Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 37
ОСНОВАНИЕ
МОНАСТЫРЯ
Мрачна
была глушь
непроходимых
Луховских
лесов. На всем
их обширном
пространстве
не было никаких
селений. Лишь
изредка, держась
берегов лесных
речек, чтобы
не заблудиться,
посещали
эти места
бортники-пчеловоды,
отыскивая
в дуплах
деревьев
или в заранее
поставленных
бортях диких
пчел, да рыбаки,
ловившие по
лесным речкам
рыбу.1
Доподлинно
известно,
что до появления
монастырских
людей на левом,
возвышенном
берегу реки
Лух проживал
пчеловод
Флор. Его владения
прозвали
флорищевыми
горами. Сюда
и устремились
монахи.2
В первой
половине
XVIIв. в дебри
Флорищева
урочища пришел
схимник-монах
Мефодий,
который
поселился
здесь, недалеко
от реки Лух,
построив
себе в “зело
густой чаще”
под сосной
келью.
В скором
времени к
нему пришли
два инока
Макарьевского
монастыря
из села Пурех
- вотчины князя
Д.М.Пожарского
- отец и сын,
Варлаам и
Макарий. Они
решили отречься
от суетного
мира, уединиться
и, поставив
обитель, посвятить
себя служению
Богу, дабы
спасти свои
души.
Пустынное
жительство
анахоретов*
привлекали
высокие
Флорищевы
горы, заросшие
сплошь громадными
соснами. У
подножия
этих сосен
протекала
неширокая,
но глубокая
и быстрая
лесная река
Лух с небольшими
глубокими
озерами.
Впоследствии
эти озера
получили
названия
“Святое” и
“Садок”. Из
Святого монахи
брали для питья
воду, а в Садке
хранили
выловленную
рыбу.3
Поведал
пришедшим
инокам Мефодий
о своем видении,
будто бы показался
однажды
старцу невиданный
свет, исходящий
из недр Флорищевой
горы, а в сиянии
усмотрел
Мефодий
величественный
храм, предвещающий
будущую славу
этому месту.
Отправились
отшельники
в Гороховец,
просить у
жителей помощи
в строительстве
храма. Отвечали
им: ”К чему
храм, когда
священника
нет, место
глухое, пустынное,
да и никто не
пойдет к вам,
когда и самим
питаться
нечем”. Но
настойчивыми
оказались
монахи, свято
верили в чудесное
предзнаменование
- деревянная
церковь с
приделами
все же была
воздвигнута.4
По
законам Русской
Православной
Церкви служба
в новоиспеченном
храме может
вестись только
в том случае,
если он будет
освящен. И
старец Мефодий
отправился
к патриарху
всея Руси
Иосифу. 20 марта
1651 года патриарх
Иосиф повелел
освятить
церковь во
имя “Успения
Пресвятой
Богородицы”5
с приделом
в честь преподобного
Ефрема Сирина.
С просьбой
совершить
акт освящения
старец Мефодий
обратился
к настоятелю
Вязниковского
Благовещенского
храма, игумену
Моисею, и тот
освятил его.6
А в июне
на строительство
новой церкви
была получена
грамота и от
царя Алексея
Михайловича.
Это был первый
документ,
свидетельствующий
о юридическом
образовании
пустыни.7
Но
сложилась
такая ситуация:
в пустыни**
был освященный
храм, а служить
в нем было
некому. Ведь
службу мог
нести только
рукоположенный
в сан священник,
а Мефодий
и его сподвижники
были простыми
монахами.
И так как церковь
без священ-
ника
существовать
не могла, то
его нашли. И
3 сентября
1653г. во Флорищи
приехал первый
священник
протоиерей
Иларион, который
продолжал
обустройство,
стал создателем
и настоятелем
монастыря.1
Итак, обитель
вступила в
жизнь. 1
Михайлов
В.
Флорищева
пустынь. (Дзержинец-
28 января 1970г.)
