Главная      Учебники - Политология     Лекции (политология) - часть 1

 

Поиск            

 

Лоббирование в Государственной Думе

 

             

Лоббирование в Государственной Думе

По мере формирования российского общества в нашу политическую жизнь входят явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их составной частью, атрибутом, признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм (лоббирование). Тема лоббирования сегодня недостаточно представлена на рассмотрение общественности и представителей всех уровней власти. Хотя тема эта в свете становления новой российской государственности очень важна, так как нерешённость многих вопросов, связанных с лоббированием, (показывается в работе) ведёт к возникновению и развитию проблем, которые приобретают общенациональный размах. Например, коррупция как явление тесно связанное с неурегулированностью процесса лоббирования.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение лоббирования, осуществляемого в Госдуме, как примера влияния заинтересованных сторон на органы государственной власти с целью достижения удовлетворения частных интересов. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:

  1. рассмотреть некоторые теоретические аспекты лоббирования, позволяющие понять, наиболее полно раскрыть суть данного явления;

  2. ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной и зарубежной практике и тем самым выявить положительные и негативные стороны тех или иных приёмов лоббирования;

  3. обозначить основной круг проблем, существующих в современной российской парламентской практике лоббизма.

  4. наметить способы решения существующих проблем с учётом сегодняшних реалий.

Объектом данной работы было определено лоббирование в Госдуме как влияние, осуществляемое на органы государственной власти. А предметом работы - формы, методы, приёмы его осуществления и другие характеристики.

В соответствии с поставленными задачами и была определена структура курсового проекта.

Перед непосредственным написанием работы мной было проведёно предварительное ознакомление с литературой касательно лоббирования как явления и лоббирования применительно к практике. Часть источников было задействовано по ходу написания курсового проекта по мере возникновения тех или иных вопросов. Обнаружилось, что данный вопрос действительно беспокоит исследователей, в частности в области политологии. В основном в работах по данной теме, с которыми мне удалось познакомиться, особое внимание уделяется вопросам лоббирования применительно к российской практике. В основном прослеживается озабоченность многих специалистов неурегулированностью вопросов лоббирования в России.

После обзора некоторой литературы по теме была составлена методика исследования, некий предварительный план, который и перерос в дальнейшем в задачи курсового проекта, на основе которых и было определёно окончательное содержание работы.

Работа была поделена на 2 части: теоретическую и практическую. Вначале был рассмотрен ряд определений понятия лоббирования и на основе этого было сформулировано собственное как синтез основных характеристик, встречающихся практически во всех определениях: лоббирование – это процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве.

Затем был рассмотрен зарубежный опыт лоббирования как история развития данного явления. Это связано с тем, что в СССР официально лоббирование не признавалось, так как, кроме КПСС, никто не мог, представлять интересы народа. Зарубежный (американский) опыт показал, что по мере необходимости было осуществлено соответствующее урегулирование лоббирования, которое дало свои позитивные результаты.

Следующий пункт теоретической части работы называется ‘Деятельность по осуществлению лоббирования’. Здесь приводятся основные характеристики процесса лоббирования: его цель, содержание, основные составляющие процесса, а также условия, направления и пути осуществления лоббирования. Это необходимо, чтобы более полно понять лоббирование как явление. Ведь одного определения недостаточно.

В последнем пункте теоретической части речь идёт об уровнях и процессе лоббирования, а также сетях лоббирования как важнейшей составляющей данного процесса. Именно важность сетей лоббирования и есть центральная идея данного пункта. Отметим, что прочие характеристики лоббирования (цели, отстаиваемые интересы и др.) не столь важны, так как сети лоббирования определяют направление воздействия, позволяют выявить системный характер процесса лоббирования.

