Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 50
Управление запасами — одна из наиболее важных функций управления основной деятельностью, поскольку запасы требуют большого количества капитала, и его объем отражается на поставках товара покупателям. Управление запасами воздействует на все сферы бизнеса, в особенности на производство, маркетинг и финансы. Цели управления запасами
существующие внутри одной фирмы, достаточно противоречивы. С точки зрения финансов
предпочтительно сохранять низкий уровень запасов, поскольку высокий уровень запасов способствует замораживанию капитала. С точки зрения маркетинга
целесообразно наличие высокого уровня запасов для увеличения продаж, тогда как с точки зрения производства необходимо иметь уровень запасов, достаточный для эффективного производства. Задача управления запасами — найти баланс между этими противоречивыми целями и управлять уровнем запасов в соответствии с интересами фирмы в целом. Запасы
— это склад материалов, используемых в процессе производства или для удовлетворения нужд потребителей. Запасы обычно включают сырье, незавершенное производство и готовую продукцию
. Цель создания запасов — образование определенного буфера между последовательными поставками материалов и исключение необходимости непрерывных поставок для бесперебойной работы предприятия. Цели создания запасов
Первичная цель запасов
— разделение различных фаз основной деятельности. Запас сырья отделяет производителя от своих поставщиков, запас незавершенного производства — различные стадии производства, запас готовой продукции — производителя от потребителей этой продукции. В основном существует четыре причины создания запасов: Проблемы, которые необходимо решать:
Структура расходов на запасы
Решения, принимаемые при управлении запасами, непосредственно влияют на четыре вида производственных издержек. Структура расходов на запасы имеет следующий вид: 1. Стоимость предметов закупки
. Цена при закупке может зависеть от скидок, которые предоставляются в зависимости от: 2. Расходы на оформление заказа
(не зависят от количества заказанной продукции): 3. Издержки на хранение запасов
: 4. Издержки, вызванные отсутствием запасов
: Инвестиции в запасы
— это крупные активы большинства промышленных и торговых предприятии, и важно, чтобы запасами управляли эффективно, чтобы эти инвестиции не становились неоправданно большими. Предприятие должно определять оптимальный уровень инвестиций в запасы, хотя при этом оно сталкивается с двумя противоречивыми требованиями: Системы управления запасами
Существует две системы управления запасами — система фиксированного количества и система фиксированного времени. 1. Система с фиксированным количеством.
На практике одним из серьезных ограничений модели оптимального заказа является предположение о постоянном спросе. В данной системе управления запасами предполагается случайный спрос.
Решение о новом заказе формируется на основе данных о количестве продукции, находящейся в данный момент на складе (on-hand quantity)
, плюс то количество продукции, которое уже было заказано прежде и готово к отправке (on-order quantity)
. В системе с фиксированным количеством ведется постоянный учет запасов на складе
. Когда уровень запасов падает до определенного уровня (R — reorder point
), установленного заранее, размешается новый заказ. Причем заказывается всегда одно и то же количество. Так как количество заказываемой продукции фиксировано, время между заказами будет варьироваться в зависимости от изменения спроса. Такие системы часто называют Q-системами или системами с фиксированным количеством
. Q-система полностью определяется двумя параметрами
: Q и R. На практике их значения устанавливают, используя определенные предположения. В частности, значение Q устанавливается равным оптимальному значению заказа. Спрос D при этом принимается равным среднему спросу. В более сложных моделях Q и R должны определяться одновременно. Выводы
. В системах с фиксированным количеством постоянно контролируют уровень запасов. Когда количество падает ниже установленного уровня, выдается заказ на восполнение запасов. Заказывается всегда одно и то же количество. Таким образом, фиксированными величинами в этой системе являются: Так как объем заказа фиксирован, время между заказами будет изменяться в зависимости от случайной природы спроса. 2. Система с фиксированным временем.
В некоторых случаях состояние склада готовой продукции отслеживается периодически, а не постоянно. Предположим, что поставщик будет принимать и выполнять заказы с периодическими интервалами, например через каждые 2 недели. В этом случае положение склада анализируется каждые две недели. Заказ размещается по необходимости
. В системах с фиксированным временем состояние склада отслеживается с заданной периодичностью. Когда обзор сделан, размещается заказ. Объем заказа определяется контрольным уровнем Т (target level)
. Контрольный уровень установлен таким образом, чтобы удовлетворить спрос до следующего срока анализа плюс время задержки поставки (т.е. времени, пока заказ поступит на склад). Заказываемое количество непостоянно
. Размер заказа зависит от того, сколько необходимо продукции, чтобы поднять уровень склада до контрольной точки. Систему с фиксированным временем часто называют P-системой контроля запасов. Формальное определение Р-системы следующее: анализируется положение склада (продукция на складе плюс уже заказанная) с фиксированными периодическими интервалами Р. Объем заказа определяется разностью между контрольным уровнем склада и текущим положением склада. Действие Р-системы полностью отличается от функционирования Q-системы по следующим параметрам: Также смотрите:
|