Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 43

 

Поиск            

 

Характеристика 90-х годов 20 века

 

             

Характеристика 90-х годов 20 века

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Экономические реформы

2. Экономическое развитие

3. Приватизация

4. Внутриполитическая жизнь

5. Политический кризис

6. Дефолт

7. Экономическое сотрудниче­ство

8. Укрепление власти

Заключение

Список использованной литературы

Введение

После августовского кризиса на ключевые государственные посты, как в центре, так и на мес­тах пришли не столько представители демократических сил, сколько вчерашние номенклатурные работники. В начале пе­рестройки многие из них полагали, что активная и честная работа в партийных структурах — залог улучшения жизни населения. Увидев неэффективность своих усилий, они высту­пили за реформирование КПСС, некоторые даже порвали с партией. Но существовал определенный реформаторский пре­дел, дальше которого они, как и Горбачев, не хотели и не мог­ли идти. А новая власть не пошла на, казалось бы, целесообраз­ный шаг — новые всеобщие выборы центральных и местных органов представительной власти. Тем самым был сохранен тот состав Съезда народных депутатов и Верховного Совета, который потенциально не был готов поддержать радикальные экономические реформы (так называемую шоковую тера­пию), которые предложило правительство Ельцина уже в ок­тябре 1991 г. Их «архитектором» стал Е. Т. Гайдар, пригла­шенный Ельциным на пост вице-премьера.

1. Экономические реформы. Учитывая катастрофическую экономическую ситуацию конца 1991 г. (усиливающееся падение промышленного про­изводства, инфляция, почти полное отсутствие валютных ре­зервов, невиданный — даже по советским меркам — дефицит потребительских товаров и продовольствия, включая хлеб), ключевым звеном программы реформ стала либерализация цен и массовая приватизация государственной собственнос­ти. Уже через год предполагалось достичь финансовой стаби­лизации.

Реформы проходили болезненно. Примерно на 1/5 сократи­лись национальный доход и промышленное производство. Цены, отпущенные 2 января 1992 г., за год выросли на 2400%. В большинстве семей расходы на питание составляли до 60— 70% их бюджета. Сократилась рождаемость. В результате впервые за послевоенные годы в 1992 г. произошло абсолютное сокращение населения России на 70 тыс. человек (к началу 1993 г. население страны составило 148,6 млн. человек).

Наиболее пострадали работники бюджетной сферы. Лишь введением в декабре 1992 г. Единой тарифной системы опла­ты удалось несколько смягчить ситуацию.

Главным итогом первого года реформ стало устранение не­посредственной угрозы экономического и финансового кол­лапса. Была нормализована ситуация на потребительском рынке. Практически исчез (в городах) знаменитый советский дефицит, а вместе с ним и огромные очереди. Началась широ­кая ваучерная приватизация государственной собственности. Из 250 тыс. предприятий в частную собственность перешло около 47 тыс. Доходы государства от приватизации составили более 150 млрд. руб. Таким образом, в осуществлении рыноч­ных реформ правительство Ельцина—Гайдара за год смогло добиться большего, чем все его предшественники. Однако главная задача — достижение макроэкономической стабили­зации — оказалась не реализованной. Реформаторы недооце­нили степени инерционности и монополизированности эконо­мики России, но главное — политического сопротивления ре­формам.

Во всех структурах власти, прежде всего в Верховном Сове­те, началось объединение сил, которые ставили целью отстра­нение правительства от власти. Так, 21 июля 1992 г. был создан блок Гражданский союз, объединивший представи­телей Народной партии «Свободная Россия» (лидер — вице-президент А. В. Руцкой), Демократической партии России (лидер — Н. И. Травкин), Всероссийского союза «Обновле­ние» (лидер — А. И. Вольский), парламентской фракции «Смена» и Российского союза молодежи. «Гражданский со­юз» представлял, по существу, интересы директорского кор­пуса и региональной номенклатуры, опасавшихся, что с нача­лом приватизации они могут утратить ключевые позиции на производстве. А политического блока демократов прорыночной ориентации создано не было из-за начавшегося структу­рирования демократического движения (до 1991 г. его объ­единяло противостояние коммунистическому руководству СССР).

