Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 36

 

Поиск            

 

Краткий очерк истории латинского языка

 

             

Краткий очерк истории латинского языка

Краткий очерк истории латинского языка

Латинский язык принадлежит к числу древнейших письменных языков индоевропейской системы. Свое название он получил от имени одного из италийских племен - Латинов, населявших область Лациум (Latium), центром которой был город Рим. Первые письменные свидетельства латинского языка относятся еще к VII веку до н.э. По мере роста политического влияния Рима и постепенного завоевания других областей Италии расширяется и область употребления латинского языка, становящегося общим для всего италийского населения, а с III века до н.э. латинский язык проникает и в завоеванные к этому времени Римом средиземноморские страны. КI веку до н.э. латинский язык в основном завершает процесс своего формирования, достигая высшей ступени своего развития. К этому времени относится творчество великих римских писателей: Цицерона, Цезаря, Лукреция, Катулла, Вергилия, Горация, Овидия, давших мировой культуре замечательные образцы поэзии и литературной прозы. Этот период в развитии латинского языка называется классическим. Рим становится уже мировой державой, покорив себе на юге все страны Средиземноморья и значительную часть Европы на севере. Латинский язык делается языком международным, вытесняя местные наречия. В дальнейшем, в течение почти пяти веков латинский язык является общим для многих народов огромной Римской империи. С падением (в конце V века н.э.) Западной Римской империи латинский язык еще долго продолжал существовать как в своей литературной, так и в разговорной формах. Различие между этими двумя формами языка имело место еще в классическую эпоху и постепенно все более усиливалось. К сожалению, мы располагаем весьма малым числом памятников разговорного языка. Разговорный латинский язык (народная латынь), принесенный на территорию покоренных Римом стран римскими купцами и легионерами, стал основным для этих народностей, вытеснив их собственные языки. В свою очередь, он испытывал, разумеется, влияние местных языков, что проявлялось, прежде всего, в лексических заимствованиях и в фонетическом воздействии на него этих языков, ибо произносительные навыки одного народа при повседневном общении легко усваиваются другим. Феодальная раздробленность отдельных областей Европы, наступившая в Средние века, способствовала и языковой разобщенности. Постепенно языки областей некогда единой Римской империи разошлись настолько сильно, что стали представлять собой самостоятельные национальные языки, основой для которых послужил разговорный (народный) латинский язык. Эти языки (французский, итальянский, испанский, португальский, румынский) получили название романских ( от слова Romanus — римский). Рождение романских языков происходит в VIII-IX вв. нашей эры. Параллельно с разговорным языком, а затем и с новыми национальными языками, продолжал существовать литературный латинский язык. Он оставался в Европе языком школы, религии, науки не только в поздней античности, но и на протяжении почти всей тысячелетней истории Средневековья. Средним векам мы обязаны сохранением основной части античного наследия, ибо в монастырях переписывались рукописи древнегреческих и римских писателей. В Средние века сложилась огромная литература на латинском языке: многочисленные хроники, романы, сборники новелл, большие эпические поэмы, сатирические пародийные стихи, богатейшая лирическая поэзия, религиозные гимны, литургическая драма, не говоря уже о необозримой богословской и философской литературе.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) вновь открыла забытые в позднем Средневековье произведения Античного мира. Писатели этой эпохи стремились возродить классические образцы латинского языка, эпохи Цицерона и Цезаря. На латинском языке написаны многие произведения Данте, Петрарки и Боккаччо, Томаса Мора, Эразма Роттердамского, Джордано Бруно, Коперника и других.

Эпохе Возрождения мы обязаны и тем, что были не только открыты и сохранены, но изданы, прокомментированы и введены в школьную практику произведения великих писателей античного мира.

В этот период в европейские языки проникает особенно большой слой латинской лексики, относящейся к интеллектуальной жизни общества, культуре и науке.

