Главная      Учебники - Политология     Лекции (политология) - часть 1

 

Поиск            

 

Понятие политики

 

             

 

Понятие политики

ПОЛИТИКА

Политика происходит от греч. polis - город- государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин Политика получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика". Вплоть до кон. XIX в. Политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т.е. власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической философии и политической науки. Представление о политике значительно расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проб­лемой, во всяком случае, оно оказалось предметом самых различных толкований. В настоящее время можно выделить не менее четырех основных толкований политики: 1) как отношения, включающего согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между классами (В.И. Ленин), группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В основе такого понимания политики лежат представления об общении людей, их взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, понимаемых как дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти (т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) - в средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в марксизме и у Ленина, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории. Новое и более философское обоснование эта концепция политики получила в XX в. в теории конфликтной природы политики у К.Шмитта и Ж.Френда. 2) Логически вытекающее из первого понимания отождествление политики с другими политическими явлениями, такими, как господство, власть, а следовательно, и государство (о чем и шла речь выше); средства политики -та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т.п.; деятельность - управление, организация, контроль и пр.; знание, умение (Платон и современные технократические концепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими людьми их общими делами). 3) Объяснение через функции (функциональное) - управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны, контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление функций политики ради ее, возможно более полного, определения (как и ее задачи, хотя сама по себе П. не может иметь их, поскольку решение политических задач опосредовано наличием действующих ради этого сил, направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни, следовательно, смысла. 4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos - цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное. Всем этим толкованиям присущи многие общие и их собственные недостатки: они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях, особенно тождества, которые не столько определяют, сколько замещают политику; они часто неспецифичны для нее - как, например, деятельность, средство, отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей может определять любое другое смежное общественное явление - право, идеологию, мораль, экономику и т.п.; многие определения не просто и не только взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например, власть как бы тождественна политике и в то же время она и деятельность, и средство, и цель, и, наконец, функция политики; отпадают, далее, самые слабые определения - через средства, цели и др. Решение проблемы наметил уже К.Шмитт, ее усовершенствовали современные исследователи. Оно состоит в выделении самой политики ее универсальной абстрактной сущности -ее принципиального начала, что избавляет от частных, неполных, чересчур конкретных оп­ределений и перечислений и позволяет выработать обобщенную емкую формулу, определяющую ее сущность , и отдельно собрать ее конкретные виды, формы и проявления (много разных политик - внутренних, внешних, мирных, силовых и т.д. и т.п.), относительно которых возможны соответствующие частные определения, справедливые и по отношению к более общим трактовкам политики. Такой универсальной (в основе своей функциональной) формулой представляется определение политики, приведенное выше. Развитие и дифференциация знания о политике связаны с развитием исследующих ее дисциплин. В настоящее время политика - объект изучения политической философии, политической науки (или наук) и политологии на трех взаимосвязанных уровнях: изучения сущности полиики как социального феномена, теории полит, явлений (государства и др.) и эмпирические знания механизмов, методов, организации политической деятельности. Размышления о политике, ее изучение, построение ее теории - одна из центральных проблем философии, науки, литературы, изобразительного искусства и его современных аудиовизуальных форм. Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания, вплоть до коллективного и индивидуального подсознательного, интуитивного и эмоционального переживания событий политической жизни общества, особенно в ее критические эпохи. Современное знание о ролитике позволяет трактовать ее как важнейший фактор естественноисторического процесса в двух ее основных функциях: всеобщего организационного начала общества и в качестве его конкретной регулятивно-контрольной сферы или системы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран. В этих двух функциях ролитика взаимодействует с аналогичными по об-щественному значению и функциям сферами, уже упоминавшимися, определяет и направляет их взаимодействие. Роль политики в этой системе обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, события, отношения, начиная с масштабов государства и кончая индивидуальными чертами характера человека; включенностью, или проникающей спо­собностью (инклюзивностью - от лат. iacludere - включать), т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью, т.е. способностью сочетаться с неполитическими общественными феноменами, отношениями и сферами. Таким же свойством наделены и другие организационно-регулятивные сферы, но в разной мере и в не столь императивной форме: право может не охватывать культуру, идеологию или мораль, морально-этическая сфера может не воздействовать на экономику и т.д. В то же время политика беспрепятственно вступает в самые различные взаимодействия, образуя целые области управления, отношений, знания и воздействия на общество: политическая экономия и экономическая политика, политическая идеология, культура, мораль, истина и др. Функциональность политики, ее свойство служить обществу не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие функциональные сферы, но и связывает с ними. Политика глубоко опосредована экономич. сферой общества, экономич. (базисными) отношениями и интересами, концентрированным выражением которых она является. Экономич. основы поитики как сферы управ­ления жизнедеятельностью связывают политику и экономику через власть, точнее, два ее вида: экономическую и политическую, через владение средствами производства, вещами, господство в сфере распределения и т.