Угрозу для правительства Гайдара создавали также пла­тежный кризис весны—лета 1992 г. (размер неплатежей к концу II квартала составил 3,1 трлн. руб.), повышение цен на энергоносители и т. д. Не выдержав давления парламента, ди­ректорского корпуса, профсоюзов, кабинет Гайдара ослабил усилия по финансовой стабилизации и вместе с Центральным банком выдал значительные кредиты неплатежеспособным и убыточным предприятиям. В результате, по расчетам запад­ных специалистов, с июля 1992 по январь 1993 г. было напе­чатано в 4 раза больше денег, чем их было к тому времени. Это привело ко второй (после января) волне инфляции, обрушив­шейся на страну в сентябре 1992 г. и, по сути, означало пере­лом в ходе реформ.

На VII Съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. деятельность правительства Гайдара была оценена как не­удовлетворительная, а сам он не набрал необходимого количе­ства голосов для избрания главой правительства. Председате­лем Совета Министров РФ стал бывший руководитель нефтя­ной и газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом началась корректировка правительственного курса в сторону умеренного реформирования.

В 1994 г. премьер-министр заявил, в частности, об отказе от монетаристских мер. Многие триллионы рублей были обе­щаны предприятиям военно-промышленного и агропромыш­ленного комплексов, бюджетным организациям. В результате подавить инфляцию не удалось. Несмотря на масштабную приватизацию (к началу 1995 г. до 60% ВВП производилось на негосударственных предприятиях), экономика так и не стала действительно рыночной. В деревне частная собствен­ность на землю так и не была реализована. Инфляция и отно­сительная политическая нестабильность препятствовали широкому притоку частных инвестиций в промышленность. Объем промышленного производства в 1994 г. по сравнению с 1990 г. сократился более чем в 2 раза.

К середине 90-х гг. в условиях продолжавшегося падения производства, отказа от монополии внешней торговли и мас­сового «бегства капиталов» доходы казны резко сократились. Недостаток средств правительство Черномырдина попыталось восполнить новыми кредитами. Однако Международный ва­лютный фонд и Всемирный банк не спешили с ними, ссылаясь на нестабильность российской экономики, слишком большие расходы государства на социальные нужды и отсутствие га­рантий иностранным инвесторам.

Для спасения положения правительство объявило о введе­нии государственных краткосрочных обязательств (ГКО), с помощью которых в страну удалось привлечь значительные капиталы. Внешний долг страны к 1999 г. составлял уже око­ло 130 млрд. долларов. Другим источником решения финансо­вых проблем стало привлечение денежных средств населения через сформировавшуюся банковскую систему. Все это позво­лило снизить темпы инфляции, обеспечить стабильность цен. Однако долго такое положение сохраняться не могло, так как слишком велики были те суммы, которые государство должно было выплачивать держателям ГКО. Постепенно назревал фи­нансовый кризис.

В начале 1998 г. Черномырдин был отправлен президентом в отставку, а его преемником стал С.В. Кириенко. За корот­кий срок пребывания на посту Председателя Правительства РФ он попытался предотвратить грядущую катастрофу. Одна­ко сделать это ему не удалось. В результате 17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО и от­менило «валютный коридор». Это означало фактический от­каз государства платить по долгам. В стране разразился ост­рый финансовый кризис. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, в результате чего доверие к бан­кам и правительству было утрачено. Начала рушиться бан­ковская система страны. В 4 раза снизился курс рубля по от­ношению к доллару. МВФ и Всемирный банк объявили о за­мораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, в результате чего вновь возник дефицит ряда товаров. Правительство Кириенко было также отправлено в отставку. Кабинет министров возглавил Е. М. Примаков. Сокращение импорта объективно способствовало поддерж­ке отечественных производителей. Однако в целом экономи­ческая ситуация оставалась тяжелой. Размер доходной части госбюджета на 1999 г. оказался равен лишь 20 млрд. долларов (меньше городского бюджета Нью-Йорка), при том что запад­ным кредиторам в этом же году Россия должна была выпла­тить 17 млрд. Страна оказалась на грани полного банкротства. К началу 2000 г. стало ясно, что расчеты либеральных эко­номистов на то, что экономика России быстро займет достой­ное место в мировом хозяйстве, не оправдались. Распад СССР и сокращение объемов производства, финансовые кризисы и разрушение хозяйственных связей привели к тому, что Рос­сия в короткий срок оказалась на 55-м месте в мире по объ­емам производства. Единственными экспортными товарами стали нефть, газ и оружие. Однако США постарались пере­крыть России возможности для торговли оружием, используя режим международных санкций. Падение мировых цен на нефть и газ вызвало наращивание объемов продажи россий­ского сырья на внешних рынках при больших потерях для бюджета. Страна все больше превращалась в сырьевой прида­ток Запада.

