Главная Учебники - Политология Лекции (политология) - часть 1
Введение. В
современных
политических
словарях мира
вряд ли можно
найти более
распространенного
и в то же время
более противоречивого
термина, чем
“политическая
система”. О
политической
системе или
о политической
организации
общества в
разных странах
и особенно в
России сейчас
говорят и пишут
не столько
специалисты
в области
гуманитарных
и общественных
наук, сколько
так называемые
“популисты”.
Со страниц
академических
журналов и
других специальных
изданий тема
политической
системы перешла
на страницы
популярных
и непопулярных
и непопулярных
газет, различных
пропагандистских
брошюр и журналов,
а также иных
изданий, рассчитанных
на широкого
массового
читателя. Большой
интерес был
проявлен странами
Запада к деятельности
М.С. Горбачева.
Именно его
политические
реформы положили
начало формированию
современной
политической
системы России.
В
развитых
капиталистических
странах политические
системы уже
сформированы,
но, тем не менее,
тема политической
системы не
закрыта, да и
вряд ли будет
закрыта, так
как невозможно
создать идеальную
политическую
организацию
общества и
расхождения
по этому вопросу
просто неизбежны.
Политическая
система существует
неразрывно
с государством,
так как государство
является едва
ли не самым
главным элементом
политической
системы. Возникновение
политической
системы практически
связано с
возникновением
государства
вообще, так как
с его возникновением
начинается
возникновение
различных
негосударственных
образований.
“Аристотель
упоминает о
партиях горы
и равнины в
рабовладельческой
Греции”.1
В жизни феодального
общества важную
роль играли
такие объединения
собственников,
как общины,
гильдии, цеха.
“Государство
и негосударственные
организации
господствующих
и угнетенных
классов в своей
совокупности
и составляли
политическую
систему конкретного
классового
общества”.2
Однако
политические
организации
того времени
были далеко
не совершенны,
но даже и современные
системы еще
далеки от идеальных,
то есть от таких,
которые бы
удовлетворяли
интересы всех
слоев населения.
К политической
системе общества
вообще и к Российской
в частности
проявляется
весьма обостренное
и противоречивое
внимание. Это
следует рассматривать
положительно
лишь в том случае,
когда “ставится
цель – понять
и объяснить,
а не сознательно
“затемнить”
и исказить
настоящее и
прошлое, рассуждать
на основе глубокого
и разностороннего
анализа окружающей
действительности,
а не путем гадания
на кофейной
гуще.”3
Этот поход вряд
ли возможен
без разностороннего
понимания того,
что представляет
собой политическая
система, ее
природа, содержание,
назначение.
Как она понимается
в западной и
марксистской
политологии,
как понимается
и представляется
сейчас?
2. Марксистское
понимание
понятия и структуры
политической
системы.
2.1 Понятие
политической
системы.
Обратимся
в начале к
марксистской
трактовке
политической
системы. Согласно
марксистскому
представлению
политическая
система, подобно
праву, государству
и другим политическим
явлениям и
институтам,
представляет
собой объективное
явление. Ее
существование
неразрывно
связано с
существованием
и функционированием
классового
общества. Она
формируется
и видоизменяется
вместе с ним
в силу раскола
общества на
классы и возникновения
классовых
противоречий.
С развитием
классового
общества и
переходом его
в бесклассовое
политическая
система, согласно
марксистским
воззрениям,
отмирает. На
протяжении
всего своего
существования
политическая
система неизменно
выражает и
защищает интересы
и волю господствующего
класса, а в
социалистическом
обществе она
должна выражать
волю и интересы
народа. Марксизм
– ленинизм
понимает под
политической
системой
(организацией)
общества “ в
широком смысле
сеть всех
“государственных
органов и
общественных
организаций,
участвующих
в делах государства”,
а под политической
организацией
в узком смысле
– систему
“государственных
и общественно
– политических
организаций,
а также общественных
движений правящего
класса и его
союзников”.1
Марксизм, выдвигая
в процессе
анализа политической
системы общества
ее классовый
характер на
первый план,
не терял из
виду общечеловеческие,
групповые,
национальные
и иные интересы.
