Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в
цилиндрах в соответствии с порядком и режимом работы двигателя. На
мотоциклах "Урал", "Днепр" применяются системы зажигания питающиеся от
источников постоянного тока напряжением 12
или 6 В (К-750М, К-750, К-650, МТ9, "Днепр-12", М62, М63, М66).
В систему зажигания с напряжением в сети 12 В (рис. 6.24) входят
источники питания (аккумуляторная батарея 4, генератор переменного тока
Г-424), катушка зажигания 6, прерыватель
2 с автоматом опережения зажигания, две свечи 1, провода низкого и
высокого напряжения, центральный переключатель 5.
Работает такая система зажигания следующим образом. В определенный
момент работы двигателя, когда нужно подать "искру" в цилиндр,
происходит размыкание контактов прерывателя, которые в обычном состоянии
замкнуты. Ток, протекающий в первичной обмотке катушки зажигания, за
короткий промежуток времени изменяет свое значение от некоторой
постоянной величины практически до нуля. Катушка зажигания - это своего
рода трансформатор, при изменении величины напряжения в первичной
обмотке происходит изменение напряжения во вторичной обмотке
пропорционально количеству витков в обмотках. На выводах вторичной
обмотки возникает высокое напряжение (до 15000 В). Посредством
специальных проводов высокое напряжение подается в цилиндры на контакты
свечей, где происходит "пробой" межэлектродного пространства -
образуется "искра", от которой воспламеняется приготовленная в
карбюраторе и сжатая к этому времени в цилиндре горючая смесь.
Особенностью этой системы зажигания является тот факт, что искра
подается в оба цилиндра одновременно, однако воспламенение происходит
только в одном из них, в том, в котором в этот момент находится рабочая
смесь. Второй цилиндр в это время заканчивает такт выпуска отработавших
газов, в этом цилиндре искра проскакивает "вхолостую".
Синхронизация искрообразования с работой цилиндропоршневой группы
двигателя достигается за счет жесткой механической связи коленчатого
вала с прерывателем (см. раздел "механизм газораспределения").
Рис. 6.24. Схема системы зажигания (12 В): I -
свеча зажигания; 2 - прерыватель; 3 - конденсатор; 4 - аккумуляторная
батарея; 5 - центральный переключатель; 6 - катушка зажигания
Катушка зажигания предназначена для преобразования
тока низкого напряжения (6, 12 В) в ток высокого напряжения (до 15000
В). В состав катушки зажигания (рис. 6.25) входит сердечник 2, набранный
из пластин, первичная обмотка 1 и вторичная обмотка 3 с двумя выводами.
Напротив клемм высокого напряжения по торцам катушки размещены
остроконечные выводы разрядников, соединенных с массой. Зазор между
каждым из разрядников и клеммой высокого напряжения должен составлять
8-9 мм, чтобы защитить обмотку от пробоя изоляции. В катушке имеется два
высоковольтных вывода К2, каждый из которых питает одну из свечей
цилиндров. В момент разрыва электрической цепи в первичной обмотке
происходит одновременное образование искры между электродами свечей
левого и правого цилиндров. Катушка зажигания закреплена под передней
крышкой картера двигателя двумя винтами.
6-вольтовые системы зажигания мотоциклов "Урал", "Днепр" бывают двух
типов. Одна из них работает по тому же принципу, что и 12-вольтовая,
описанная выше, только вместо катушки Б204 в ней применяется катушка
Б201А (прерыватель тот же). Другая имеет отличия. Особенностью второй
системы является другая конструкция катушки зажигания (она имеет только
один вывод вторичной обмотки), и наличие распределителя зажигания
("трамблера"). В этой системе искра подается поочередно то в правый, то
в левый цилиндр в соответствии с циклом работы двигателя.
Прерыватель ПМ302А (рис. 6.26), предназначен для работы с двух-выводной
катушкой зажигания (Б201А, Б204). Он состоит из корпуса 3, подъемного
кулачка 13 с центральным регулятором, конденсатора 17 и крышки. Корпус
прерывателя прикреплен к крышке распределительной коробки картера
двигателя двумя винтами и держателем крышки прерывателя. Через отверстие
в центре корпуса проходит конец распределительного вала, который имеет
цилиндрическую шейку с двумя лысками и резьбовым отверстием.
В корпусе прерывателя закреплен конденсатор 17, рычаг 4 с подвижным
контактом и контактный стояк с фланцем 15 для смазки поверхности
кулачка.