п. конкретные отношения, которые связывают политику и экономику и придают экономической деятельности политический смысл, а политическую трансформируют в экономическую или позволяют ей получить экономическое выражение. Диалектика отношений политики и экономики, известная в терминах отношений базиса и надстройки, абстрактна только на всеобщем организационном, формирующем общество уровне. В конкретном обществе и в действительном общественном процессе она актуализируется во мкожестве форм: эко­номической, финансовой, социальной политике государства, его вмешательстве в экономику, участии в ней, в производстве и в распределении, ее регулировании, в опоре на нее государств, поли­тики, использовании и т.п. Точно так же политика связана со сферой культуры, определяющей культурный ее облик. Политическая культура), ее связь с историей, человеком, знанием. Неизбежны моральные и этические оценки и установки политики. Неверны представления о возможности разделить политика и мораль (т.н. макиавеллизм). Политика м.б. более или менее нравственной или совсем безнравственной, но это и определяет ее отношение к морали и не помешает обществу оценивать ее моральность не так, как это делают ее творцы и исполнители (см. Мораль и политика). Особые отношения связывают политику и идеологию. Если нравственность, культура, знание, даже религия (несмотря на ее влияние в ряде обществ) мало или редко могут определять и вдохновлять политику, то идеология слита с ней непосредственно. Политика как общественная сущность неотделима от сознания общества и человека, его интересов, потребностей, целей, мировоззрения. Реальная политика осуществляется партия­ми, носителями и генераторами идеологии, в столкновении идей. Связи политики с наукой всегда проблематичны, но со знанием непосредственны и нерасторжимы, ибо существует особое политическое знание, без которого разработка и осуществление политики невозможны, даже если оно не обременено теорией и сводится к эмпирическим приемам, стандартным правилам и наивным хитростям. Глубокие сущностные свойства всеобщих организационных начал, создающих общество, их универсальность и проникающая способность порождают проблему границ между ними, границ политики в том числе, или допустимого пространства, в пределах которого они могут целесообразно взаимодействовать. Нарушение этих границ приводит к нежелательным, а нередко, в крайних проявлениях, и к губительным результатам: чрезмерной идеологизации, безмерной политизации неполитических и неидеологических сфер деятельности, жизни, сознания. Нарушением будет и несоразмерное ограничение пространства, в котором призвано су­ществовать то лая иное необходимое начало. Ограничения такого рода создают вакуум общественных регуляции, который непременно заполняется одной из двух наиболее экспансивных сфер - политикой или идеологией. Результатом будут идеологизированные экономика, культура, наука, искусство, политизированное право и т.п. Лишь наиболее общие и политически нейтральные сферы - культура, мораль и в определенной мере наука - не могут быть избыточными, если они проникают в сферы экономики, права, той же политики или идеологии. Соотношение регулятивных сфер характеризует политическую систему страны, ее политический режим (авторитарных, тоталитарный или демократический), облик общества (неоправданно идеологизированного, политизированного либо не очень). Функционирование политики в обществе, ее общественное бытие определяются как обществом, государством, властью, так и самой политикой, ее исторически сложившимися универсальными и неизменными свойствами или принципами ее существования. Их совокупность и взаимные отношения составляют основу общественного бытия политики. Оно определяется двояко: всеобщими ее свойствами , сложившимися в истории, и конкретными условиями эпохи, реальными обществами и особенностями их развития. К универсальным свойствам плитики, помимо трех, уже названных, можно отнести ее функционирование в рамках специфического политического процесса - одного из общественных процессов строго определенной структуры (замкнутого субъектом процесса и его объектом - целью); вероятностный характер такого процесса и плитики в ценлом: неизбежен субоптимальный (неполный и условный) характер информации, необходимой для проектирования и реализации политики; вероятностные и информационные факторы обус­ловливают возможность политических иллюзий и утопий - постоянных спутников политики, и в то же время обязательная актуализация политики, ее ориентация на первоочередные и необходимые цели и рационализация, стремление к наиболее эффективным решениям ее задач (речь идет, разумеется, о политике, реально направленной на достижение желаемых результатов). В этой связи политика предстает как процесс целеполагания, как царство целей (Ж.Френд), целесообразная деятельность, развивающаяся в нескольких планах: общеисторическом, поскольку политика разных эпох различается по содержанию, целям, участникам политического процесса, политическим от­ношениям в обществе (между властью и народом, в разных политических решениях и т.д.); в пределах одной эпохи или одного периода, в его начале и в конце; в рамках правления одной группы, партии, силы, в периоды кризисов, подъемов и т.п. изменений. При этом остается неизменной структура задач (порядок, стабильность, организация или ликвидация конфликтов, функционирование власти, оборона и т.п.) и техника политической деятельности: организация сторонников, поддержка союзников, изоляция противников и борьба с ними, определение социальной базы политики, ее стратегии и тактики, приемов и методов, средств, выбор стиля политической речи и языка плитики, символики, ритуала и т.д. Обязательны для политики доказательства ее ес­тественности, единственно возможной политики в данных условиях для решения определенной задачи, и процедуры легитимации, объяснения, оправдания и обоснования политики. Не легитимированная так или иначе политика невозможна, как невозможны беспричинные явления, она лишь может быть более или менее разработанной и ярче выраженной в программе правящего лица или партии, правительства, в лозунгах, коммента­риях и т.п. Легитимируется любая политика