2
Асеевский
А.
Время. Пора
собирать камни.
(Нижегородские
новости-14 июля
1994г.) 3
Михайлов
В.
Флорищева
пустынь. (Дзержинец-
28 января 1970г.)
4
Шальнов
С.
Царь Фёдор и
Флорищева
пустынь. (Дзержинец-
25 ноября 1992г.) 5
Михайлов
В.
Флорищева
пустынь. (Дзержинец-
28 января 1970г.)
6
Анучин
С.
История одного
забвения.
(Дзержинец- 8
июня 1990г.) 7
Михайлов
В.
Флорищева
пустынь. (Дзержинец-
28 января 1970г.) 1
Иларион (13 ноября
1631г. (по старому
стилю)- 1707гг.)-
церковный
деятель,
митрополит.
Родился в
семье священника.
В миру носил
имя Иоанн. Отец
- священник
Зачатейского
монастыря
Анания, был
весьма образован
и лично знаком
с царем Алексеем
Михайловичем.
Мать Мелания
умерла, когда
мальчику
было 5 лет. В 8
лет Иоанн
оказывается
в Спасопреображенском
монастыре,
куда удалился
отец. В 16 лет
Иоанн женится
на дочери
кириковского
священника-Ксении,
но через полтора
года Ксения
умерла. 11 декабря
( по ст.стилю)
1653г. он постригается
в монахи под
именем Иларион.
13 марта 1653г. его
посвящают
в иеродьяконы
и 3 сентября
уходит во
Флорищеву
пустынь. А 22
мая 1654г. иеродьякона
Илариона возводят
в сан иеромонаха
и утверждают
в настоятели
Флорищевой
пустыни.
по
статье Анучина
“История одного
забвения”
(Дзержинец- 8
июня 1990г.)
-
6 -
РУССКИЕ
САМОДЕРЖЦЫ
И ФЛОРИЩЕВ
МОНАСТЫРЬ
И
пошла
по белу свету
слава об иноческом
подвиге Илариона,
его лесной
обители. Часто
посещал его
гороховецкий
воевода Петр
Абрамович
Лопухин и
из Вязников
- воевода Иван
Павлович
Языков. Именно
Иван Павлович
сблизил Илариона
со своим знатным
родственником
Иваном Максимовичем
Языковым,
фаворитом
царя
Федора Алексеевича.
Юный царь не
мог не заметить
как далеко
уклонилась
жизнь современных
ему иноков
в богатых
монастырях
от той, которая
была в древности.
Он видел недостатки
в жизни настоятелей,
их корыстолюбие,
тщеславие,
расчетливость
при свидании
с царем, отсутствие
искренности.
И вот со слов
своего родственника,
вязниковского
воеводы
Языкова,
любимец царя
Иван Максимович
Языков докладывает
государю,
что в глухих
лесных дебрях
Флорищенских
есть такая
пустынь, где
иноки осуществляют
идеалы подвижнические
и где настоятель
- строгий подвижник
Иларион.
Царский
любимец,
вероятно,
не пожалел
красок в своем
рассказе о
том, как строго
ведут схимнический
образ жизни
пустынники
в постоянных
трудах, воздержании,
кротости и
послушании.
Федор
Алексеевич
заинтересовался
ярким рассказом
и пожелал
увидеть Илариона.
Желание это,
вероятно,
усиливалось
и тем, что царствующий
юноша в душе
надеялся
получить
чудесное
исцеление
от своей
изнурительной
болезни (он
с детства
был физически
немощным),
благодаря
молитвам
благочестивого
Илариона. Умный
придворный
Языков легко
устроил
свидание
царю с подвижником
из глухой
обители. Он
был в это время
в Москве и
находился
у иконописца
С. Ушакова,
у которого
всегда останавливался
по приезду
в столицу.