В XVII и XVIII веках латинский язык полностью сохраняет свою роль международного языка науки. На латинском языке написаны произведения французских философов Декарта и Гассенди, голландского философа Спинозы, английских ученых Бэкона, Гоббса, Локка, немецкого философа и математика Лейбница.

В течение почти двадцати веков латинский язык служил народам Европы средством общения, с его помощью они знакомились и воспринимали римскую и в значительной мере греческую культуру. Он оказал огромное влияние на языки европейских народов, как в области грамматики, так и особенно в области лексики.

Россия приобщилась к наследию римской цивилизации книжным путем (еще в XV в. на Руси получают распространение переводы латинских сочинений, а к XVII в. они насчитывают многие десятки самых разнообразных сочинений), а также через общение с народами Европы, в первую очередь Польши. В XVII в. в Москве открывается Славяно-греко-латинская Академия, ставшая вместе с ее преемником, Московским университетом, важным центром изучения латинского языка и античной культуры в России. До начала XIX в. латинский язык играл важную роль в академической области. Вся документация Университета велась на латинском языке, на нем читались и некоторые лекции. Многие сочинения М.В.Ломоносова и других ученых XVIII века написаны на латинском языке.

Латинский язык до настоящего времени продолжает служить основой для формирования интернациональной научной, культурной, общественно-политической лексики. В языки народов мира вошло очень большое число латинских слов в их исконной форме (культура, структура, оратор, демонстрация, конституция, консенсус и т.д.) или через посредство других языков (артист, режиссер, мастер и т.д.). Вся международная научная терминология строится на основе латинского и греческого языков. Остается латинский язык и международным языком медицины, биологии, юриспруденции. Исключительная роль латинского языка в формировании европейской и мировой культуры делает его одним из фундаментальных элементов гуматанитарного образования.

Урок 0. ФОНЕТИКА.

АЛФАВИТ

На территории СССР было принято две разных нормы чтения латинских текстов. Первая стремится воспроизводить особенности классической латыни, а вторая (которой мы будем придерживаться) отражает средневековое латинское произношение, где c произносится как русское [ц] перед e, e, y, oe, ae: Cicero [Ц'ицеро], ti перед гласными -- как [ци]: constitutio [констит'уцио], дифтонг ae произносится как [э]: laetitia [лэт'ициа], дифтонг oe -- как немецкое [ö] или французское [œ]: poena [п'ёна].
Ниже приведен латинский алфавит с тем произношением, которое было принято в средние века и которое более распостранено в практике преподавания. В латинском алфавите 25 букв:

Начертание

Название

Произнош.

A a

а

а

B b

бэ

б

C c

цэ

ц, к

D d

дэ

д

E e

э

э

F f

эф

ф

G g

гэ

г

H h

ха

h (нем.)

I i

и

и

J j

йот

й

K k

ка

к

L l

эль

л

M m

эм

м

Начертание

Название

Произнош.

N n

эн

н

O o

о

о

P p

пэ

п

Q q

ку

к

R r

эр

р

S s

эс

с

T t

тэ

т

U u

у

у

V v

вэ

в

X x

икс

кс

Y y

ипсилон

и

Z z

зэта

з


Примечания:
1. Латинское h произносится как украинское г или немецкое h.
2. Буква k сохранилась только в сокращениях K. или Kal слова Kalendae календы (первое число каждого месяца у римлян).
3. Буква l передавала звук [л] мягкий, средненёбный -- как в слове люстра.
4. Буквы y и z употреблялись только в словах греческого происхождения.
5. В классической латыни буквы u и i обозначали как гласные звуки [u] и [i], так и согласные [v] и [j]. Буквы v и j появились только в XVI веке. В словарях можно встретить различное написание, например: iam и jam.
6. С заглавной буквы пишутся имена собственные, геогр. названия, наименования народов и прилагательные, произведенные от них.

ГЛАСНЫЕ И ДИФТОНГИ.

