Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 45

 

Поиск            

 

Электрические станции сети и системы

 

             

Электрические станции сети и системы

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Самарская государственная академия путей сообщения

Кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта»

по дисциплине

«Электрические станции сети и системы»

Вариант № 69

Выполнил:

студент группы 852

Музалёв Н. А.

Проверил: Козменков О.Н.

Самара 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Исходные данные для расчета

3. Определение ожидаемой суммарной расчетной нагрузки

4. Определение числа и мощности трансформаторов ГПП, обоснование схемы внешнего электроснабжения

5. Электрический расчет электропередачи 110 кВ

6. Определение напряжений и отклонений напряжений

7. Диаграммы отклонения напряжений

8. Определение потерь электроэнергии

9. Расчет токов короткого замыкания

10. Определение годовых эксплуатационных расходов и себестоимости передачи электрической энергии


Введение

Целью курсовой работы является приобретение студентами практических навыков расчета и проектирования электрических сетей напряжением 110кВ и выше. В задание входит:

− расчет электрических нагрузок железнодорожного узла;

− выбор числа и мощности трансформаторов главной понизительной подстанции (ГПП);

− электрический расчет питающей воздушной ЛЭП 110кВ, а также расчет токов короткого замыкания и проверки основной аппаратуры ГПП на термическую и электродинамическую устойчивость.

Необходимо:

1. По заданным значениям отдельных электрических нагрузок, расположенных на территории железнодорожного узла, определить суммарную расчетную нагрузку.

2. Определить мощность ГПП, категорийность потребителя, выбрать число и мощность трансформаторов на ней.

3. Выполнить электрический расчет воздушной ЛЭП 110кВ.

4. Определить годовые эксплуатационные расходы и себестоимость передачи электрической энергии.

5. Составить принципиальную схему электропередачи, и выбрать электрооборудование.

6. Рассчитать токи короткого замыкания, проверить аппаратуру на термическую и электродинамическую устойчивость.


ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЁТА

Тяговая нагрузка, Р1 = 6,9 МВА; cosj1 = 0,882

Жилые кварталы, Р2 = 1,39 МВА; cosj2 = 0,872

Электровозное депо, Р3 = 1,31 МВА; cosj3 = 0,952

Вокзал с пристанционным хозяйством, Р4 = 1,22 МВА; cosj4 = 0,878

Сельхоз нагрузка прилегающих районов, Р5 = 2,8 МВА; cosj5 = 0,743

Прочая нагрузка, Р6 = 0,788 МВА; cosj6 = 0,946

Число часов использования максимума нагрузки в год, Тм = 6920 ч.

Длина ЛЭП 110кВ, L = 172 км

Стоимость 1кВт×ч, β = 156 коп.

Отклонения напряжения на питающей подстанции, dUmax /dUmin = ±5%

Определение ожидаемой суммарной расчетной нагрузки

Суммарная расчетная активная мощность:

,

где n – количество нагрузок подключенных к данному узлу;

Краз – коэффициент разновременности максимума.

МВА

Расчетная реактивная мощность:

.

tgφ1 = 0,534

tgφ2 = 0,561

tgφ3 = 0,322

tgφ4 = 0,545

tgφ5 = 0,901

tgφ6 = 0,339

Суммарная расчетная мощность:



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА И МОЩНОСТИ ТРАНСФОРМАТОРОВ ГПП, ОБОСНОВАНИЕ СХЕМЫ ВНЕШНЕГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

Определим мощность трансформаторов с Кз =0,7:

,

где NT – количество трансформаторов.

МВА

Выбираем ближайшее стандартное значение номинальной мощности трансформатора:

Тип трансформатора ТДН – 16000/110

Потери: х.х. = 18 кВт

к.з. = 85 кВт

Ток х.х. = 0,7 %

Напряжение к.з. = 10,5 %

Далее проверяем коэффициент загрузки трансформатора в аварийном режиме, когда в работе остается один трансформатор:

, т.к. Кз =0,905<1,3¸1,4 трансформатор выбран верно.

Выбираем схему ГПП с короткозамыкателями и отделителями (рис 1), число фидеров 10 кВ: 16/3 = 5,333 ≈ 5

Провода питающих ЛЭП – 110кВ принимаем сталеалюминевыми, марки АС. Так как по экономическому условию сечение провода всегда будет большим, можно исходить из экономической плотности j э Сечение провода:

где , А – расчетный ток нормального режима;

j э = 1 А/ мм2 – экономической плотность тока.

Полученное сечение округляем до ближайшего стандартного, т.е. выбираем провод марки АС-70, S=70мм2 . Осталось проверить выбранное сечение S по длительно допустимому току для аварийной ситуации, когда по одной ЛЭП будет протекать расчетный ток всей ГПП:

Для провода марки АС-70 длительно допустимый ток Iдд =265А, следовательно, провода марки АС-70 подходят.


Электрический расчет электропередачи 110кВ

Схему замещения ЛЭП принимаем «П»-образной, трансформатора «Г»-образной. Таким образом, схема замещения электропередачи получит вид, представленный на рис. 2.