Таким образом, экономическое развитие страны в 90-е гг. было полно противоречий. С одной стороны, начали форми­роваться рынки труда, жилья, продовольствия, фондовый. Рубль стал конвертируемой валютой. Приватизация привела к передаче в частную собственность десятков тысяч предприя­тий. Начал формироваться отечественный средний класс — основа стабильности любого общества. Но, с другой стороны, падение объемов производства нарастало с каждым годом (в промышленности они составляли в 1998 г. лишь около 40% от уровня далеко не самого благополучного 1990 г.).

Процесс деиндустриализации страны нанес серьезный удар и по социальному развитию России. На грани краха оказались многие учреждения образования, здравоохранения, социаль­ного обеспечения. Ускорились начавшиеся в ходе «революции сверху» изменения в социальной структуре населения стра­ны. К концу 90-х гг. богатые составляли лишь 3% населения страны, средний класс — 7, бедный — 25, а нищие — 65% (по другим данным, эти показатели равны соответственно 3—5% , 12—15, 40 и 40%). Вновь появились категории населения, о ко­торых, казалось, давно забыли, — безработные (до 8 млн. человек), бездомные (более 1 млн. человек), беженцы (до 7 млн. че­ловек), профессиональные нищие (не менее 2 млн. человек).

2. Экономическое развитие . Дефицит. В конце 1991 г. эко­номическая ситуация в стране была весьма напряжен­ной. Инфляция (обесценивание денег) достигала 25-30 % в месяц, что фактически сделало невыгодным производ­ство и привело к его свертыванию. В магазинах и на скла­дах отсутствовали товары первой необходимости, в не­которых областях нехватка продовольствия была столь велика, что угроза голода стала реальной.

В связи с этим правительство РФ разработало кон­цепцию быстрого перехода к рыночной экономике, или «шоковой терапии». «Отцом» реформы был заместитель Председателя Совета Министров Е. Т. Гайдар (и.о. пред­седателя в это время был Б. Н. Ельцин). Первым шагом Гайдара в экономической политике была либерализация цен (отказ от административного управления ценами), которая привела к стремительному росту цен и довольно быстрому наполнению внутреннего рынка продуктами питания и промышленными товарами. Однако столь рез­кий переход от социалистической экономики к капита­листической вызвал к жизни целый ряд негативных мо­ментов. За полгода цены выросли более чем в 10 раз, а за последующие годы — в тысячи раз, вклады населения в сберкассах «сгорели», подавляющая часть жителей Рос­сии оказалась за чертой нищеты. Недовольство народа реформой было так велико, что Гайдар был лишен зани­маемого поста, а дальнейшие реформы заморожены.

Пытаясь сгладить последствия реформ, правительство вынуждено было прибегнуть к политике крупных зай­мов у иностранных государств и международных фон­дов. Предоставляя кредиты РФ, иностранные державы диктовали свои условия, обрекая страну на послушное выполнение их воли. Одним из условий кредитования была приватизация.