Далее следует практическая часть курсового проекта. Здесь был проведён краткий обзор российской практики лоббизма, выявлены его особенности, проблемы и намечены пути решения существующих проблем. Отметим, что почти все авторы в своих работах о лоббизме признают существование лоббизма в России. К особенностям (и проблемам) российского лоббизма можно отнести следующие:

  1. отсутствие законодательной основы, а следовательно его теневой характер; в тени остаются настоящий заказчик, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат и другое.

  2. коррупция, а точнее всеобщее проникновение в сферу лоббизма. А посредством сетей лоббирования коррупция проникает во все «механизмы» государственной машины. Это говорит о серьёзности рассматриваемых проблем в лоббировании для России.

Таким образом, необходимо решать их уже сегодня. Специалисты чаще всего предлагают принятие соответствующего закона в качестве решения проблемы неурегулированности лоббистской деятельности в органах государственной власти. В качестве целей законодательства, регулирующего вопросы лоббизма, выделяется выведение лоббизма из тени с целью снижения коррумпированности власти, а также обеспечение позитивности и конкурентного характера взаимодействия общества и власти. Но таких целей достичь только через принятие закона о лоббировании не получится. Ряд специалистов говорит о том, что не созрели условия для такого закона. Например, Баранов С.Д., аспирант социологического факультета МГУ говорит о том, что многими институт официального лоббирования будет проигнорирован: например, он говорит о так называемых «встроенных лоббистах» в структурах исполнительной власти, которые не упустят возможность заработать. Аспирантка социологического факультета МГУ Арутюнян Л.Н. говорит о несвоевременности принятия такого закона и объясняет это тем, что не решены многие важные социальные проблемы.

Итак, видно, что сначала необходимо подготовить условия для соответствующего закона. А именно:

  1. борьба с коррупцией во власти:

  • увеличение ответственности;

  • создание механизма неотвратимости наказания должностного лица независимо от его статуса.

  1. работа в социальной сфере, а именно создание равных возможности различным группам отстаивать свои интересы в Государственной Думе:

  • несколько «доработать» механизм отзыва депутата: облегчить процедуру;

  • ввести определённые нормы в работе законодателя: когда он не может игнорировать волю обратившихся групп влияния (не зависимо от их статуса) и другие.

Затем, по достижении целей предложенных мероприятий, целесообразно принятие закона о регулировании лоббистской деятельность в органах государственной власти РФ. После вышеперечисленного в российском обществе сформируется эффективная конкурентная система лоббирования. Безусловно, и она будет обладать определёнными недостатками. Но их решать будет уже проще, так как для этого будет создана база – эффективно работающая система лоббирования с устойчивыми сетями лоббирования.



Министерство образования Российской Федерации


Поморский государственный университет

им. М.В. Ломоносова


Факультет управления


КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по управлению общественными отношениями


Тема: "Лоббирование в Государственной Думе"


Выполнил студент 4 курса, отделения государственное и муниципальное управление

Бусин Алексей Михайлович


Научный руководитель

Вертешин Алексей Иванович

к. полит. н., доцент кафедры ГиМУ


Архангельск 2002

Содержание:

Введение

По мере формирования российского общества в нашу политическую жизнь входят явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их составной частью, атрибутом, признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм (лоббирование). «В настоящее время лоббизм всё больше понимается как необходимый и естественный инструмент взаимоотношений власти и общества»1. Лоббирование – такой же важный элемент демократического процесса в современной России, как, например, экономические преобразования в стране, реформа системы государственного управления и другие. Поэтому и теме лоббирования необходимо на современном этапе уделить больше внимания, так как она сегодня не достаточно на фоне остальных тем (например, указанных выше) представлена на рассмотрение общественности и представителям всех уровней власти.