Первое свидание
царя с Иларионом
произошло
в январе 1677
года, вскоре
появилась
первая жалованная
грамота
Флорищевой
пустыни. Долго
продолжалась
беседа пустынника
с царем, которая
послужила
началом
продолжительной
дружбы между
этими двумя
людьми.
Вскоре
Самодержец
Всероссийский
и сам пожелал
посетить
монастырь
на Флорищевых
горах. Государю
чрезвычайно
понравилась
убогая обитель,
она не была
похожа на
посещенные
им ранее богатые
монастыри
и показалась
ему, по словам
летописца
жития Илариона
“яко рай едемский
на вастоце
насажденный”.
И государь
дает денег
на постройку
каменного
храма. Прощаясь
с Самодержцем,
Иларион подарил
ему искусстно
сплетенные
монахами
личные башмачки.
Федор Алексеевич
с благоговением
принял реликвию
и в свою очередь,
по-царски,
целым рядом
жалованных
грамот в 1678, 1679 и
1680 годах наградил
обитель. Во
время Турецкой
войны (1672-1681г.) Федор
Алексеевич
прислал инокам
во Флорищеву
пустынь богомольную
грамоту, в
которой просил
молиться их
во славу русского
оружия. Это
еще более
подняло престиж
монастыря.
На
освящении
нового Успенского
храма 13 сентября
(по старому
стилю) царь
присутствовал.
В эти дни царю
сообщают
о смерти епископа
Суздальского.
После церемонии
Федор Алексеевич
повелел Илариону
ехать вместе
с ним в Москву,
где настоятель
Флорищевой
обители был
возведен в
архиерейскую
степень, а
затем - в сан
митрополита
Суздальского.1
Бежали
дни, на трон
взошел Петр
Алексеевич,
а позже император
Петр I.
Его реформы
сильно пошатнули
благочестивые
устои, традиции
обители.
Наполнилась
она отставными,
увеченными
солдатами,
число которых
в России после
войны с Польшей
и Швецией
было небывалым.
На их содержание
тратились
монастырские
доходы. Легко
представить,
что за дух принесли
в монашеские
кельи инвалида,
отставные
солдаты и
нищие.
Судьба
распорядилась
так, что в числе
братии Флорищевой
пустыни
оказался
сподвижник
Петра - видный
государственный
деятель, князь
Борис Алексеевич
Голицын.
Документы
пока молчат,
как все произошло.
Что это - добровольное
пострижение
или принудительное
заключение?
Почему выбрана
Флорищева
обитель! Догадок
можно строить
много. Факт
говорит только
о том, что в
начале 1713г.
воспитатель
и любимец
Петра I князь
-
7 -
Голицын
пострижен
в монахи
Флорищевой
пустыни под
именем Боголепа1,
затем монах
Боголепа он
делает в пустынь
богатые вклады.
Он построил
для себя на
свои средства
целый двухэтажный
каменный корпус,
который потом
назвали Голицынский.
В этом
же году Голицын
скончался
и был похоронен
около соборного
храма. На его
могиле воздвигнута
плита с надписью
о дне смерти
инока Боголепы
и каменная
палатка над
этой плитой.
В здании, где
он жил, разместили
монастырскую
иконописную
школу.2
После
смерти Петра
положение
монастыря
не изменилось.
Императрицы
Анна
Иоановна
и Екатерина
II,
подобно Петру
населяли
монастырь
отставными
военными
чинами,
беспризорными
и сиротскими
детьми.
В период
управления
Екатерины
II на дорогах
грабили обозы,
прохожих и
проезжих.
По этой причине
во Флорищевой
пустыни при
строителе
Филагрии
прекратились
ярмарки,
которые давали
монастырю
большие прибыли.
Для
охраны монастыря
от разбойников
и воровских
людей во Флорищевой
пустыни было
решено содержать
военный караул,
охранявший
пустынь до
1800г.3
17 апреля
1770г. во Флорищевой
пустыни
произошел
пожар страшной
разрушительной
силы, от которого
пострадали
монахи и
погорело
немало
монастырского
имущества.
