Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
оциальные институты
и
социальные группы
лекции План Часть 2 6.Классификация групп 7.Заключение 8.Литература Часть 1
1.Введение.
Человеческое общество, развиваясь в течение тысячелетий, усложнялось, подразделялось внутри себя на отдельные части, отводя им определенные, все более специализирующиеся функции. Развитие этих структур носило не только позитивный характер, иногда распадались целые государства, другие же переживали тяжелые и затяжные кризисы, обретая при этом ценный опыт существования и дальнейшего продвижения по пути прогресса. Почему при этом не потеряли своего значения и не исчезли такие категории, как семья, 2.Понятие социальный институт
Они помогают в борьбе за выживание и существование всему сообществу. Назначение социальных институтов – удовлетворение Внешне институт выглядит как совокупность лиц, учреждений,снабженных определенными материальными средствами иосуществляющих конкретную социальную функцию. Внутри фундаментальных институтов складываются менее крупные образования, которые называют неглавными институтами. В фундаментальный экономический институт входит институт частной собственности, рынка, организации и оплаты труда, денежной системы и т.д. В институт религии входит монашество, епископат, церковь как организация и многое другое. В политическом институте можно выделить юстицию, политические партии, исполнительную и законодательную власти, внешние отношения. В институт образования входит система учебных заведений, профессиональные кадры и т.д. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные Институты – механизм регулирования общества. Институционализация – закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Это формализация социальных связей и отношений. Институционализация невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Например, институт семьи удовлетворяет потребность воспроизводстве людей формировании отношений между полами воспитании детей связи поколений и т. д. Для институционализации, устойчивости социальных институтов необходимы следующие условия:Особый тип регламентации. Институт основывается на социальном регулировании взаимоотношений, которое приобретает довольно жесткий и обязывающий характер. Это обеспечивает регулярность, четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Например, в разных культурах институт семьи Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия.Невыполнение обязанностей ведет к применению санкции. В результате поведение Обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института, замещая выбывшего. Права и обязанности членов социального института – это исторически отобранный наиболее эффективный вариант поведения. Статус,предписывающий выполнение определенных социальных ролей, является указанием данного института, и, следовательно, общества.Одинаково обезличенные, то есть не допускающие преимуществ тебования должны предъявляться как ко всем студенческим курсам, так и к каждому обучающемуся. Преподаватель должен принимать во Разделение труда и профессионализация выполнения функций, что обеспечивает высокую Учреждения, в которых организуется деятельность институтов. Каждый институт обладает Развиваясь,социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на эндогенные (внутренние),экзогенные(внешние) Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института, отчего социальный институт уже не удовлетворяет все Экзогенные изменения возникают под воздействием развития культуры как совокупности всех видов человеческой деятельности. Например, в России практически до конца XIX века женщины из верхних слоев общества не работали. Промышленный и общественный прогресс того времени востребовал женщину на рынке труда в качестве учительницы, врача, телеграфистки, журналистки, что привело в конце концов к равному с мужчиной включению в общественную жизнь. Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах. Во-первых, в возникновении новых институтов. Народы бывшего СССР, обретшие государственность, создают И стихийное, и сознательное формирование социальных институтов обусловлено целью. Социальный институт – это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. Функция– это та польза, которую социальный институт приносит обществу. Ее характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели и объективные последствия деятельности данного института, т.е. функция как задача и как реальный результат. Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий. Следует учитывать наличие скрытой, латентной функции социального института. Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако в реальной жизни эти функции эти функции переплетены столь тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно. Фундаментальные институты при строгой необходимости выполнять прежде всего свои специфические функции в разной степени задействованы в решении следующих задач: 2.Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные 4.Семья,религия – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Они придают поведению и мотивации нравственную аргументацию и этическую основу. 5.Политические, экономические – общественно-социальная регуляция поведения на основе норм, 6.Политические институты, экономические, образование, семья – основаны на более или менее Но при этом каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов определенных социальных систем. Подобным примером могут служить функции семьи: -Репродуктивная или воспроизводство человеческого рода -Рекреационная, или защита членов семьи от воздействия окружающего мира. Каждая из перечисленных функций служит фундаментальной – поддержанию жизнедеятельности общества через возобновляемость поколений, усвоивших основные нормы и ценности этого общества. Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией института. В условиях интенсивного протекания общественных процессов и социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят отражения в структуре и функциях социальных институтов. Возникает дисфункция, т.е. неясность целей деятельности института, падения его авторитета и престижа, вырождении его отдельных функций в ритуальную деятельность. Деятельность института экономики в СССР привела к его очевидной дисфункции. Прекращение
|