3. Приватизация — передача государственного или му­ниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. В РФ при­ватизация была проведена летом 1992 г. Каждый гражда­нин РФ получил приватизационный чек, т.е. его часть общенародной собственности и теоретически равные стартовые возможности. Но эта реформа не привела к оживлению экономики, так как производство требовало не только смены формы собственности, но и капитало­вложений. Поэтому с лета 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации — денежному. Распродажа государственной собственности позволила правительству временно снизить остроту со­циальных проблем, перебрасывая получаемые средства в социальные фонды.

Полученные за счет приватизации и кредитов деньги не были вложены в реальный сектор экономики и очень быстро закончились, что в результате повлекло за собой дефицит бюджета. Для получения средств государство было вынуждено передавать наиболее доходные предпри­ятия в управление частных компаний — это окончатель­но уничтожило значимость и прибыльность госсектора.

Однако политическая конъюнктура (близящиеся выбо­ры) требовала немедленной подпитки социальной сфе­ры, в связи с чем на финансовый рынок были выброше­ны акции ГКО, по сути дела, была построена финансовая пирамида, обреченная на крах.

4. Внутриполитическая жизнь. Серьезные перемены про­изошли и в политической сфере общества. Августовские собы­тия 1991 г., распад СССР и набиравшая силу «шоковая тера­пия» привели к резкому росту социальной напряженности в обществе. В стране ширилось забастовочное движение. Чис­ленность участников забастовок и политических манифеста­ций в 1992 г. превысила аналогичные показатели периода ре­волюции 1905—1907 гг.

Провал августовского заговора привел к быстрому демон­тажу тоталитарной системы, начиная с ее стержня — КПСС. Однако уже в ноябре—декабре 1991 г. на базе сложившихся ранее в недрах КПСС платформ и движений начали возни­кать новые политические партии: Социалистическая партия трудящихся, Российская партия коммунистов, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Союз коммунис­тов, Российская коммунистическая рабочая партия. В янва­ре 1992 г. представители бывшего руководства КП РСФСР обратились в Конституционный Суд России с предложением оценить конституционность указов президента Ельцина о за­прете КПСС и судьбе ее имущества. В мае со встречным иском выступила группа народных депутатов РСФСР, поста­вившая вопрос о конституционности самого существования КПСС.

После многомесячных дебатов, уйдя от вопроса о конститу­ционности КПСС, суд принял компромиссное решение о пра­вомочности указов президента в части, запрещающей де­ятельность руководящих структур КПСС и КП РСФСР, и под­твердил право граждан России, придерживающихся комму­нистической идеологии, на объединение по территориальному признаку. Началось воссоздание партийных организаций, за­вершившееся в феврале 1993 г. проведением II (объединитель­но-восстановительного) съезда КПРФ. Эта партия, которую возглавил Г. А. Зюганов, сразу стала самой многочисленной из всех политических партий страны (в нее вступили 200 тыс. бывших членов КПСС), хотя в целом ее численность составля­ла лишь 1% от прежнего состава КПСС. По мере осложнения экономической ситуации КПРФ приобретала все новых и но­вых сторонников. Вскоре ее численность выросла до 500 тыс. человек. Новой силой стали партии и движения национально-патри­отической направленности (Российский общенародный союз, Русский национальный собор и др.). Прошедший в начале 1992 г. конгресс национально-патриотических сил показал за­метное укрепление их позиций после августа 1991 г.

Однако все политические партии России по-прежнему не могли оказывать серьезного влияния на политику властей. На повестку дня вновь встал вопрос о реформе политической сис­темы.

Постепенно центром, объединившим недовольных ходом реформ в стране, стал Верховный Совет РСФСР во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым. Народные депутаты вы­ступали за смягчение социальных последствий реформ и огра­ничение полномочий президента и правительства. Разногла­сия между президентом и Верховным Советом со всей очевид­ностью проявились в ходе работы над проектом новой Конституции. И та и другая сторона стремились закрепить за собой ключевые властные полномочия. Поэтому проект Ель­цина исходил из построения в России президентской, а проект Верховного Совета — парламентской республики. В принци­пиальном же плане речь шла о выборе между либеральной и советской системами организации власти.