Шесть букв a, e, i, o, u, y передавали 12 гласных звуков (шесть долгих и шесть кратких).
Сочетание двух гласных (слогового и неслогового) в одном слоге называется дифтонгом. В латинском языке четыре дифтонга (два последних правильнее называть диграфами):
au -- произн. как русское ['ау]
eu -- произн. как русское ['эу]
ae -- произн. как русское [э]
oe -- произн. как немецкое [ö] или французское [œ].
Если в сочетаниях ae и oe гласные относятся к разным слогам, т.е. должны произносится раздельно, то над вторым ставятся ¨ (трёма) или знак долготы - или краткости ˘. Например, poëta или poēta [по'эта] поэт; coëmo или coĕmo [ко'эмо] скупаю.

СОГЛАСНЫЕ.

Латинские согласные звуки классифицируются следующим образом:

Действующий орган

Губные

Язычные

Фарин-
гальные

Переднеяз.

Среднеяз.

Заднеяз.

Голосовые связки

глухие

звонкие

глухие

звонкие

глухие

звонкие

глухие

звонкие

глухие

звонкие

По способу образования

Смычные

Чистые
(немые)

p

b

t

d

c
qu

g
gu

Носовые

m

n

ŋ

Щелевые

Средин-
ные

f

v

s

j

h

Боковые

l

Дрожащие

r


N.B. [ Nota bene (заметь хорошо)]: Сочетание немого звука -- muta (p, b, t, d, c, g) с последующим плавным -- liquida (l, r) -- называется múta cum líquida.

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ.

Согласный c перед гласными звуками переднего ряда [e] и [i], т.е. перед буквами e, i, y и дифтонгами ae, oe, произносится как русское [ц]. Например centum [ц'ентум] сто, circulus [ц'иркулюс] круг, Cyclops [Ц'иклопс] Циклоп, Caesar [Ц'эзар] Цезарь, coeptum [ц'ёптум] начинание.
Во всех остальных случаях, т.е. перед гласными непереднего ряда (a, o, u и дифтонгом au), а также перед всеми согласными c произносится как русское [к]: clarus [кл'ярус] славный, cura [к'ура] забота, casa [к'аза] хижина, causa [к'ауза] причина, collega [колл'ега] товарищ.

Эти сочетания встречаются только в словах греческого происхождения:
ph произносится как русское [ф]: philosophus [фил'озофус] философ;
rh произносится как русское [р]: rhetor [р'этор] ритор;
th произносится как русское [т]: theatrum [тэ'атрум] театр.

ch произносится как русское [х]: pulcher [п'ульхэр] красивый;
ti перед следующим за ним гласным произносится как [ци]: ratio [р'ацио] разум, scientia [сци'энциа] знание, НО в слове totius (род. пад. от totus весь, целый, в греческих словах, например, Miltiades [Мильт'иадэс] Мильтиад и после s, t, x сочетание ti произносится как [ти]: bestia [б'эстиа] зверь.

Перед заднеязычным звуком буква n передает заднеязычный носовой звук [ŋ]: ancora ['аŋкора] якорь.
Сочетание ngu произносится как [ŋгв]: lingua [л'иŋгва] язык.

Буква q употребляется всегда в сочетании с u, обозначая заднеязычный лабиовелярный звук, и произносится как [кв]: quinque [кв'инквэ] пять.

Сочетание su в словах suadeo [св'адэо] советую, suavis [св'авис] приятный, consuesco [консв'эско] привыкаю произносится как [св]. В других случаях это сочетание произносится как [су]: suus [с'уус] свой.

В интервокальном положении (между гласными) s озвончается и произносится как русское [з]: casa [к'аза] хижина. Во всех остальных случаях s произносится как русское [с]: stare [ст'арэ] стоять, sanus [с'анус] здоровый, vesper [в'эспэр] вечер.

КОЛИЧЕСТВО ГЛАСНОГО И СЛОГА.