Концентрируя
в себе основное
политическое
содержание
классового
общества,
политическая
система реально
выступает как
система существующих
в его пределах
политических
организаций.
К их числу относятся:
государство
– политическая
организация
экономически
господствующего
класса, политические
партии, различные
общественные
объединения,
принимающие
какое – либо
участие в
политической
жизни своей
страны. Эти
организации
неразрывно
связаны между
собой и взаимодействуют
друг с другом
в структуре
политической
системы. “Они
никогда не
существовали
и не могут
существовать
сами по себе,
взятые в “чистом”,
изолированном
виде”.1
Политическая
система, подвергаясь
в процессе
своего развития
прямому воздействию
со стороны
явлений идеологии,
права и морали,
постоянно
оказывает на
них обратное
влияние, что
свидетельствует
о ее относительной
самостоятельности
и указывает
на ее способность
“выступать
одновременно
в качестве
объекта воздействия
со стороны
других надстроечных
явлений и субъекта
активного
воздействия
на окружающую
надстроечную
среду”.2
Аналогичные
двусторонние
связи устанавливаются
также между
политической
системой общества
и экономикой,
всей материальной
базой общества,
образующей
определенную
систему производственных
отношений,
соответствующих,
в первую очередь,
господствующему
способу производства.
Антагонизм
экономических
интересов
противостоящих
друг другу
основных классов
(как то пролетариат
и буржуазия)
обуславливает
в конечном
счете антагонизм
политических
интересов этих
классов и образуемых
ими организаций.
Вследствие
этого политическая
система общества
с данным экономическим
строем постоянно
остается расколотой
на ряд постоянно
противостоящих
друг другу и
противоборствующих
друг с другом
организаций.
Одни из них
образуют систему
диктатуры
господствующего
класса, а другие
– систему организаций
подвластных
классов, направленную
на противодействие
диктату со
стороны господствующего
класса. Суть
взаимосвязи
между экономикой
и политикой
наиболее полно
отразил В. И.
Ленин в выведенной
им классической
формуле, согласно
которой “политика
есть концентрированное
выражение
экономики”,
ее продолжение,
развитие и
обобщение”.1
Какова экономика,
такова должна
быть и политика,
а вместе с тем
и соответствующие
ей институты
и учреждения,
включая политическую
систему классового
общества.
Марксистские
воззрения
исходят из
того, что в условиях
коммунистической
общественно-экономической
формации, должна
складываться
относительно
непротиворечивая,
однотипная
экономика,
оказывающая
определяющее
влияние на
политику, и тем
самым способствующая
образованию
и развитию на
ее основе такой
же внутренне
непротиворечивой
политической
системы общества.
Неантагонистический
характер
экономических
отношений
социалистического
общества должен
обуславливать
существование
соответствующих
им по своей
природе политических
отношений,
политической
жизни и политической
системы. Согласно
марксистским
взглядам, это
не будет означать
отсутствия
в экономической,
социальной,
духовной и
политической
системе социалистического
общества
антагонистических
и неантагонистических
противоречий.
Обратное утверждение
означало бы
искажение
реальной
действительности.
Понятие политической
системы общества
– это родовое
по отношению
к понятию каждой
отдельной
политической
системы, существующей
в пределах
отдельно взятой
страны. Его не
следует смешивать
с понятием
политической
организации
общества вообще,
функционирующей,
по мнению некоторых
авторов в виде
некоей чистой
“надклассовой”
организации,
выражающей
и защищающей
интересы всех
социальных
слоев и групп
в капиталистическом
обществе. В
качестве общих
моментов,
объединяющих
различные
политические
системы как
однопорядковые
явления, можно
выделить следующие.
