Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 53
1. КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТАЛИ
1.1 Эскиз и характеристика детали
Основные причины неисправностей трансмиссий – нарушение правил эксплуатации, нарушение регулировок, неправильная сборка, износ трущихся деталей и т.д. Вал первичный является одним из основных и ответственных деталей коробки переключения передач (именуемая дальше кпп). Первичный вал - основная деталь, передающая крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Эскиз первичного вала кпп ЗИЛ-130 представлен на рис. 1.1.
Деталь: Первичный вал Номер по каталогу: 130-1701030 Б Материал: 25ХГМ Масса: 0,32 Дефекты, встречающиеся у первичных валов кпп ЗИЛ- 130, представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 Карта дефектации первичных валов кпп ЗИЛ-130
Обозначение по эскизу Наименование дефекта Способ установления дефекта и измерительные приборы Размеры, мм
заключение Номинальный Допустимый без ремонта Допустимый для ремонта 1
Износ зубьев муфты по торцам Осмотр, эталонная деталь _ _ _ Браковать 2
Износ шейки под передний шариковый подшипник Скоба 24,93 мм
или микрометр 0-25 мм
24,93 менее24,93 Ремонтировать. Хромирование. Осталивание 1.2 Характеристика материала детали.
Первичный вал кпп ЗИЛ-130 изготовлен из стали 25ХГМ. Таблица 1.2 Химический состав в % материала 25ХГМ
C
Si
Mn
S
P
Cr
Mo
0.23 - 0.29
0.17 - 0.37
0.9 - 1.2
до 0.035
до 0.035
0.9 - 1.2
0.2 - 0.3
Таблица 1.3 Механические свойства при Т=20o
С материала 25ХГМ Сортамент
Размер
Напр.
s
в
s
T
d
5
y
KCU
Термообр.
-
мм
-
МПа
МПа
%
%
кДж / м2
-
1200
1100
10
45
Закалка 860o
C, масло, Отпуск 200o
C,
Технологические свойства материала 25ХГМ Флокеночувствительность:
не чувствительна. Склонность к отпускной хрупкости:
не склонна. Обозначения:
Механические свойства :
s
в
- Предел кратковременной прочности , [МПа] s
T
- Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа] d
5
- Относительное удлинение при разрыве , [ % ] - Относительное сужение , [ % ] KCU
- Ударная вязкость , [ кДж / м2
] HB
- Твердость по Бринеллю , [МПа] без ограничений
- сварка производится без подогрева и без последующей термообработки ограниченно свариваемая
- сварка возможна при подогреве до 100-120 град. и последующей термообработке трудносвариваемая
- для получения качественных сварных соединений требуются дополнительные операции: подогрев до 200-300 град. при сварке, термообработка после сварки - отжиг Преобладающий вид изнашивания усталостный. Усталостное изнашивание – механическое изнашивание в результате усталостного разрушения при повторном деформировании микрообъемов материала поверхностного слоя. Данный вид изнашивания может происходить как при трении качения, так и в условиях скольжения. Наиболее часто усталостное изнашивание возникает на поверхностях деталей имеющих сосредоточенный контакт (линейный или точечный) при наличии смазки. Примерами таких деталей и узлов трения могут служить беговые дорожки и тела качения шариковых и роликовых подшипников, активные поверхности зубьев шестерен, кулачки, валки прокатных станов, бандажи колесной пары тепловозов, рельсы, фрикционные передачи. Вместе с этим усталостное Для повышения износостойкости деталей работающих при усталостном изнашивании их подвергают ХТО, снижают шероховатость и модифицируют профили контактирующих поверхностей, исключают неравномерное распределение нагрузки, используют более вязкие масла. Коррозионный износ деталей происходит при попадании в смазку воды, кислот, топлива. В данном разделе провели характеристику детали, произвели анализ её работы. В результате выявили, что у первичного вала преобладающий вид изнашивания усталостный, который вызывает износ рабочей поверхности торца зубьев. Следовательно, необходимо, проанализиров существующие способы, выбрать наиболее приемлемый способ восстановления.
|