В латинском языке гласные звуки отличались по длительности произношения, т.е. могли быть долгими или краткими. Для обозначения долготы и краткости приняты надстрочные знаки - и ˘, например, ā (долгое), ă (краткое).
Длительность гласного или слога называется его количеством. Время, необходимое для произнесения краткого гласного или слога, называется мора (mora). Долгие звуки или слоги произносились в два раза дольше кратких. (При чтении мы не всегда соблюдаем длительность, но знать количество слога или звука необходимо для правильной постановки ударения).

СЛОГ И СЛОГОРАЗДЕЛ.

Слоги в латинском языке могут быть открытыми и закрытыми. Слог, оканчивающийся на гласный звук -- открытый; слог, оканчивающийся на согласный звук или группу согласных -- закрытый.
Слогораздел проходит:
1. Между двумя гласными: de-us [д'э-ус] бог;
2. Между гласным или дифтонгом и одиночным согласным: lu-pus [л'ю-пус] волк, cau-sa [к'ау-за] причина;
3. Перед группой muta cum liquida: pa-tri-a [п'а-три-а] родина, tem-plum [т'эм-плюм] храм;
4. Внутри группы согласных:
a) между двумя согласными: lec-ti-o [л'ек-ци-о] чтение;
б) в группе из трех согласных -- обычно перед последним согласным (кроме сочетаний с группой muta cum liquida!): sanc-tus [с'аŋк-тус] священный, НО doc-tri-na [док-тр'и-на] учение.

КОЛИЧЕСТВО ГЛАСНОГО.

Гласные звуки бывают долгими и краткими по природе или по положению в слоге. Следует запомнить, что:
1. Все дифтонги долги по природе;
2. Гласный перед группой согласных долог по положению;
3. Гласный перед гласным краток по положению.

КОЛИЧЕСТВО СЛОГА.

1. Все слоги, содержащие дифтонги, долги по природе. Например, в слове causa [к'ауза] причина, слог cau -- долгий.
2. Все закрытые слоги долги по положению, так как их гласный стоит перед группой согласных. Например, в слове ma-gis-ter [ма-г'ис-тэр] учитель, слог gis -- долгий.
Исключение из этого правила составляют случаи, когда гласный слога стоит перед сочетанием muta cum liquida. В прозе такой слог считается кратким: te-nĕ-brae [т'э-нэ-брэ] мрак, тень, а в стихах такой слог может быть и долгим.
3. Открытый слог краток по положению, если за ним следует слог, начинающийся с гласного звука. Например, в слове ra-tĭ-o [р'а-ци-о] разум, слог tĭ -- краткий.
4. Открытый слог, за которым следует слог, начинающийся с согласного, бывает долгим или кратким по природе. Например, в слове for-tū-na [фор-т'у-на] судьба, слог tū долог по природе; в слове fe-mĭ-na [ф'э-ми-на] женщина, слог mĭ краток по природе. Для выяснения количества гласного в таких случаях следует обращаться к словарю.

УДАРЕНИЕ.

Ударение в латинском языке классического периода было музыкальным (т.е. слог выделялся повышением или понижением тона), а не экспираторным (выдыхательным), как, например, в русском языке. Основные правила латинского ударения сводятся к следующему:
1. Ударение не ставится на конце слова.
2. В двухсложных словах ударение всегда ставится на начальном слоге: v'i-a дорога.
3. В трехсложных или многосложных словах место ударения определяется количеством второго слога от конца (правило второго слога). В подобных случаях ударение ставится:
а) на втором слоге с конца, если этот слог долгий: for-t'ū-na -- судьба, ma-g'is-ter -- учитель;
б) на третьем слоге с конца, если второй слог краткий: p'o-pŭ-lus -- народ, r'a-tĭ-o -- разум.

