3.- психопрофилактическая – это специальный вид деятельности психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. В психопрофилактике выделяются 3 уровня:

-I- первичная психопрофилактика – объем работы – практически все люди; цель: забота о психическом здоровье и психических ресурсах; основная задача – коррекция негрубых эмоциональных, поведенческих и других расстройств;

-II- вторичная – объем работы – группа риска; цель: раннее выявление трудностей в учении и поведении; основная задача – преодоление трудностей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми;

-III- третичная – объем работы – дети с ярковыражеными проблемами; цель: коррекция или преодоление серьезных трудностей и проблем.

4.- коррекционо-развивающая – программы развивающей и психокоррекционой работы включают психологическую и педагогическую части. Последняя разрабатывается психологом совместно с учителем, воспитателем, родителями. Развивающая и психокоррекционая работа может проводиться в процессе специальной практике психологической коррекции выделяются следующие основные направления:

(а) – преодоление социальной и педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка;

(б) – помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышение своего социального статуса, развитии компетентности в вопросах нормативного поведения;

(в) – формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у детей;

(г) – развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

(д) – формирование адекватных родительских установок на  заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционой процесс;

(ж) – создание в детском коллективе, где воспитывается и обучается «особенный» ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимоотношения.

Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии:

Психологическая помощь детям с проблемами

Психодиагностика

Психологическая консультатирование

Психологическая коррекция

Психологическая поддержка

Психологическая прогностика+сопровождение

Психологическая помощь оказывает не только психолог, то есть сложно выделить ряд форм психологической помощи:

(1)                        – педагогическая помощь включает оказание помощи родителям в воспитании детей с нарушением развития. Педагог анализирует  вместе в родителями сложившуюся ситуацию и разрабатывает программу мер, направленных на изменение ситуации;

(2)                        Логопедическая помощь на развитие и коррекцию речи детей с нарушениями;

(3)                        Социальная помощь;

(4)                        Диагностическая помощь – процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов: клинициста, педагога, психолога4

(5)                        Медицинско-реабилитационая помощь, предполагает усилие специалиста на лечение и реабилитацию;

(6)                        Собственно психологическая помощь – опирается на закономерности психологического развития ребенка, содержит в себе анализ особенностей формирования познавательных процессов. Личности ребенка и разработку адекватных методов многостороннего психологического воздействия на ребенка. В процессе психологической помощи детям и подросткам с различными нарушениями нужно учитывать сложную специфику их развития, характер сочетания биологических и социальных факторов развития, степени выраженности изменения в личности ребенка, особенностей межличностного общения в семье и обществе.

Одной их важнейших задач, стоящих перед школьными психолом является задачи, связанная с обеспечением каждому ребенку на всем протяжении обучения оптимальных условий для его психологического и личностного развития, возможно при целенаправленном воздействии совместно в педагогическим коллективом. Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий, для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Этапы процесса сопровождения:

1.       подготовительный:

а) установление контактов со всеми участниками сопровождения ребенка;

б) определение фронта работы и последовательности процесса сопровождении;

в) подготовка необходимой документации;

г) составление графика работы;

2. ориентировочный

а) установление контакта с родителями и родственниками ребенка;

б) установить контакты с группой, воспитателями или классным руководителем ребенка;

в) ознакомление специалиста с результатами психологического обследования;

г) совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей развития ребенка;

3. планирование – создание индивидуальной программы сопровождения ребенка4 совместное утверждение данной программы с другими специалистами;

4. реализация индивидуальной программы

а) оказание необходимой помощи родителям и педагогам в создании условий, необходимых ребенку с отклонениями в развитии для полноценного образа жизни и успешного овладения программными материалом;

б) оказание психологической помощи родным ребенка, его родителям, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений с ним, оптимизация воспитательного процесса;

в) научно-просветительская работа со всеми специалистами, работающими с ребенком;

5. заключительный – совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по поводу дальнейшей деятельности с ребенком.

Последовательность этапов сопровождения ребенка с проблемами развития:

 1 – дифференциальная диагностика;

2 – углубление обследование;

3 – анализ полученных данных;

4 – коррекционо-развивающая работа;

5 – диагностика динамика развития.

Исторические аспекты этики и дионтологии в оказание помощи человеку.

На всем протяжение европейской культуры в ней формировались и изменялись моральные принципы и правила, сопровождавшие развитие медицины. На формирование этических моделей влияли нравственные регуляторы – религиозные, культурные, этические, социально-экономические. Хронологически можно выделить четыре основных модели, причем каждая из последующих не отрицала принципов предыдущей, надстраивалась над ней и дополняла этику профессионального общения согласно новой идеологической парадигме.

(1)                      модель Гиппократа – принцип «не навреди» формировал исходную профессиональную гарантию, условие признания врача обществом в целом и каждым человеком, доверяющим ему свое здоровье и жизнь;

(2)                      модель Парцельса – принцип «делай добро», то есть врачевание – это организованное осуществление добра. Если в гиппократовской модели завоевывается социальное доверие личности пациента, то в рамках модели Парцельса выделяются нравственные отношения с пациентом, индивидуальные особенности личности, глубина ее душевных контактов с врачом, которые входят в лечебный процесс.

