Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 53
18.Конические зубчатые передачи. Геометрия конического зацепления de
– внешний делительный диаметр dae
– внешний диаметр вершин зубьев dfe
– внешний диаметр впадин зубьев dm
– средний делительный деаметр Rm
– среднее конусное расстояние Re
– внешнее конусное расстояние b – высота зуба h – ширина зуба δ1
, δ2
– углы начальных конусов Конические передачи применяют, когда оси валов пересекаются под прямым углом, профиль зубьев может быть эвольвентным или круговым: – Прямозубые передачи применяются при окружных скоростях до 5 м/с – Передача с круговыми зубьями обладает большой нагрузочной способностью, обеспечивает плавное зацепление и менее шумное в работе. Более технологичны в изготовлении. Угол наклона зубьев на длительном диаметре β=35˚ Основные размеры зубчатых колес.
1. Внешний делительный диаметр de1
= me
·z1
de2
= me
·z2
2. Внешний диаметр вершин зубьев da1
= de1
+ 2me
·cosδ1
da2
= de2
+ 2me
· cosδ2
3. Внешнее конусное расстояние 4. Среднее конусное расстояние Rm
= Re
– 0,5b 5. Средний окружной модуль me
– внешний торцевой окружной модуль Для зубчатых колес с круговым зубом его обозначают, как mte
. Округляются до стандартного числа. 6. Средний делительный диаметр dm1
= m·z1
dm
2
= m·z2
7. Передаточное отклонение передачи
19.Силы в зацеплении конических колес.
Fn
– нормальная сила в зацеплении Fe
– окружная сила Fr
– радиальная сила Fa
– осевая сила При определении усилии в зацеплении нагрузку распределенную по ширине зубчатого венца это заменяют сосредоточенной силой Fn
Радиальная сила:
20.Червячные передачи
Червячная передача – это передача с перекрещивающимися осями. Состоит из винта червяка и червячного колеса Преимущества
: 1.Плавность и бесшумность работы 2.Возможность получения больших передаточных отношений (особенно вне силовых передач u=1000) 3.Возможность самоторможения передачи за счет сил трения в червячной паре Недостатки
: 1.Низкий КПД 2.Значительное выделение тепла в зоне передач 3.Интенсивное изнашивание и склонность к заеданию 4.Необходимость применения для венцов червячных колес дорогих антифрикционных материалов 5. Повышенные требования к точности сборки Применение
: При небольших и средних мощностях (50-150кВт) При окружных скоростях до 25 м/с Классификация червячных передач.
1.По форме внешней поверхности червяка
а) цилиндрический б) глобоидальный Глобоидальные червяки сложнее в изготовлении, имеют высокий КПД, более надежны и долговечны. 2.По расположению червяка
различают с верхним, нижним и боковым расположением. С нижним расположением применяется при 3.По числу витков червяка
Резьба червяка может быть одно и многозаходной, правой и левой. z1
=1,2,4(с кол-вом витков) 4.По профилю резьбы В зависимости от способа нарезания червяка: a) архимедов червяк; б) конвалютный червяк; в)эвольвентный червяк; г)спираидальный червяк; д)тороидальный червяк. Изготовление червяков Червяки могут быть нарезаны на токарно-винторезном станке
или модульной фрезой
. Червячные колеса чаще всего нарезают червячными фрезами с более высоким профилем и острыми кромками. 21.Геометрия червячных передач
Шаг резьбы червяка связан с числом заходов по формуле
где z1
-число заходов Угол подъема винтовой линии червяка на делительной окружности: d1
=m·q , где d1
-делительный диаметр 1.Делительный диаметр
d1
=q·m d2
=m·z2
2.da1
=d1
+zm
=m(q+2) da2
=d2
+2m=m(z2
+2) 3.df1
=d1
-2,4m=m(q-2,4) df2
=d2
-2,4m=m(z2
-2,4) 4.aω
= 5.Ширина нарезанной части червяка
при z1
=1;2 b1
≥(11+0,06·z2
)m+Δ при z1
=3;4 b1
≥(12+0,09·z2
)m+Δ при m<10 Δ=25мм m=10…16 Δ=35…40мм m>16 Δ=45…50мм 6.Ширина венца колеса
z1
=1;2;3 b2
≤0,75·da1
z2
=4 b2
≤0,67·da1
7.Условный угол обхвата червячного колеса на диаметре d'=d
a1
-0,5
m
8.Наибольший диаметр червячного колеса
9.Передаточное отношение
Т.к. углы подъема винтовой линии червяка равны 5-15˚, то в червячных передачах при тех же габаритах, как и цилиндрических передаточное число больше в 6-12 раз. 22.Скольжение в червячных передачах.
Во время работы червячной передачи витки червяка скользят по зубьям червячного колеса, причем скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии червяка. Из соотношения видно, что
23.Усилия в зацеплении червячных передач
Т.к. осевая сила на червяке может иметь большие значения, а вал червяка имеет небольшой диаметр, то опору червяка воспринимающую осевую силу достаточно часто конструируют из двух подшипников. Формула проектного расчета:
24.Зубчатые редукторы. Зубчатый редуктор
– механизм предназначенный для понижения угловых скоростей и увеличения крутящих моментов, обычно выполняется в виде отдельных агрегатов и передает мощность от двигателя к машине при u£6,3 применяют одноступенчатые цилиндрические редукторы
.
u= Редуктор состоит из корпуса литого чугунного или сварного стального, в котором расположены элементы передачи. Наибольшее распространение получили двухступенчатые редукторы с передаточным числом от 8 до 40. Двухступенчатый цилиндрический редуктор
по развернутой схеме.
uобщ
= uБ
·uт
= Преимущества
: Передача больших моментов, относительная простота конструкции. Недостатки
: Из-за несимметричного расположения зубчатых колес на валах редуктора имеет место повышенная неравномерность распределения нагрузки по длине зуба Для улучшения условий работы зубчатых колес применяются редукторы с
раздвоенной ступенью
.
up
= uБ
·uт
up
= 8...40 Недостаток
: увеличение габаритов и металлоемкости. Преимущество
: передает большие моменты, большие передаточные числа; равномерное распределение нагрузки на опоры валов. Соосная схема
u = 8...40 Преимущество
: Возможность передачи моментов на одной оси Б и Т валов. Недостаток
: Увеличение длины промежуточного вала за счет, чего увеличиваются изгибающие моменты. При взаимно перпендикулярном расположении валов применяются конические редукторы
.
u£6,3 Преимущество
: Возможность передачи моментов под прямым углом. В случае если необходимо передавать большие моменты применяют коническо – цилиндрический редуктор
.
Передаточные числа редукторов Б и Т ступени Гостированы для обеспечения минемального веса и габоритов редуктора; при этом должно соблюдаться условие uБ
>uт
Форму корпуса и крышки редуктора определяют по размерам колес и схеме редуктора. Для увеличения жесткости корпуса в местах передачи усилия от подшипников на корпус предусматривают ребра жесткости или утолщения стенок. Для возможности осмотра зацепления зубчатых колес и заливки масла в крышке редуктора предусматривают смотровое окно.
|