16 июня того
же года на
Флорищев
монастырь
напала банда
разбойников
под предводительством
атамана Пушны,
совершила
грабеж и скрылась
в лесах.
В 1773г.
снова возник
пожар. Строения,
которых
коснулся
огонь, восстанавливались.4 1
Шальнов
С.
Царь Фёдор и
Флорищева
пустынь. (Дзержинец-
25 ноября 1992г.) 1
Шальнов
С.
Знатейшего
рода российского.
(Дзержинец -
11 марта 1992г.) 2
Штендлер
М.
Флорищева
пустынь. (Дзержинец
- 15 марта 1981г. стр.4) 3
Михайлов
В.
Флорищева
пустынь. (Дзержинец
- 28 января 1970г.) 4
Штендлер
М.
Флорищева
пустынь. (Дзержинец
- 15 марта 1981г. стр.4)
-
8 -
МОНАСТЫРСКАЯ
ЖИЗНЬ Н
а рубеже
века минувшего
и нынешнего
монастырь
достиг своего
наивысшего
духовного
и экономического
расцвета.
Маховик его
хозяйства,
запущенный
в конце XVIIв.
богатыми
земельными
наделами,
данными обители
царем Федором
Алексеевичем,
обильными
вкладами
столичных
вельмож, местных
купцов, стараниями
трудолюбивой
братии, за два
прошедших
века набрал
мощные обороты.1
По
жалованным
грамотам
царя Федора
Алексеевича
1678, 1679 и 1680гг. во владения
пустыни
отходили
леса и земли
по реке Лух
окружной
межой на 40 верст.
Повелел
передать
монастырю
плодородные
земли в Белгородской
волости
Нижегородской
губернии в
поселье
Калушках
около 900 десятин
земли, в том
числе пахотной
земли до 300
десятин, рыбные
ловли по реке
Пьяне и Суре
и озерам бывшей
Симбирской
губернии,
мельницу в
г.Лух, две соляные
варницы - Любим
и Любаву в
г.Балахне,
сенные полосы
в Быстрицких
лугах по р.Клязьме
близ Гороховца-
237 десятин и
подворье в
Москве в
Ваганьковском
проулке. А
также отпускать
из Приказа
Большого
дворца ежегодно
в обитель на
помин своих
родителей
по 3 ведра
церковного
вина, 3 пуда
воска, пуд
ладана и 15
пудов меда
для кутьи.
После
рождения
царевича,
умершего в
раннем младенчестве,
пожаловал
государь в
пустынь большой
колокол,
весивший
220 пудов. С тех
пор обитель
ни в чем более
не нуждалась,
а слава ее
росла с каждым
днем.2
Итак,
в конце XVIIв. общая
площадь, занятая
под лесом у
Флорищенского
монастыря,
составляла
7062 десятины,
окружной межой
- 40 вёрст.3
А в XIXв. уже 10374 десятины
раскинулись
вокруг монастыря,
окружной
межой по-прежнему
40 верст. К землям,
пожалованным
царем Федором
Алексеевичем
прибавилось
подворье в
Нижнем Новгороде,
постоялый
двор - все сдаваемое
в аренду или
обрабатываемое
монахами
приносило
ежегодный
доход в несколько
десятков
тысяч рублей.
В 1892г. обитель
имела денежный
капитал только
в ценных бумагах
100999 рублей,
проценты с
которых шли
на нужды братии.
Небольшой
дегтярный
и кирпичный
заводы близ
обители хотя
и работали
на ее потребности,
умудрялись
еще и давать
прибыль.
За
пятилетие
с 1897г. продажа
с торгов
строительного
соснового
леса с лесных
дач Флорищевой
пустыни
принесла ей
доход в 83500 рублей.
Денежные
суммы вкладывались
в ценные бумаги,
поступали
в казну монастыря
наличными.