Обе стороны стремились в споре друг с другом опереться на поддержку народа. В апреле 1993 г. был проведен референдум о доверии президенту. Почти 60% голосовавших выразили до­верие Б. Н. Ельцину, однако лишь чуть больше половины из них поддержали его политику. Тем не менее итоги рефе­рендума означали победу президента. Используя ее, он уско­рил разработку своего варианта Конституции страны. Летом 1993 г. состоялось Конституционное совещание, одобрившее идею формирования в стране президентско-парламентской республики. Но руководство Верховного Совета отказалось от участия в обсуждении проекта Конституции. Открытое столк­новение двух ветвей власти стало неизбежным.

5. Политический кризис . разразился 21 сентября 1993 г., ког­да президент подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти — Совет Федерации и Государственную Думу, а также рефе­рендума о новой Конституции страны. Против президентско­го указа выступило руководство Верховного Совета, а также большинство членов Конституционного Суда, признавших действия президента неконституционными. Было принято ре­шение об отстранении Ельцина от власти и назначении новым главой государства вице-президента А. В. Руцкого, который сразу начал формировать новое правительство. В ответ на это президент окружил здание Верховного Совета войсками и приказал депутатам покинуть его.

2 октября по столице прокатилась волна демонстраций и акций протеста, организованных оппозицией. Они вылились в массовые беспорядки. В городе началось строительство бар­рикад, стычки с милицией. 3 октября восставшие захватили здание мэрии, попытались штурмом взять телецентр «Остан­кино». Появились первые жертвы, как среди восставших, так и среди мирных жителей. В столице было объявлено чрезвы­чайное положение. Однако военное руководство колебалось и затягивало выполнение приказа президента о введении в Москву войск и бронетехники. Лишь утром 4 октября начался артиллерийский обстрел здания Верховного Совета, вызвав­ший сильный пожар и гибель людей. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления аресто­ваны.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу. Они впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Их ре­зультаты оказались во многом неожиданными для всех: пер­вое место по партийным спискам оказалось у ЛДПР, получив­шей почти 25% голосов. Около 15% избирателей проголосова­ло за «Выбор России» Е. Т. Гайдара. С учетом депутатов, избранных по одномандатным округам, из 450 депутатов Государственной Думы 96 мест оказалось у «Выбора России», 70 — у ЛДПР, 65 — у КПРФ.

За принятие Конституции России высказалось 58,4% голо­совавших. Новый Основной Закон страны ликвидировал со­ветскую систему власти. Вместо полновластных Советов было провозглашено разделение властей.

Главой государства с огромными полномочиями стал пре­зидент, определяющий основные направления внутренней и внешней политики и выступающий гарантом Конституции.

Исполнительная власть представлена правительством. Оно наделено большими полномочиями в осуществлении экономи­ческой политики, а также обеспечении обороны и государ­ственной безопасности страны, проведении внешней поли­тики. Законодательные функции закреплены за Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной Думы (нижняя). Определен порядок принятия законов: их проекты вначале об­суждаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации, после чего должен подписать президент. В случае, если глава государства отказывает подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть его вето и ввести закон в действие.

Высшими органами судебной системы являются Конститу­ционный Суд (следящий за соответствием Конституции при­нимаемых законов и указов), Верховный Суд (высшая инстан­ция по уголовным, гражданским и административным делам) и Высший Арбитражный Суд (по экономическим спорам).

В Конституции также закреплены основные политические и гражданские права и свободы.

В 1994—1996 гг. проходило становление новой политиче­ской системы страны, налаживалось взаимодействие между ветвями власти. В декабре 1995 г. прошли новые выборы в Го­сударственную Думу. Сразу после этого началась кампания по выборам Президента РФ. Эти выборы стали крупнейшим по­литическим событием, так как именно президенту, согласно Конституции, принадлежит реальная власть в стране.