Во-первых,
существование
и функционирование
их лишь в рамках
классового
общества,
возникновение
и развитие с
появлением
и развитием
классов. Во-вторых,
охват каждой
из них всего
классового
общества,
существующего
в пределах той
или иной страны.
В-третьих, наличие
у каждой из них
политического
характера,
выступление
данных систем
в качестве
политических,
а не экономических
или каких-либо
иных по своему
характеру
образований.
В-четвертых,
опора каждой
политической
системы общества
на определенный
тип экономики,
социальной
структуры и
идеологии. И
в-пятых, выступление
в качестве
структурных
элементов любой
политической
системы различных
государственных,
партийных и
общественных
организаций,
участвующих
в политической
жизни той или
иной страны.
Применительно
к характеристике
социалистической
политической
системы представляется
вполне обоснованным
утверждение
о том, что понятие
политической
организации
общества охватывает
систему государственных
учреждений
и только таких
социально-политических
объединений,
которые участвуют
в осуществлении
государственной
власти.
Политическая
система общества
выступает как
явление и понятие
фактическое,
но отнюдь не
формально-юридическое.
Это означает,
что в разряд
ее основных
частей входят
не только признанные
господствующим
классом в лице
соответствующих
государственных
органов организации,
но и объединения,
объявленные
вне закона
(например:
марксистско-ленинские
организации
и прогрессивные
молодежные
партии). Вообще,
некоторые
авторы склонны
рассматривать
понятие политической
системы, как
в узком, так и
в широком смысле.
По мнению А. И.
Денисова, например,
“политическая
организация
общества в
узком смысле
складывается
из государственных
и общественно-политических
организаций
правящего
класса и его
союзников,
составляющих
единую систему.
Функции этой
системы и
соответствующие
им структурные
подразделения
определяются
правящим классом.
В широком же
смысле – “это,
с одной стороны,
система государственных
и общественно-политических
организаций
правящего
класса и его
союзников, с
другой – система
общественно-политических
организаций
угнетенного
класса и его
союзников”.1
Представляется,
что идея двух
понятий политической
системы общества
в узком и широком
смысле слова
обеспечивает
возможность
всестороннего
обзора всех
подсистем этого
сложнейшего
явления.
2.2 Структура
политической
системы.
Основными
требованиями-критериями,
предъявляемыми
при рассмотрении
ко всем структурным
элементам
политической
организации
общества, являются
требования
их внутренней
упорядоченности,
организованности
и хотя бы минимальной
политичности.
Суть первого
из них сводится
к тому, чтобы
каждое общественно-политическое
объединение,
рассматриваемое
в качестве
структурного
элемента политической
организации
общества, выступало
бы, прежде всего
как организация
и обладало бы
признаками
организации.
Характерными
признаками
любой организации
являются:
определенный
порядок ее
образования
и функционирования;
наличие акта,
свидетельствующего
о сформированности
и формально-юридической
оформленности
того или иного
объединения;
функционирование
каждой общественно-политической
организации
ради достижения
непосредственно
стоящих перед
ней целей;
деятельность
каждой организации
в определенной
сфере общественной
жизни, в соответствии
с установленными
принципами;
наличие у всех
организаций
органов, ведающих
их внутренними
и внешними
делами.1
Суть второго
требования
состоит в том,
что каждый
структурный
элемент политической
организации
классового
общества должен
быть не просто
организацией,
а политической
по своему характеру
организацией.