Автомат опережения зажигания одевается на цилиндрический конец
распределительного вала и закрепляется винтом. В процессе монтажа нужно
обращать внимание на положение поводка 2 (рис. 6.27). Для правильной его
установки пазы в поводке нужно совместить с осями 3 грузиков так, чтобы
окно, через которое видны пружины 1, имело форму прямоугольника.
Максимальная мощность и экономичность двигателя будет достигнута тогда,
когда рабочая смесь будет загораться до прихода поршня в верхнюю мертвую
точку, а сгорание ее завершится при повороте коленчатого вала примерно
на 15° после прохождения верхней мертвой точки. Время сгорания топливной
смеси одинаково. Поэтому, для нормального сгорания рабочей смеси каждой
частоте вращения коленчатого вала должен соответствовать определенный
угол опережения зажигания.
В случае уменьшения частоты вращения коленчатого вала угол опережения
зажигания должен быть меньшим, а при увеличении - большим. Функцию
регулирования угла опережения зажигания в зависимости от частоты
вращения вала мотоциклетного двигателя выполняет автоматический
регулятор. Его конструкция включает в себя два грузика (рис. 6.26),
надетых на оси 8, которые стягиваются пружинами 10.
В случае увеличения частоты вращения коленчатого вала грузики 14
расходятся под действием центробежных сил, преодолевая усилие пружин 10,
и поворачивают кулачок 13 относительно втулки 9 в сторону его вращения.
Это приводит к более раннему размыканию контактов прерывателя. Диаграмма
характеристики автомата опережения зажигания приведена на рис. 6.28.
На мотоциклах "Урал", "Днепр" устанавливаются свечи
зажигания А14В. Условное обозначение свечи содержит следующие данные: А
- резьба Ml4xl,25 длиной 11 мм; 14 - калильное число; В - выступание
теплового конуса изолятора за торец корпуса Зазор между электродами
должен быть в пределах 0,50 - 0,65 мм.
Свечу к двигателю подбирают экспериментально. Тепловая характеристика в
основном определяется длиной нижней части изолятора. Чем длиннее юбка
изолятора, тем более высокой будет средняя температура свечи.
Средняя температура нижней части свечи должна
равняться так называемой температуре самоочищения (600 - 700 °С), при
которой масло, попадающее на электроды и изолятор, сгорает без остатка.
Если температура ниже, то на свече появится нагар, электроды замаслятся,
что приведет к остановке двигателя или его неустойчивой работе. Если
средняя температура значительно превышает температуру самоочищения,
рабочая смесь загорается от перегретой свечи до появления искры. В этом
случае появляется стук в двигателе, мощность падает.
На установленную свечу надевается наконечник (колпачок) с демпфирующим
сопротивлением, предназначенным для гашения радиопомех, которые
возникают при работе системы зажигания. Система зажигания работает
следующим образом. После включения зажигания замыкаются цепи первичной
обмотки катушки зажигания и контрольной лампы, свечение которой
свидетельствует
об исправности аккумуляторной батареи и подаче тока в систему зажигания.
После прокручивания коленчатого вала кулачок зажигания размыкает
контакты прерывателя. Одновременно с этим появляется искра между
электродами свечей правого и левого цилиндров: одна искра возникает
тогда, когда в одном из цилиндров заканчивается такт сжатия, а другая -
в период такта выпуска.
Принципиальная схема системы зажигания с напряжением 6 В приведена на
рис. 6.29. Система зажигания включает в себя следующие элементы:
прерыватель-распределитель ПМ05,
который состоит из прерывателя 6 тока низкого
напряжения и распределителя 12 тока высокого напряжения; одновыводной
катушки зажигания 3 Б2Б; ручного опережения зажигания. В систему
зажигания энергия поступает от генератора постоянного тока Г-414,
соединенного с аккумуляторной батареей 11.
На мотоциклах "Днепр" с шестивольтовой системой зажигания кулачок
прерывателя расположен на конце распределительного вала. Он имеет два
выступа. Вспышка в цилиндрах происходит после поворота коленчатого вала
на 360°. Высокое напряжение от катушки зажигания поступает на
центральную клемму распределителя и через две другие клеммы по проводам
высокого напряжения подается к свечам. Для ручной регулировки угла
опережения зажигания прерыватель-распределитель ПМ05 имеет специальное
устройство, управляемое рычагом, расположенным на руле мотоцикла.