Главная Учебники - Политология Лекции (политология) - часть 1
Стр Авторитаризм
— политический
режим власти,
не ограниченной
правом, опирающейся
на прямое насилие
и осуществляемой
единоличным
правителем
или правящей
элитой. В истории
общества можно
выделить различные
его формы:
древневосточные
деспотии,
тиранические
режимы античности,
абсолютистские
монархии позднего
средневековья
и Нового времени,
западноевропейские
империи XIX века,
военно-полицейские,
фашистские
и коммунистические
режимы в XX в.
Историческое
многообразие
форм авторитаризма
показывает,
что этот политический
режим совместим
с различными
по природе
общественными
и политическими
системами —
рабовладением,
феодализмом,
капитализмом,
социализмом,
демократией
и монархией.
Отсюда — трудности,
связанные с
попытками
определения
общей природы
авторитаризма,
вычленения
его сущностных,
устойчиво
повторяющихся
характеристик. К
числу общих
черт авторитарных
режимов относят
следующие: авторитарная
власть имеет
своим источником
насильственный
захват власти.
Она не формируется
народом и не
ограничивается
правом — кодифицированным
либо обычным,
опирающимся
на традицию; для
нее характерно
слияние законодательной,
исполнительной
и судебной
властей, либо
их формальное,
показное разделение; при
авторитаризме
власть опирается
на административный,
полицейский
и военно-карательный
аппарат, держится
на неприкрытом
насилии или
возможности
его непосредственного
применения; авторитаризм
предполагает
жесткий централизм
управления,
монополизацию
власти в руках
правящей элиты
или вождя; в
социальном
плане авторитаризм
пытается стать
выше классовых
различий, выразить
общенациональный
интерес, что
сопровождается
социальной
демагогией,
популизмом; во
внешней политике
для него характерны
агрессивные
имперские
установки. Все
эти характеристики
дают в сумме
явление авторитаризма
только в том
случае, если
наличествует
его духовный
и практический
стержень —
авторитет. Под
авторитетом
понимается
общепризнанное
неформальное
влияние отдельной
личности или
какой-то организации
в различных
сферах жизни
общества.
2.
Сущность и
предпосылки
тоталитаризма Эту
новую форму
организации
политической
власти, сложившуюся
главным образом
в СССР в 30-е годы,
в литературе
часто называют
тоталитаризмом.
Если же мы попытаемся
вычленить
смысловое ядро
данного понятия,
то обнаружим,
что слово
«тоталитаризм»
используется
для обозначения
превосходной
степени других
известных
понятий — диктатура,
авторитаризм,
насилие, деспотизм.
Этимологически
оно производно
от слов тоталитарность,
или «целостность».
Употребляя
его, имеют в
виду, что авторитарная
власть становится
всепроникающей,
контролирующей
жизнь человека
и общества в
ее самых частных,
мельчайших
проявлениях.
При этом забывают,
что рост количественных
изменений в
какой-то момент
приводит к
появлению
нового качества,
а новое качество
не есть удвоенное
или утроенное
старое: сохраняя
со старым в том
или ином отношении
сходство, оно,
тем не менее,
принципиально
от него отличается. Для
того чтобы
раскрыть содержание
понятия «тоталитаризм»,
нужно перейти
от оценочного
употребления
термина к научному,
существенно
ограничив
область его
применения.
Во-первых,
хронологически,
отказавшись
от истолкования
в качестве
тоталитарных
тех или иных
политических
режимов прошлого
— древневосточных
деспотий, исламских
теократий,
Русского государства
времен Ивана
Грозного и т.п.
В истории мы
можем найти
лишь слабые
прообразы
тоталитаризма,
сходные с ним
формально,
структурно,
но не по существу.
Тоталитаризм
— явление, присущее
исключительно
XX веку. И, во-вторых,
что не менее
важно, надо
сузить область
применения
термина в структурном
аспекте: многое
из того, что
совершалось
в сталинскую
эпоху, не связано
напрямую с
тоталитаризмом,
а вполне объяснимо
с учетом логики
авторитарного
режима. Следовательно,
и сам тоталитаризм
— явление, не
сводимое к
экономическим,
социальным
или политическим
условиям того
времени. Его
нельзя представить
как следствие
причины под
именем «авторитаризм
20-х годов». Тоталитаризм
находится в
ином измерении,
нежели экономика
и политика, ему
присуща иная
логика, нежели
логика объективного
процесса. Выражаясь
с известной
долей условности,
можно сказать,
что тоталитаризм
есть душа, телом
которой является
командно-административная
система, это
явление не
экономического,
социального
или политического
плана, а культурно-идеологическое
по своей сущности. Первая
предпосылка
формирования
тоталитаризма
- появление
тоталитарного
индивида.
Вторая предпосылка
— тенденция
к идеократии.
План - это директива,
как закон: господстве
идеи над действительностью.