Рис. 2. Схема замещения ЛЭП и трансформатора

Здесь: rл , xл – активное и индуктивное сопротивление линии, Ом;

rт , xт – активное и индуктивное сопротивление трансформатора, Ом;

Gт , Bт –активная и индуктивная проводимость трансформатора, См;

Вл – емкостная проводимость линии, См;

SГПП – мощность на шинах 10кВ, МВА.

Активное сопротивление двухцепной линии:

, Ом

где r 0 – активное сопротивление одного километра линии, Ом/км;

l – длина линии, км.

Ом

Индуктивное сопротивление двухцепной линии:

, Ом

где x 0 – индуктивное сопротивление одного километра двухцепной линии,

Ом/км. Принимаем x 0 =0,4 Ом/км.

Ом

Емкостная проводимость двухцепной линии:

, См

где В0 = См/км емкостная проводимость одного километра линии.

См

Сопротивления трансформаторов:

, Ом

, Ом

где D Рм – потери мощности при коротком замыкании, кВт (потери активной мощности в меди);

U к – напряжение короткого замыкания трансформатора, %;

Sн – номинальная мощность трансформатора, кВА;

U н – номинальное напряжение основного вывода трансформатора, кВ.

Ом

Ом

Проводимости трансформаторов:

, См

, См

где D Рст – потери активной мощности в стали трансформатора, приближенно

равные потерям мощности при холостом ходе, кВт;

I 0 – ток холостого хода, %.

См

См

Зарядная емкостная мощность двухцепной линии:

, Мвар

Мвар

Согласно принятой П-образной схеме замещения половина емкостной мощности 0,5Qc генерируется в начале линии и половина – в конце.

Определение потерь мощности в трансформаторах.

Потери мощности имеют место в обмотках и проводимостях трансформаторов, которые для ГПП определим по формуле:

, МВА

МВА

МВА

Потери мощности в проводимостях трансформаторов:

, МВА

где m – число трансформаторов ГПП;

Q m - потери реактивной мощности в стали трансформатора, Мвар:

Мвар

МВА

МВА

Sн – номинальная мощность трансформатора, МВА.

Определение мощности в начале линии электропередачи начинаем со стороны ГПП.

Определим мощность в начале расчетного звена трансформаторов S н.тр . Для этого к потерям мощности в обмотках трансформаторов D S об прибавим мощность на шинах 10кВ ГПП:

, МВА

МВА

МВт

Мвар

МВА

Определим мощность S п.тр , подводимую к трансформаторам, для чего к мощности в начале расчетного звена трансформаторов S н.тр прибавим мощность потерь в проводимостях трансформаторов:

, МВА

МВА

МВт

Мвар

МВА

Определим мощность в конце линии передачи S кл (в конце звена), для чего алгебраически сложим мощность, подводимую к трансформаторам, с половиной зарядной мощности линии:

, МВА

МВА

МВт

Мвар

МВА

Определим потери мощности в сопротивлениях линии:

, МВА

МВА

МВт

Мвар

МВА

Определим мощность в начале линии S нл (в начале звена), суммировав мощность в конце звена с потерями мощности в линии, и прибавив половину зарядной мощности ЛЭП:

, МВА

МВА

МВт

Мвар

МВА


ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ НАПРЯЖЕНИЙ

В начале определим напряжение в центре питания, т.е. на шинах районной подстанции U цп в режиме максимальной нагрузки:

,

где d U max = 5% – отклонение напряжения, которое указывается в задании;

U н – номинальное напряжение 110кВ.

кВ

Тогда напряжение в конце ЛЭП определяется по формуле:

,

где ;

Рнл – активная мощность в начале ЛЭП;

Q нл – реактивная мощность в начале ЛЭП.

кВ

кВ

Потеря напряжения в линии в % составит:

%.

Отклонение напряжения в конце ЛЭП в %:

%

Напряжение на шинах вторичного напряжения трансформатора, приведенное к первичному, будет:

где D U Т – потерю напряжения в трансформаторе, определим по формуле аналогичной потере напряжения в ЛЭП:

;

где Рн.тр , Q н.тр – соответственно активная и реактивная мощность в начале расчетного звена трансформатора.

кВ

кВ

В % потеря напряжения в трансформаторе составит:

Отклонение напряжения на шинах вторичного напряжения трансформатора определяется по формуле:

Ответвление +16%: δU2 = 0,681 + 5 – 5,17 = 0,511 %

Ответвление 0%: δU2 = 0,681 + 10 – 5,17 = 5,511 %

Ответвление -16%: δU2 = 0,681 + 16 – 5,17 = 11,511 %

Теперь определим напряжение в центре питания, т.е. на шинах районной подстанции U цп в режиме минимальной нагрузки:

,

где d U min =– 5% - отклонение напряжения, которое указывается в задании;

U н – номинальное напряжение 110кВ.

кВ

Тогда напряжение в конце ЛЭП определиться по формуле:

,

где ;

Рнл – 50% активной мощности в начале ЛЭП;

Q нл – 50% реактивной мощность в начале ЛЭП.

