Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 59
Содержание:
Введение.
Обзор научно-популярной
литературы.
Статистические
исследования.
а) результаты
анкетирования;
б) исследование
уровня двигательной
активности
учащихся;
в) контроль
внешних признаков
утомления,
артериального
давления и
частоты пульса.
Диагностика
заболеваний
учащихся.
Школа будущего
и проблемы
здоровья в
ней.
Заключение.
Приложение.
а) комплекс
специальных
дыхательных
упражнений.
б) Листовки
8. Литература.
Движение
– это здоровье
и жизнь.
Темп
современной
жизни очень
высок, каждому
подростку
многое хочется
узнать, всему
научиться. В
школьной программе
появились новые
предметы: экология,
психология,
информатика
и вычислительная
техника, ОБЖ.
А это, значит
увеличилась
учебная нагрузка
в школе. Сегодня
учащиеся каждый
день находятся
в относительно
неподвижном
состоянии 6-8
часов. Кровь
в организме
замедляет
движение за
счет сужения
сосудов, питание
клеток головного
мозга и других
органов уменьшается.
Появляется
усталость,
недомогание,
ломота, головные
боли и др. А как
обстоят дела
со здоровьем
у старшеклассников
нашей школы?
Что нужно делать,
чтобы снять
или уменьшить
симптомы, вызванные
гипокинезией
(малой подвижностью).
Как ученики
нашей школы
представляют
школу будущего
(«школу – здоровья
и радости»).
Изучение
вопроса «Движение
и здоровье».
Выработка
рекомендаций
для учащихся
и учителей.
Пропаганда
здорового
образа жизни.
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение
научно-популярной
литературы
по данному
вопросу.
Проведение
статистических
исследований
(занятость
учащихся в
спортивных
секциях).
Диагностика
заболеваний
у учащихся.
Мониторинг
состояния
здоровья у
старшеклассников
после физической
нагрузки.
Выпуск
листовок, чтение
лекций.
2. Обзор
научно-популярной
литературы
Много
веков назад
человеку приходилось
активно двигаться,
чтобы добыть
пищу, построить
жилище, изготовит
одежду и т.д.
Поэтому говорят,
что наше тело
создано для
движения.
Любая
функция или
работа клетки
осуществляется
за счет запасенной
ранее энергии.
В развивающемся
организме
клетка запасает
энергии больше,
чем тратит, и
следующий акт
ее работы будет
большим по
величине, чем
предыдущий.
В этом заключается
так называемое
энергетическое
правило скелетных
мышц. Поэтому
одним из основных
факторов, вызывающих
и определяющих
рост и развитие
организма,
является двигательная
активность
мышц.
В раннем
детском возрасте
физические
упражнения
способствуют
развитию речи,
в школе и вузе
– устой живости
умственной
работоспособности
и психической
активности.
Мышечная
активность
влияет на
формирование
характера
человека, его
способность
творчески
мыслить. Дело
в том, что мышечная
активность
постоянно
сопровождается
эмоциональным
напряжением
и «снимает»
его излишек.
Это происходит
благодаря тому,
что движение
стимулирует
выработку 3
гармонов-эндорфинов
и сокращает
избыток адреналина
и гормонов,
способствующих
возникновению
стрессов.
Овладение
культурой
движения поможет
развить умение
«властвовать
собой», то есть
сохранять в
любой ситуации
эмоциональное
равновесие,
доброжелательность,
бережное отношение
к эмоциональному
состоянию
другого человека.
Для каждого
рода деятельности
существует
определенный
оптимум эмоционального
напряжения,
при котором
физиологические
реакции организма
оказываются
наиболее
совершенными,
эффективность
выполнения
работы достигает
своего максимума.
Человек
(как и животное)
в состоянии
эмоционального
эффекта – гнева,
ярости – может
совершить такую
мышечную работу
и преодолеть
такие препятствия,
справляться
с которыми в
обычных условиях
он не в состоянии.
Известны случаи,
когда во время
стихийных
бедствий (пожар,
наводнение
и др.) человек
поднимает
тяжести, значительно
превышающие
его собственный
вес.
Таким
образом, с
биологической
точки зрения
эмоции существуют
как усиливающий
механизм, позволяющий
осуществлять
выдерживать
значительно
большие напряжения
в чрезвычайных
обстоятельствах
по сравнению
с повседневными
нагрузками
нервной и мышечной
систем. Вместе
с тем, эмоции
при полном
исключении
мышечной деятельности
способны также
вызвать резкие
энергетические
и вегетативные
изменения в
организме.
Достаточно
вспомнить
состояние
любого болельщика,
наблюдающего
за футбольным
матчем. Итак
мы убедились
в необходимости
мышечной активности,
как стабилизирующего
фактора работы
внутренних
систем организма,
их активизации
или подавления.
К каким последствиям
приводит практически
полная неподвижность?
Идеальным
примером может
служить состояние
невесомости.