Практически
идеократия
реализовалась
через партократию
— монополию
партии на власть,
не ограниченную,
по существу,
никаким законом
и даже уставом
самой партии.
Третья предпосылка
тоталитаризма
— культ
народа.
Этот культ
освобождал
народные массы
от всякой моральной
самооценки
и самоцензуры,
ставил их по
ту сторону
добра и зла.
Тем самым в
структуре
массового
революционного
действия
высвобождалась
энергия разрушения,
направляемая
этикой революционной
целесообразности
на уничтожение
всяких ограничений,
препятствующих
достижению
абсолютной
власти революционного
субъекта над
действительностью.
Все, что творилось,
оправдывалось
благом народа
и именовалось
борьбой с врагами
народа. Режим
тоталитарной
власти в отличие
от авторитаризма
оказывается
внеполитическим
образованием
— в эпоху тоталитаризма
политические
отношения и
институты в
обществе, по
существу, исчезают
или становятся
формально-декоративными.
Организация
тоталитарной
власти имеет
иерархический
характер: вверху
пирамиды находится
вождь, обладающий
абсолютной,
ничем не ограниченной
властью; внизу
— массы, столь
же абсолютно
ему подвластные.
Такая организация
власти формально
сходна с авторитаризмом.
В действительности
же тоталитарная
власть неделима
на уровни: на
любом уровне
социальной
иерархии индивид,
обладая властью,
обладал тем
самым абсолютной
властью над
вверенным ему
«объектом».
Различие было
именно в объекте
приложения
власти, но не
в ее характере.
Например, любой
начальник
районного
масштаба обладал
всеми атрибутами
власти — партийной,
хозяйственной,
судебной, карательной
и т.п. Поэтому
для функционирования
тоталитарной
власти не нужно
было принуждения,
идущего сверху
вниз: тоталитарный
индивид добровольно
подчинялся
вышестоящему,
получая в обмен
на покорность
возможность
абсолютной
власти «на
своем месте».
Можно сказать,
что ограничения
в структуре
тоталитарной
власти вытекали
из пересечения
индивидуальных
властей, что
создавало
непрерывное
и постоянное
напряжение
во всех узлах
системы и было
источником
энергии, питавшей
существование
этой системы. С
тоталитарной
властью неразрывно
связана тайна
власти. Властный
поступок
тоталитарного
индивида всегда
непредсказуем,
спонтанен,
вызывается
не столько
внешней необходимостью,
какими-то реальными
обстоятельствами,
сколько тайными
движениями
его души. Теми
движениями,
которые имеют
свою индивидуальную
логику, непредсказуемую
с точки зрения
нормальной
логики. В силу
этой тайны
система тоталитарной
власти пронизана
страхом. Страх
есть необходимое
дополнение
абсолютной
власти, он столь
же абсолютен,
и это страх не
только перед
«другими», но
и перед самим
собой. Абсолютный
страх в душе
тоталитарного
индивида
перевоплощается
и снимается
в виде стремления
к абсолютной
власти. Карательные
органы в этой
системе —
материализация
повсеместного
страха, своего
рода арбитр
в споре, столкновении
индивидуальных
властей. Но их
существование
в большей степени
вызвано необходимостью
искоренять
инакомыслящих
— тех, кто не
принял условия
тоталитаризма,
правила его
игры. При
первом приближении
тоталитаризм
характеризуют
следующие
взаимосвязанные
и взаимообусловленные
признаки: —
тотальный
государственный
контроль над
обществом; всеобщая
монополизация
и централизация
власти в руках
государственной
бюрократии; система
жесткого
полицейского
террористического
контроля над
всеми гражданами
(исключение
— только для
вождя); политизация
(в плане пропаганды)
всей жизни и
уничтожение
политики как
таковой; господство
единственной
правящей массовой
партии, которая
является ядром
политической
системы тоталитарного
общества. При
этом подобная
партия не является
политической:
она не способна
действовать
без государственной
власти, строго
централизована
и выступает
в качестве
дополнения
к правящей
группировке.
Члены такой
массовой партии
— корпоративная
элита, сплоченная
сознанием
избранности
и морального
превосходства
над обществом.
Ее функции:
управление
тоталитарным
обществом и
контроль над
ним; подготовка
и выдвижение
новых лояльных
режиму кадров.
Она является
буфером между
центральной
властью и обществом
и осуществляет
репрессивные
функции к
инакомыслящим; идеологизация
общества и
общественной
жизни на основе
единой государственной
идеологии; унификация
и регламентация
политической,
общественной
и духовной
жизни (например,
единый политдень
и пр.); ставка
на обновление
общества на
основе утопических
глобальных
идей; ставка
на свою расу
(может быть, в
скрытом и
закамуфлированном
виде, например,
в нашей стране
идея «единого
советского
народа»). Тоталитарные
политические
режимы бывают
правого (фашизм)
и левого (коммунизм)
толка. Между
ними существуют
|