В выборах участвовали 11 кандидатов, в том числе дейст­вующий Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший Президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движе­ний Г. А. Зюганов (КПРФ), В. В. Жириновский (ЛДПР), Г. А. Явлинский («Яблоко»), А. И. Лебедь, а также предпри­ниматели и общественные деятели С. Н. Федоров, М. Л. Шак­кум и В. А. Брынцалов. В первом туре выборов (16 июня 1996 г.) наибольшее количество голосов получили Ельцин (35,3%) и Зюганов (32%). Они и вышли во второй тур. На третьем месте оказался генерал Лебедь. Президент назначил его секретарем Совета безопасности и своим помощником по вопросам национальной безопасности. Это добавило Ельцину голоса во втором туре и определило исход борьбы. 3 июля 1996 г. победу на выборах одержал Ельцин с 55% голосов, а Зюганов набрал 40,7%.

Таким образом, главным событием в политической жиз­ни России в 90-е гг. стал демонтаж системы власти Советов.

6. Дефолт. 17 августа 1998 г. правительство, будучи не в состоянии обеспечить выплату процентов по ГКО (госу­дарственным краткосрочным обязательствам), разреши­ло банкам в течение 90 дней не производить выплат по своим финансовым обязательствам нерезидентам, т. е. объявило фактический дефолт (в экономике — отказ платить по своим обязательствам).

Курс доллара мгновенно вырос в 4 раза, акции россий­ских компаний упали. После девальвации рубля прави­тельство С. В. Кириенко было отправлено в отставку. Фи­нансовый кризис перерос в политический после двукратно­го отказа Государственной Думы утвердить В. С. Черно­мырдина на посту премьер-министра. Компромиссной для депутатов фигурой оказался Е. М. Примаков, в правительство, которого были включены кандидаты от КПРФ. Па­дение рубля продолжалось в течение года, кризис охватил все социальные сферы: резко выросла безработица, упал и без того низкий уровень жизни.

В 1999—2000 гг. ситуация в экономике начала стаби­лизироваться. Рост курса доллара был остановлен, была достигнута договоренность о реструктуризации внешних долгов России. Правда, уровень зарплат в госсекторе и на большинстве частных предприятий так и не поднялся до прежнего докризисного уровня. Обострилась борьба между экономическими группами за наиболее доходные отрасли производства.

7. Экономическое сотрудниче­ство. Менее эффективным оказалось экономическое сотрудниче­ство со странами СНГ. Довольно быстро рассеялся миф о том, что бывшие союз­ные республики «кормят Россию». Оказавшись один на один со своими экономическими трудностями, они впервые остро ощутили нехватку российских энергоносителей. Переход на мировые цены привел к сокращению объемов поставок нефти и газа из России. В тоже время сокращение посевов хлопка в Узбекистане парализовало российскую текстильную промыш­ленность.

Трения в отношениях России с рядом стран СНГ вызвали попытки некоторых соседей использовать эту ситуацию в сво­их целях. Так, для транспортировки Бачинской нефти в Евро­пу под давлением извне предпочтение было отдано не России (что объясняли нестабильностью обстановки в Чечне), а Гру­зии и Украине.

Сложными были российско-украинские отношения. Их ом­рачали проблемы Крыма и Черноморского флота. Лишь в 1999 г. обе страны ратифицировали полномасштабный дого­вор. Россия признала принадлежность Крыма Украине и со­гласилась на аренду военно-морской базы в Севастополе.

Набирали силу попытки интеграции некоторых стран в рамках СНГ. Весной 1996 г. было подписано соглашение о бо­лее тесной интеграции четырех его участников — России, Бе­лоруссии, Казахстана и Киргизии. В том же году Россия и Бе­лоруссия объявили о создании Сообщества Суверенных Госу­дарств. В 1997 г. оно трансформировалось в Союз Суверенных Республик (ССР). Началось постепенное сближение экономи­ческих и политических структур двух стран в целях создания в перспективе единого союзного государства. В Уставе ССР было отмечено, что он открыт и для других стран.

8. Укрепление власти. Россия в начале XXI в. 31 декабря 1999 г. президент Ель­цин подал в отставку. В результате состоявшихся 26 марта 2000 г. выборов новым главой государства стал В. В. Путин — самый молодой лидер страны в XX в.