(3)                      Дентологическая модель – принципы «соблюдение долга». В первые термин «деонтология» предложил английский философ Бентам. Понятием «деонтология» Бентам обозначил науку о долге и моральной обязанности врача. Основой этой модели является отношение специалиста к больному (клиенту) таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к нему. Деонтологическая модель – это совокупность «должных» правил, включающих в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, с больными и их родственниками;

(4)                      Биоэтика – принцип «уважение прав и достоинства личности» - формируется в 60-70гг. ХХ века, как новая модель, которая рассматривается медицину в контексте прав  человека. Термин «биоэтика» (этика жизни) предложен Поттером в 1969г. и означает «систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранения в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете» моральных ценностей и принципов. Как альтернатива патернализму все большее распространение приобретает автономная модель: пациент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его здоровьем и медицинским лечением, врач и пациент совместно разрабатывают стратегию и методы лечения. Врач дает разъяснения относительно прогнозов лечения, включая перспективу нелечения, а пациент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее.

Далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходиться действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциального ошибочного решения.

Этический кодекс психолога:

-1- профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми;

- 2 – в случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции  с максимальной беспристрастностью;

- 3 – работа психолога строиться на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отмечено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями;

- 4 – отменить решение психолога может только специальная комиссия, состоящая их высококвалифицированных психологов и наделена соответствующими властными полномочиями;

- 5 – в работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности;

- 6 – работа психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Специфика требований этики в работе с лицами с ограниченными возможностями:

- (1) – нужно хорошо знать границы своей компетенции, не браться за случаи к которым не чувствуешь себя готовым;

- (2) – вопрос толетарности, умение отстраниться от симпатии или антипатии, от собственного настроения и выстроить и контролировать дистанцию общения с пользой для клиента и для самого себя;

- (3) – о дефект центризме, то есть о подходе к клиенту, как носителю определенного симптома или синдрома, но не как к личности;

- (4) – об изменении «Я» клиента. В ходе исследования он может отменить какие-то свои особенности, которые до сих пор не заметил. Изменение самооценки и самопредставления может быть негативным и даже привести к принятию решений неблагоприятных для дальнейшей жизни;

- (5) – при нарушение в развитии компетентность в информированности согласии человека может быть временное или постоянное ограничено, например, при снижении интеллекта и трудности понимания, при психологических расстройствах, поражающих компоненты воли при принятии решений.

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС – 15.

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Специальная педагогика (называемая в нашей стране так же дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогик, одной из ее ветвей.

Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психологическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Объект специальной педагогики – это специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями, как социокультурный и педагогический феномен.

Субъект специальной педагогики – это человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий в следствии этого особые образовательные потребности.

Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования: изучение особенностей развития и образования «особого человека» изучение особенностей его становления и социализации личности.

Цели специальной педагогики – имеет с общей педагогической общую цель – социализацию и самореализацию развивающейся личности. Однако есть собственный смысл этой цели в специальной педагогике – это достижение человека максимально возможной самостоятельности и независимости и независимой жизни.

Цели специальной педагогики:

(1)     коррекция недостатков;

(2)     его компенсация педагогическими средствами;

(3)     абилитация (применительно к младенчеству и раннему возрасту) и реабилитация, прежде всего социальная и личностная:

а) воспитание чувство собственного достоинства;

б) преодоление чувства малоцености, маргинальности;

в) неадекватной самооценки – преодоление;

г) формирование адекватных форм социального поведения.

Задачи специальной педагогики:

1- изучение педагогических закономерностей развития и обучения лиц с ограниченными возможностями;

2- определение его коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой нарушения, его социальными последствиями;

3- обоснование и разработка специальных педагогических классификаций;

4- изучение закономерностей специального образования, его развития, актуального состояния и прогнозирование будущего;

5- разработка научных основ содержания, методов, средств, форм специального образования;

6- разработка и  реализация коррекционо-педгогических и реабилитационных программ обучения;

7- программ специальной и средовой адаптации и реабилитации а также интеграции лиц с ограниченными возможностями; 

8- программ профориентации, профконсультирования и подготовки лиц с ограниченными возможностями;

9- взаимодействия со специальной педагогикой по общим проблемам инвалидов;

10-                     разработка проблемы профилактики аномального детства;

11-                     разработка совместно с общей педагогикой программ интеграции в образовании, психолого-педагогическая подготовка родителей детей с ограниченными возможностями.

Современная специальная педагогика состоит из предметных областей которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. К их числу относятся:

I – тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие);

-  II – сурдопедагогика (глухие, слабовидящие и позднооглохшие);

III – тифлосурдопедагогика (слепоглухие);

IV – логопедия (лица с нарушениями речевого развития);

-V– олигофрепедагогика (лица с нарушением интеллекта и с образовательными затруднениями);

 - VI – отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII – отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.