ПРИЛОЖЕНИЕ: СЛОВАРЬ.

ancora

['аŋкора]

якорь

bestia

[б'эстиа]

зверь

Caesar

[Ц'эзар]

Цезарь

casa

[к'аза]

хижина

causa

[к'ауза]

причина

centum

[ц'ентум]

сто

circulus

[ц'иркулюс]

круг

clarus

[кл'ярус]

славный

coĕmo

[ко'эмо]

скупаю

coeptum

[ц'ёптум]

начинание

collega

[колл'ега]

товарищ

consuesco

[консв'эско]

привыкаю

cura

[к'ура]

забота

Cyclops

[Ц'иклопс]

Циклоп

deus

[д'эус]

бог

doctrina

[доктр'ина]

учение

femĭna

[ф'эмина]

женщина

fortūna

[форт'уна]

судьба

lectio

[л'екцио]

чтение

lingua

[л'иŋгва]

язык

lupus

[л'юпус]

волк

magister

[маг'истэр]

учитель

Miltiades

[Мильт'иадэс]

Мильтиад

patria

[п'атриа]

родина

philosophus

[фил'озофус]

философ

poēta

[по'эта]

поэт

popŭlus

[п'опулюс]

народ

pulcher

[п'ульхэр]

красивый

quinque

[кв'инквэ]

пять

ratio

[р'ацио]

разум

rhetor

[р'этор]

ритор

sanctus

[с'аŋктус]

священный

sanus

[с'анус]

здоровый

scientia

[сци'энциа]

знание

stare

[ст'арэ]

стоять

suadeo

[св'адэо]

советую

suavis

[св'авис]

приятный

suus

[с'уус]

свой

templum

[т'эмплюм]

храм

tenĕbrae

[т'энэбрэ]

мрак, тень

theatrum

[тэ'атрум]

театр

totus

весь,

целый

vesper

[в'эспэр]

вечер

via

[в'иа]

дорога

Урок 0. ФОНЕТИКА. Упражнения
Прочитайте, разбейте на слоги и поставьте ударение в словах:

Urbs, ars, arx, moles, haud, procul, cura, cera, quamquam, caelum, quidquid, unguis, ignis, quinque, unguentum, agricŏla, poena, aurōra, caelicŏla, aes, proelium, aura, auris, aurum, Juppĭter, os, ratio, Diogĕnes, amicitia, Themistŏcles, popŭlus, lūno, laevus, levis, dexter, oboedientia, Quintus, poēta, bacŭlus, Boeotia, audacia, Bacchus, Aristophănes, Belgae, beātus, Cicĕro, Atheniensis, Venus, Publius Ovidius Naso, Cato Major, laetitia, Gaius Julius Caesar, Tiberius Gracchus, pulchritūdo, ardesco, consuetūdo, assuefacĕre, bestia, consuesco, Carthāgo, Thebae, color, calor, Athēnae, causa, janua, Socrătes, civis, jambus, coeptum, Syracūsae, centum, Miltiădes, Sicilia, Aristīdes, Aristotĕles, Carthaginienses, Xenŏphon, Zeuxis, Demosthĕnes, thesaurus, caecus, Pyrrhus, Troja, pinguis, Pythagŏras, Tyrrhēnus, Xerxes, Thermopўlae, ornamentum, Italia, Graecia, Thracia, Thetis, Roma.

Факультатив. Важнейшие фонетические законы.

1. ЗАКОН РОТАЦИЗМА

Термин "ротацизм" происходит от названия греческой буквы ρ (rho).
Закон ротацизма состоит в том, что глухой звук s в положении между гласными становился звонким, а затем перешел в r. Этот переход завершился в IV в. до н.э. Примеры:
а) Существительные III склонения с основой на s меняют его в косвенных падежах на r, появившееся в результате действия закона ротацизма.
nom. sing. mos gen. sing. moris < *moses
nom. sing. genus gen. sing. genĕris < *geneses

б) Окончание infinitivus praes. act. было -se (сохранившееся в форме глагола esse). Окончание глаголов I - IV спряжений -re появилось в результате перехода интервокального s в r:
orna-re < *orna-se
audi-re < *audi-se

Примечание. Наличие в классической латыни слов интервокальным s объясняется несколькими причинами:
1. В период действия закона ротацизма некоторые слова сохраняли группу ss, которая впоследствии подвергалась упрощению ss < s: caussa > causa, cassus > casus.
2. В префиксальных или сложных словах вторая часть, начинающаяся с s, восстанавливалась по аналогии с простым словом: desilio < de+salio, faenisex < faenum (сено) + seco (кошу) сенокосец.
3. Некоторые слова были заимствованы из других языков в период, когда закон ротации уже не действовал. Например: basis, philosophia.