Второй Президент России родился в 1952 г. По окончании юридического факультета Ленинградского государственного университета он с 1975 по 1991 г. работал в органах госбезо­пасности. В 1991—1996 гг. был вице-мэром Санкт-Петербур­га, а затем перешел на работу в аппарат Президента РФ. За ко­роткий срок он прошел путь до заместителя главы админист­рации и директора ФСБ. Летом 1999 г. В. В. Путин был назна­чен Председателем Правительства РФ.

На всех постах Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом успеха любых прогрессивных преобразований в России. Поэтому первые шаги нового президента были направлены на укрепление автори­тета и роли государства в жизни общества.

В целях укрепления роли центра было образовано проме­жуточное звено в системе регионального управления — семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Юж­ный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточ­ный), которые возглавили полномочные представители прези­дента. В короткий срок местные законы были приведены в со­ответствие с Конституцией РФ и федеральным законода­тельством. В округах были созданы собственные органы про­куратуры и внутренних дел. Эти меры позволили усилить роль центра на местах, укрепить Федерацию. По инициативе президента была осуществлена реформа Федерального Собра­ния: в состав Совета Федерации стали входить не губернато­ры, а представители регионов, избранные местными законода­тельными органами. Реформирование коснулось и системы многопартийности. Согласно новому федеральному закону по­литическими партиями стали считаться лишь те организа­ции, которые пользуются массовой поддержкой населения.

В экономике проводились важные либеральные преобразо­вания. Было ослаблено налоговое бремя: введен единый 13-про­центный налог на доходы физических лиц и 24-процентный — на прибыль предприятий и организаций, что способствует вы­ведению из тени реальных доходов населения. Были предло­жены к обсуждению проекты законов, предусматривающие куплю-продажу земли, новый порядок наследования имуще­ства и др. Страна отказалась от внешних займов, начала вы­плачивать долги по международным обязательствам. Летом 2005 г. золотовалютный резерв Российской Федерации превы­сил 140 млрд. долл.

С учетом неблагоприятных тенденций в развитии междуна­родной обстановки были увеличены расходы на оборону стра­ны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия стала третьей в мире страной (после США и Японии), разработавшей суперкомпьютер, выполняю­щий 1 трлн. операций в секунду. Это открыло перспективы для разработки новейших информационных технологий и средств коммуникации.

Важнейшей составляющей внутриполитического курса президента Путина стало обеспечение единства и согласия в обществе. Не разделяя россиян на «своих» и «чужих», сторон­ников и противников реформ, он осуществил ряд мер, способствовавших консолидации общества. Была утверждена госу­дарственная символика страны, отражающая различные эта­пы ее истории: трехцветный флаг дореволюционного времени в качестве государственного наряду с красным флагом совет­ской эпохи в армии, двуглавый российский орел император­ской России в качестве государственного герба. Текст нового государственного гимна, отражающий державные традиции страны, был положен на музыку гимна СССР.

Значительно изменилась российская внешнеполитическая доктрина. Не ослабляя динамики отношений с США и страна­ми Западной Европы, Россия более четко, чем прежде, стала определять в отношениях с ними собственные интересы. Ру­ководство страны более энергично развивает отношения со странами СНГ. Отношения стратегического партнерства уста­новлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией. Возоб­новились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Пос­тоянным стало участие Президента России в работе не толь­ко «большой восьмерки», но и других международных фору­мов. Особое значение в начале нового столетия приобрела проблема объединения усилий России и других государств мира в борьбе с международным терроризмом.

7 декабря 2003 г. прошли выборы в Государственную Думу. 37,57% голосов было отдано за поддержанную президентом партию «Единая Россия». За КПРФ проголосовало 12,61% избирателей, за ЛДПР — 11,4, за блок «Родина» — 9,02%. С учетом мест по одномандатным округам «Единая Россия» получила в Думе более 300 мест (конституционное большинст­во). Председателем Думы был избран руководитель «единороссов» Б. В. Грызлов. Представители партии возглавили все думские комитеты. Выборы показали растущую поддержку курса президента избирателями.