Само понятие лоббирование намного шире, чем тема данной работы. Но здесь оно будет рассмотрено как влияние, осуществляемое на органы государственной власти, в частности Государственную Думу. То есть это будет объектом курсового проекта. А в качестве предмета определим всё то, что сопровождает рассматриваемый процесс лоббирования: формы, методы, приёмы его осуществления и другие характеристики.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение лоббирования, осуществляемого в Госдуме, как примера влияния заинтересованных сторон на органы государственной власти с целью достижения удовлетворения частных интересов. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:

  1. рассмотреть некоторые теоретические аспекты лоббирования, позволяющие понять, наиболее полно раскрыть суть данного явления;

  2. ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной и зарубежной практике и тем самым выявить положительные и негативные стороны тех или иных приёмов лоббирования;

  3. обозначить основной круг проблем, существующих в современной российской парламентской практике лоббизма.

  4. наметить способы решения существующих проблем с учётом сегодняшних реалий.



1. Лоббирование

1.1. Понятие

Многие источники раскрывают понятие лоббирование (лоббизм) с разных сторон. Такое разнообразие взглядов на данное понятие позволяет нам сформировать наиболее полное (целостное, системное) представление о рассматриваемом явлении.

Термин "лоббизм" произошел от английского lobby, что в переводе – вестибюль, холл. То есть помещение, «где депутаты парламента могут общаться с посторонними»2, «где простой смертный может отловить вышедшего из зала заседаний государственного мужа и попытаться убедить его поддержать тот или иной проект»3. Этот термин обозначает также «разветвленную систему контор и агентств, монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций»4. Большая советская Энциклопедия даёт практически аналогичное определение, но поясняет, что «при законодательных органах США»5. Этот факт лишний раз подтверждает, что «до 80-х годов у нас считалось, что лоббизма в государстве нет»6.

Вот какое определение термину лоббирование даёт Синяева И.М. в своей книге «Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности»: лоббирование – «это процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными структурами», – и дополняет, что это «один из основных приёмов» влияния со стороны различных заинтересованных сторон на полномочные структуры.

Вышеназванные определения дают приблизительно одинаковое толкование понятия лоббирование. Иной подход к его определению встречается в статье В.А. Лепёхина «Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования». Автор утверждает, что общепринятое мнение о том, что лоббирование (лоббизм) – это, прежде всего давление на власть, неверно или – точнее – неполно. С его точки зрения, та власть, на которую оказывается давление, всего лишь власть «формальная» (политических институтов в их традиционном понимании – как лиц, принимающих решения), а реальной властью являются те самые силы, которые осуществляют процесс лоббирования. У Лепёхина мы встречаем следующее определение. Лоббизм – «не просто артикуляция (представление) интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, а процесс привидения формальной власти в соответствие с властью фактической»7.

И действительно, лоббизм (лоббирование) жестко связаны с политической властью. Очевидно, что лоббизма больше там, где больше реальной власти. Иными словами, лоббизм - своего рода признак власти, ее специфическая «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Трудно не согласиться с тем, что субъект, не обладающий реальной силой (влиянием), смог бы осуществлять лоббирование. Следовательно, определение Лепёхина В.А., очевидно, более близко к реальному положению вещей.

Перечисленные выше определения понятия лоббирование не исчерпывают всё многообразие данных определений. Но всё же остановимся на рассмотренных, так как в них представлены в той или иной степени разные позиции. Постараемся из данных определений вывести какое-то своё, попытаемся учесть особенности названных определений. Очевидно одно (и встречается во всех определениях): лоббирование – это процесс влияния. Зададимся вопросом, влияния кого на кого? Из вышеназванных определений следует, что это может быть влияние управляемой составляющей общества (граждане, юридические лица, их объединения), т.е. заинтересованных сторон на управляющую систему. Но мы узнаём также, что значимость управляющей системы может быть и не столь весомой, что управляемая и управляющая системы по своему содержанию могут меняться местами. Таким образом, это напрямую влияет на приёмы лоббирования. В данном случае речь уже не может идти о прошениях, убеждениях и прочих подобных приёмах заинтересованных сторон, а речь идёт об «управлении» в той или иной сфере. Но стоит признать также, что влияние в любом случае оказывается на официальные (в зависимости от тех или иных обстоятельств формальные) институты