На эти средства
с каждым годом
расширялось
хозяйство
пустыни.4
Не
оскудевала
рука дающего.
Всякий человек
мог на Руси
сподобиться
вечного
блаженства
через посмертную
молитву, а
чтобы обеспечить
себе такую
молитву,
следовало
не скупиться
на щедрые дары
монастырю.
Жертвовали
крупные денежные
суммы в обитель
на вечное
поминовение
за здравие
и упокой знатнейшие
и богатейшие
роды московские:
Черкасские,
Горчаковы,
Трубецкие,
Салтыковы,
Татищевы,
Головины,
Разумовские,
Орловы и многие
другие, не
менее богатые,
не менее родовитые.
Не отставали
в дарах купцы
московские,
гороховецкие,
нижегородские.
Монастырь
процветал.
Благочестивая
подвижническая
жизнь иноков,
их молитвы,
древнее становое
пение во время
церковных
служб привлекали
богомольцев
на Флорищеву
гору.5
В 1692г. монахов
насчитывалось
около 150 человек6,
а в 1873г. числилось
14 иеромонахов,
4 иеродьякона,
10 монахов. Из
белого
духовенства****
3 священника,
один диакон.
Всех более
послушников
- 30 человек.
Кроме них 2
священника
и два иеродиакона
“поставлены
в пустынь на
испытание”.1
-
9 -
И еще
в монастыре
жили несколько
лиц духовных
и простых,
отправленные
в пустынь на
исправление.2
Также, помня
завещание
Илариона, в
монастыре
жили глухие,
слепые, дьячки
и дьяконы
приходских
церквей, оставшиеся
по старости
лет одинокими,
отставные
солдаты, дети
священнослужителей,
оставшиеся
сиротами.
Молоко и
молочные
продукты
были не только
привычными
в монастырской
трапезе, но
и в больших
количествах
поступали
на продажу.
Не
жалели средств
на нужды. При
игумене Иакове,
управлявшем
пустынью в
конце XIX - начале
ХХ столетия,
возвели новую
больницу на
20 коек с приемным
покоем, прачечной,
жильем для
фельдшера,
кабинетом
для “визитного”
врача. Затеяли
строительство
новой бани.
Для чего заново
отремонтировали
водопровод,
установили
новую паровую
машину, подававшую
воду в обитель
из реки. Для
нее соорудили
каменное
здание с небольшой
мельницей
и круподеркой
в нем.3
Из года
в год неспешным
порядком
текла жизнь
обители: в
постах и молитвах,
повседневных
заботах.
Размеренный
уклад жизни
нарушали
в большие
праздники,
когда приходило
на богомолье
большое количество
народа (в день
Святой Троицы,
в день пророка
Илии, Успения
Богородицы
и т.д.), и еще события,
подобные
тому, которое
произошло
в 1757г. и ставшее
почти легендой.4
В ночь
на 10 марта 1757г.
на Флорищевой
пустыни
случилось
событие,
взволновавшее
всех иноков
пустыни:
страшная буря
выворачивала
с корнем вековые
сосны, необычайной
силы гром,
ослепительные
молнии обрушились
на землю. Почудился
братии в ночном
кошмаре гроб,
явившийся
в окнах, залитых
на минуту
светом. Братия
решила, что
это явился
гроб святого
подвижника
Иринарха,
второго
настоятеля
монастыря.
Быстро разнеслась
весть по окрестностям
и дошла до
Ианикия -
старейшего
из монахов
Флорищевой
пустыни,
жившего в
то время в
монастыре
г.Гороховца.
Он, приехав
в пустынь,
указал место
погребения
настоятеля.
Монахи принялись
копать ... и не
обнаружили
никаких следов
захоронения.
Еще
более усилились
слухи, волна
новых богомольцев
обрушилась
на обитель.
В московскую
синодальную
контору
поступило
письмо, изъятое
у отставного
капитана
Васильева.
Содержание
повествовало
о чудесах
во Флорищевом
|