Как уже
известно, состояние
невесомости
ограничивает
человека в
движении. Невесомость
оказывает
серьезное
влияние на
различные
процессы,
происходящие
в организме
человека: в
костных тканях
уменьшается
содержание
солей кальция,
в организме
уменьшается
количество
жидкости, а
следовательно,
и вес космонавта,
происходят
и другие обратимые
изменения.
Кроме того, в
организме
начинают протекать
различные
процессы, которые
до конца не
исследованы.
При проведении
медицинского
контроля наряду
с электрокардиограммами,
сейсмокардиограммами,
космонавты
выполняли
функциональные
пробы. Это позволило
получить более
полную информацию
об изменении
физиологических
функций и
возможностях
человеческого
организма в
полете. По нескольку
раз в ходе полета
космонавты
брали пробы
крови, которые
затем были
доставлены
на Землю. В этих
пробах было
определено
содержание
сахара, мочевины,
холестерина,
установлена
лейкоцитарная
формула и подсчитано
число лейкоцитов
и тромбоцитов
на тысячу
эритроцитов.
Анализ показал,
что у всех
космонавтов
на начальном
этапе полета
зафиксировано
увеличения
содержание
мочевины в
крови. Это явление,
очевидно, было
связанно с
перестройкой
функции почек,
которая, как
установлено
с помощью других
данных, не носила
патологического
характера.
В пробах
крови, взятых
в первой и начале
третьей недели
полета, содержание
сахара было
в обычных пределах,
а в пробах, взятых
перед концом
полета, оно
резко увеличивалось.
Этот факт может
быть объяснен
повышением
физической
и эмоциональной
нагрузки.
Со стороны
клеточного
состава крови
существенных
изменений также
отмечено не
было.
В полете
космонавты
проводили
некоторые
исследования
по определению
энергозатрат,
периодически
измеряли силу
кисти рук с
помощью динамометров,
изучали основные
характеристики
зрительных
функций и т.д.
– человеческий
организм способен
при определенных
условиях сохранять
свои функции
и высокую
работоспособность.
Этому способствуют
и комплекс
физических
упражнений
с использованием
специальных
костюмов и
тренажера.
Тренажер позволяет
космонавтам
выполнят физические
упражнения
для поддержания
силы основных
групп мышц
(Прежде всего
мышц спины и
нижних конечностей)
и сохранения
двигательных
навыков и
способностей
переносить
перегрузки
при возвращении
на Землю. А для
создания постоянной
нагрузки на
костно-мышечную
систему космонавты
используют
тренировочные
костюмы, в которых
в различных
местах вшиты
резиновые
ленты. При движении
они создают
нагрузки на
опорно-двигательный
аппарат и скелетную
мускулатуру,
компенсируя
тем самым отсутствие
силы тяжести.
В состоянии
невесомости
важно создавать
отток крови
в сосудистое
русло нижних
конечностей.
С этой целью
на станциях
размещают
специальные
установки в
виде «бочки»,
внутри которой
можно создавать
разрежение
требуемой
величины. Космонавты
погружаются
до пояса в установку
и создают в ней
с помощью микро
компрессора
дозированное
разрежение.
При этом контролируется
работа сердечно-сосудистой
системы.
Космонавт
В.Г. Лазарев
так писал о
невесомости:
«Конечно же,
космос начинается
с невесомости.
Она ... Нет, о ней
словами не
скажешь. Она
не имеет даже
близкой аналогии
не с какими из
земных состояний...
Она чрезвычайно
своеобразна
и поначалу
малоприятна.
Она хитра и
даже коварна,
если забыть
об осторожности
и ринуться на
нее в открытую.
Однако с ней
можно войти
в контакт и
даже сработаться».
3. Проведение
статистических
исследований.
Наша
группа все же
попыталась
найти аналогию
невесомости.
Современная
жизнь школьника
– занятия в
школе, приготовление
уроков, чтение,
компьютер,
телевизор –
предполагает
малоподвижный
образ жизни.
Около 18 часов
в сутки (включая
и сон) подросток
находится в
полной или
относительной
неподвижности
(В год!!! –972ч). Чем
не космонавт?
Лишь 6 часов
остается у него
на подвижные
игры, прогулки,
спорт. Недостаток
движений сказывается
на общем состоянии
организма:
часть меняется
давление (становиться
то высоким, то
низким), кости
становятся
хрупкими, человек
быстро утомляется,
настроение
резко падает.
Наша
экспериментальная
группа провела
анкету среди
старшеклассников
нашей школы
и школы №9.
Всего
опрошено по
65 учеников из
каждой школы.
Уроки
физкультуры
нравятся 83 ученикам
– это 64%.
Спортивные
секции посещают
лишь 51 ученик
–
это 39%.
Бегом
увлекаются
всего 34 ученика
– это 26%.
Лишь 38
учеников – это
29% хотели бы связать
свою дальнейшую
жизнь с физкультурой.
Зато 87
учеников – это
67% согласны с
тем, что «Активное
движение –
признак здорового
образа жизни».
Анализ анкеты
№1 по 9-10 кл. СПОШ
№25 вопрос затрудняюсь
Всего
65 учеников.
Анализ
анкеты №1 по
9-10кл. СПОШ №9 вопрос затрудняюсь 78% |