Этапы становления национальных систем специального образования за рубежом и в России.

1) от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения -  VIIIв.до нашей эры -  XIIIвв. (в Европе); X-XIIIвв. (в России) – этап развития специального образования – О (нет);

2) от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможностей обучения глухих и слепых - XIII-XVIIIвв. (в Европе); XVIII-XIXвв. (в России) – попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей;

3) от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых – 18 в. – начало 20в. в Европе; 1801-1930гг. в России (1) начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии;

4) от права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения в их – (2) дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали;

5) от изоляции к интеграции – 70-е годы ХХв. -? (в Европе); 1991 - ? (в России) – (3) перестройка организацию основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация.

Первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии – в России претенденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706-1715гг. и связаны с реформами Петра I;

Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию обучения хотя бы части из них – в России претенденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих в 1806 году и для слепых в 1807 году) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюн для работы в России;

Третий период – от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых – это время создания параллельной образовательной системы – системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с тремя типами специальных школ приходиться на советский период – 1927-1935гг.и связано с законом всеобучения;

Четвертый период – от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей – в России происходит развитие и дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50-90-е гг. однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3% детей школьного возраста а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны. В России изменения политики (внутренний) государства в 50-60гг. и закон «об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии» системы народного образования ввел обязательное 8-летние образование а в 1966 году – 10 –летник срок обучения. Это не могло не отразиться на специальном образовании. Изменение государственного стандарта (в сторону усложнения) потребовало от организаторов образования обратить внимание на детей, испытывающих стойкие трудности в овладении школьной программы. Ужесточение государственной позиции по исполнению закона «о всеобуче» заставило республиканские, региональные органы управления образованием задуматься о создании учебных мест для детей с тяжелыми нарушениями речи ЗПР  нарушением опорно-двигательного аппарата.

Пятый период – от изоляции  к интеграции – в России возникновения этой тенденции совпадает с распадом СССР и кардинальным изменением устройства государства. Объявив себя демократическим государством РФ в 1991 году ратифицировала Конвенции ООН «о правах ребенка», «о правах инвалидов», «о правах умственно отсталых лиц» тем самым государство продекларировало смену отношения к инвалидам,  их гражданским правам, что дает основание утверждать переход в новый период эволюции в России был обусловлен кардинальной ориентацией государства и совпал с глубоким экономическим кризисом в стране в целом.

Философские основы СП.

В соответствии с разделами философии в исследованиях специальной педагогики выделяются отдельные направления:

-1- - онтологическое – место специального образования в структуре бытия;

-2- - гносеологическое – связь обучения и познания;

-3- - аксиологическое – педагогические приоритеты и ценности;

-4- - филосовско-антропологическое – углубленное познание жизни и социализации человека с ограниченными возможностями;

-5- - историко-философское – реконструкция взглядов философов прошлого на проблематику специального образования;

-6- - социально-философское – анализ и оценка явлений специальной педагогики  в социокультурном аспекте.

Философия использует междисциплинарный подход, то есть знания из разных наук. Сегодня система специального образования в нашей стране переживает ценностный кризис, то ест прежняя система ценностей ушла с прежней идеологией, необходимо построение новой.

Выделяют основные направления построения этой системы (парадичны специальной педагогики):

1- - гуманизация – цель специального образования сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;

2- - фундаментализация – укрепление общей базовой теории, где главным является вопрос нормы и аномальности и качественного и количественного характера;

3- - интеграция – многообразие формы совместного обучения и воспитания детей с недостатками в развитие и нормальными детьми.

До середины 20 века во всем мире торжествовала философия  ценности главная идея которой социальная полезность человека. На этой основе строилось вся работа по социальной реабилитации, то есть приобщение человека к общественно-полезному труду с тем чтобы он не был обузой для общества.

В СССР к людям с ограниченными возможностями было покровительственно-ограничительное отношение.

Эта политика порождения негативные социокультурные феномены (социокультурные основы специальной педагогики):

- -1- - воспроизведение культуры бедности людьми с ограниченными возможностями;

- -2- - стойкая моргинализация – вынужденное суждение социальных связей и активности (формирование субкультуры);

- -3- - нарушение социальных связей – ограничение и нерегулярная помощь;

- -4- - формирование иждивенческих установок (ориентация на социальную помощь). С 1948 года мир начинает строить свою жизнь в соответствии с гуманическими идеалами по отношению к людям с ограниченными возможностями. Главной становиться идея независимости в условиях приоритета интересов личности над интересами общества – Это концепция независимого образа жизни. Главным путем реализации этой концепции является интеграция в обществе на базе формирования  конкретных сфер независимого образа жизни:

1 сфера – жизнеобеспечение (активное участие человека в производстве, быту, самообслуживание);

2 сфера – социализация – процесс и результат овладения социальными ролями. Правилами и нормами данного общества;

3 сфера – коммуникация – навыки социального общества;

4 сфера – рекреация – умение организовывать свой отдых.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..