24 февраля 2004 г. президент отправил в отставку прави­тельство М. М. Касьянова. Председателем Правительства РФ стал М. Е. Фрадков, предложивший новую структуру прави­тельства. Это означало значительный шаг на пути реализации административной реформы, объявленной В. В. Путиным еще в 2003 г. Ее основными направлениями стали ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность, исключение дублирования функций и полномочий феде­ральных органов исполнительной власти, завершение про­цесса разграничения полномочий между органами исполни­тельной власти в центре и на местах.

14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента России. Победу в первом туре одержал В. В. Путин, в пользу которого высказались 71,22% участников голосования. Таким обра­зом, курс президента на консолидацию российского общества, усиление роли государства в экономике и социальной сфере, налаживание равноправных партнерских отношений со стра­нами Запада способствовал возрождению России и получил поддержку населения.

Заключение

Историче­ский опыт российского реформаторства свидетельствует, что успех будет зависеть, во-первых, от стабильности верховной власти, а, во-вторых, от того, удастся ли осуществить ради­кальные преобразования в относительно короткие сроки, пройдя между сциллой нетерпения реформаторов и харибдой социального взрыва «снизу». В России реформы, как прави­ло, не терпели неудач в силу их радикализма. Даже ультрара­дикальная сталинская коллективизация достигла в целом по­ставленной цели, создав мощный канал перекачки средств из деревни в город и обеспечив надежный политико-администра­тивный контроль над крестьянством. Осторожное, постепен­ное реформирование, несмотря на кажущиеся выгоды такого варианта преобразований, в России не имеет шансов на успешное завершение. Причиной тому — специфика страны и, главное, несформированность гражданского общества, ко­торое благодаря наличию четких структурированных интере­сов и механизмов для их выражения могло бы оказывать по­стоянное влияние на государственную власть, формируя ее са­мою и ее политику. Судьба великих реформ у нас зависит, прежде всего, от меняющегося соотношения сил в правящей элите, различных, часто непредсказуемых событий внутрен­ней и внешней политики, личной позиции лидера. И хотя у каждой крупной реформы были свои относительно стабиль­ные факторы (необходимость индустриализации, укрепления военной мощи и т. п.), огромное значение переменных факто­ров приводило к свертыванию преобразований после достиже­ния первых, частичных результатов. Спустя многие годы и де­сятилетия цикл реформ начинался вновь.

Каковы же ориентиры российских реформ? Стоит ли вооб­ще снова пытаться вставать на западный путь развития или же по-прежнему искать какие-то свои, особые дороги? Луч­шие умы России ответили на этот вопрос уже в XIX в., выска­завшись в пользу западного опыта. Весь вопрос в способе его восприятия, а не в самом содержании. Но лишь последовав­шая в XX в. более чем 70-летняя трагическая попытка пои­сков собственных путей развития начинает, кажется, убеж­дать общество в неприемлемости этой альтернативы. Стре­мительный экономический и социальный рывок Японии и некоторых других азиатских, т. е. тоже «незападных» и не менее самобытных, чем Россия, стран — еще один серьезный аргумент в пользу западного опыта, ставшего общемировым. И пока мир переживает (и будет еще долго переживать) «за­падную эру», пока апробированные веками «западные» прин­ципы эффективной социальной организации общества (ры­ночная экономика, гражданское общество, индивидуальные права и свободы, правовое государство, парламентаризм) яв­ляются общечеловеческими ценностями, необходимым усло­вием для экономического процветания и свободы народов, бу­дут по-прежнему актуальны слова Ключевского: «На Западе знают больше нашего и даже для нас могут сделать лучше, чем мы сами. Таким образом, Запад для нас и школа, и мага­зин полезных изделий, и своего рода курс исторических уро­ков».

Список использованной литературы

1. История России с древнейших времен до начала XXI века/ М.М.Горинов, А.А.Горский, А.А.Данилов и др.- 6-е изд., пересмотренное. –М.: ДРОФА, 2005. – 655 с.

2. Короленков А.В. Готовимся к экзамену по истории России для поступающих в ВУЗЫ. 4-е изд./ А.В.Короленков, К.Л.Гуленков.-М.: Айрис-пресс, 2002. – 448 с.