Значит он непременно
должен: а) выражать
политические
интересы
определенного
класса или иной
социальной
общности; б)
быть участником
политической
жизни и носителем
политических
отношений; в)
иметь непосредственное
или опосредованное
отношение к
государственной
власти – ее
завоеванию,
организации
или использованию,
причем не обязательно
взаимодействуя
с государственными
органами, но
и противодействуя
им; г) руководствоваться
в своей деятельности
политическими
нормами, сложившимися
в недрах политической
жизни той или
иной страны. Говоря
о политическом
характере
структурных
элементов
политической
системы общества,
следует иметь
в виду, что у
одних организаций
политика в их
деятельности
занимает значительное
место, в то время
как у других
играет второстепенную
роль. В зависимости
от этого, с
марксистской
точки зрения,
все объединения
подразделяются
на организации
собственно
политические,
несобственно-политические
и организации,
имеющие в своем
содержании
лишь незначительный
политический
аспект. К числу
собственно
политических
организаций
относятся
государства,
политические
партии и некоторые
общественные
объединения.
Характерным
признаком этих
организаций
является
организационная
связь с политикой
и их прямое
воздействие
в самых различных
формах. Самоцелью
их создания
и функционирования
выступает
политика. Она
заключается
в осуществлении
политики того
или иного класса,
в политическом
воспитании
различных слоев
классового
общества и в
проведении
политических
интересов той
или иной социальной
общности в
жизнь.
Решающую
роль среди всех
структурных
элементов
политической
системы общества,
несомненно,
играет государство.
Оснащенное
специальным
аппаратом
принуждения
и подавления
с соответствующими
“заведениями”
в виде тюрем
и прочих принудительных
учреждений,
государство
выступает как
главная сила
в руках господствующего
класса, как
главный проводник
его воли и интересов
в жизнь, как
главнейшее
средство
осуществления
его политической
власти. Государство
является объективно
необходимым
составным
элементом
политической
системы общества.
Оно, постоянно
видоизменяясь
в своей сущности,
форме и содержании,
неизбежно
сохраняется
на протяжении
всей истории
развития классового
общества. В то
же время, остальные
звенья политической
системы общества,
имеющие политический
характер, могут
появляться
на определенных
этапах ее развития
и исчезать,
выполнив возложенные
на них задачи. К
несобственно-политическим
структурным
элементам
политической
системы общества
относятся такие
объединения,
которые возникают
не в силу непосредственно
политических,
а в силу экономических
и других им
подобных причин.
Прямой целью
их создания
и функционирования
никогда не
выступает
политика. Свою
основную деятельность
эти организации,
к числу которых
можно отнести
профсоюзные,
кооперативные
и другие, осуществляют
соответственно
в производственной,
социально-бытовой,
культурной
и иных сферах
жизни общества.
“ Они не ставят
пред собой
непосредственных
задач активного
воздействия
в политических
целях на государственную
власть”.1Политическая
деятельность
этих организаций
не имеет для
них решающего
значения. Однако
речь в данном
случае идет
лишь об отсутствии
доминирующего
политического
аспекта в их
деятельности,
а не об отрицании
его как такового
вообще. Среди
организаций,
имеющих в своем
содержании
лишь незначительный
политический
аспект, выделяются
объединения,
возникающие
на основе чисто
личных интересов
той или иной
группы людей
к занятию
определенной
деятельностью.
К их числу следует
отнести объединения
типа нумизматов,
филателистов,
туристов и
других. “Политический
оттенок в своей
деятельности
они приобретают
лишь как объекты
воздействия
на них со стороны
государственных
и иных политических
по своему характеру
органов и
организаций,
но отнюдь не
как субъекты,
носители политической
власти и соответствующих
политических
отношений”.2
Предложенное
в марксистской
литературе
разделение
различных
институтов
в структуре
политической
системы общества
по политическому
и другим признакам,
отражает
необходимость
использования
в процессе
исследования,
помимо всех
прочих методов
и подходов,
институционального
метода.
Суть
его заключается
не только в
определении
формирующих
политическую
систему институтов,
но и в анализе
ее субъектно-институциоанальных,
элементно-структурных
и отчасти
формально-юридических
сторон. С институциональной
точки зрения
политическая
система любого
общества выступает
как сложный
комплекс
взаимосвязанных,
взаимодействующих
друг с другом
или противодействующих
друг другу
|