кВ

кВ

Потеря напряжения в линии в % составит:

%.

Отклонение напряжения в конце ЛЭП в %:

%

Напряжение на шинах вторичного напряжения трансформатора, приведенное к первичному, будет:

где D U Т – потерю напряжения в трансформаторе, определим по формуле аналогичной потере напряжения в ЛЭП:

;

где Рн.тр , Q н.тр – соответственно 50% активной и 50% реактивной мощности в начале расчетного звена трансформатора.

кВ

кВ

В % потеря напряжения в трансформаторе составит:

Отклонение напряжения на шинах вторичного напряжения трансформатора определяется по формуле:

Ответвление +16%: δU2 = 8,139 + 5 – 2,675 = 10,464 %

Ответвление 0%: δU2 = 8,139 + 10 – 2,675 = 15,464 %

Ответвление -16%: δU2 = 8,139 + 16 – 2,675 = 21,464 %

ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ ОТКЛОНЕНИЙ НАПРЯЖЕНИЯ

Согласно ГОСТ 13109-97 для сетей 6-10 кВ и выше максимальные отклонения напряжения не должны превышать ±10 %, а в сетях до 1 кВ - ±5 %.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

В линии, выполненной проводами одинакового сечения по всей длине, потери электроэнергии:

, кВт×ч,

где r 0 – активное сопротивление провода, Ом/км;

U н – номинальное напряжение линии, кВ;

Sp – расчетная мощность, кВА;

l – длина ЛЭП, км;

t -- время максимальных потерь, ч.

Время потерь t можно определить лишь приближенно. Для определения t используем формулу:

ч

кВт×ч

Потери электроэнергии в трансформаторах ГПП:

, кВт×ч,

где D Рм.н – потери активной мощности в обмотках трансформатора при номинальной нагрузке (потери короткого замыкания), кВт;

D Рст – потери активной мощности в стали трансформатора (потери холостого хода), кВт;

S н – номинальная мощность трансформатора, кВА;

S р – максимальная расчетная мощность, преобразуемая трансформаторами подстанции, кВА;

m – число трансформаторов на подстанции;

t – время, в течение которого трансформатор находится под напряжением (принять в расчетах t =8760ч), ч.

кВт×ч

Полные потери электрической энергии составят:

, кВт×ч.

кВт×ч

РАСЧЕТ ТОКОВ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ

Сопротивление воздушной ЛЭП:

, Ом

где х0 – удельное сопротивление одного километра воздушной ЛЭП-110 (принимаем х0 =0,4Ом/км);

l – длина линии, км.

Ом

Результирующее сопротивление:

, Ом

Ом

Периодическая составляющая тока короткого замыкания для т. К1 :

, кА

кА

Амплитуда ударного тока: , кА.

кА

Для т. К2 (напряжение 10кВ) приведем сопротивление ЛЭП-110кВ коэффициент напряжению 10кВ по формуле:

, Ом

где U 10 и U 110 – среднее номинальное напряжение ступени.

Ом

Результирующее сопротивление равно:

, Ом

где сопротивление трансформатора определяется по формуле:

, Ом

Ом

Ом

Периодическая составляющая тока короткого замыкания в т. К2 определится по формуле:

, кА

кА

Амплитуда ударного тока: кА.

кА


Определение годовых эксплуатационных РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Годовые эксплуатационные расходы состоят из трех слагаемых:

− стоимость потерь электроэнергии в электрических сетях;

− отчисление на амортизацию оборудования сети;

− расходы на текущий ремонт и обслуживание сети.

Годовые эксплуатационные расходы:

,

где b - стоимость электроэнергии, руб./кВт×ч;

Рак , Ррк – амортизационные отчисления и отчисления на текущий ремонт и обслуживание в к -том элементе сети, %;

Кк – капиталовложения в рассматриваемый элемент, тыс. руб.

тыс.руб.

Полные затраты на электропередачу составят:

где С – годовые эксплуатационные расходы (годовые издержки производства) при рассматриваемом варианте, тыс.руб.;

К – капиталовложения при рассматриваемом варианте, тыс.руб.;

Рн – нормативный коэффициент эффективности, который для расчетов в области энергетики принимаем 0,12.

тыс.руб.

Себестоимость передачи электроэнергии:

где Рр – расчетная мощность железнодорожного узла;

Тм – продолжительность максимума нагрузки, ч.

руб./кВт×ч.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федоров А.А., Старкова Л.Е. Учебное пособие для курсового и дипломного проектирования. – М.: Энергоатомиздат, 1987. – 368с.

2. Правила устройства установок ПУЭ., 6-е, 7-е издание. – Санкт-Петербург: Деан, 2001. – 942с.

3. Караев Р.И., Волобринский С.Д. Электрические сети и энергосистемы. – М.: Транспорт, 1988. – 312с.

4. Князевский Б.А., Липкин Б.Ю. Электроснабжение промышленных предприятий. – М.: ВШ, 1986. – 400с.

5. Справочник по проектированию электроснабжения /Под ред.Ю.Г. Барыбина. – М.: Энергоатомиздат, 1990.—576с.