2. ЗАКОН РЕДУКЦИИ ГЛАСНОГО

Редукция -- от латинского глагола reduco, xi, ctum, 3 отводить, ослаблять.
1. Краткий гласный в серединном открытом слоге переходил в ĭ, кроме положения перед r, появившимся в результате действия закона ротацизма. Например:
а) confĭcio < *con+făcio
б) nom. sing. nomen gen. sing. nomĭnis < *nomĕnes; nom. sing. miles gen. sing. milĭtis < *milĕtes

2. Краткие согласные ă и ĭ перед r, возникшим в результате действия закона ротацизма, переходили в ĕ. Например:
а) reddĕre < *red+dăre; facĕre < *facĭse
б) nom. sing. cinis gen. sing. cinĕris < *cinĭses

3. В закрытом серединном и в закрытом конечном слоге ă переходило в ĕ. Например:
а) супин от глагола făcio -- factum, от глагола căpio -- captum, у префиксальных же глаголов conficio и concipio супины соотв. confectum и conceptum.
б) слово princeps < prim+căps (primus+capio)

4. В закрытом конечном слоге ŏ переходило в ŭ. Например:
а)
nom. sing. lupŭs < lupŏs
acc. sing. lupŭm < lupŏm
nom. sing. tempŭs < tempŏs
б) 3 л. мн. ч. praes. ind. act. legŭnt < legŏnt

5. В серединном открытом слоге дифтонг ae переходил в ī, дифтонг au переходил в ū. Например:
a) praes. caedo, perf. cecīdi < *ce-caedi
б) claudo, НО inclūdo < *in-claudo

3. СИНКОПА

Синкопа -- от греческого слова synkope (усечение).
Синкопой называют такую редукцию гласного, которая приводит в его полному исчезновению.
В латинском языке синкопе подвергались только краткие гласные в серединных и конечных слогах.
В отличие от редукции, приводящей к качественным изменениям гласного, ограниченной определенными хронологическими рамками и носившей регулярный характер, явление синкопы наблюдалось на всем протяжении истории латинского языка, но не представляло собой регулярного процесса. Так, например, в слове urbs, is f город произошла синкопа (urbs < *urbis), а слово orbis, is m круг сохранилось как несинкопированное.
1. В результате синкопы могли появляться новые морфологические типы, как, например, имена на -ĕr II склонения, формы мужского рода прилагательных III склонения 3-х окончаний, неравносложные имена III склонения с группой согласных в основе и др. Например:
а) puer < *puers < *pueros, где синкопе подверглось ŏ в окончании -ros; ager < *agr < *agrs < *agrŏs, где в результате синкопы гласного ŏ после согласного r стало слоговым, что привело затем к развитию огласовки ĕ, т.е. r > ĕr;
б) в форме мужского рода прилагательных III склонения типа acer, acris, acre: acĕr < *acrs < *acris. В результате этих изменений появился новый морфологический тип прилагательных III склонения 3-х окончаний, поскольку наряду с синкопированной формой acer, передающей значение мужского рода, сохранилась несинкопированная форма acris, закрепившаяся в значении женского рода;
в) pars < *partĭs, где синкопа гласного ĭ привела к образованию класса неравносложных слов с группой согласных в основе (III смешанное склонение).

2. В конечном открытом слоге краткий гласный ĭ в основах, оканчивающихся на -r, -l III склонения, мог отпадать (такое явление также называют апокопой, от греч. apokope отсечение): animal < *animalĭ; exemplar < *exemplarĭ.

3. Синкопа гласного в серединном слоге могла повлечь выпадение слога, что приводило к гаплологии (упрощению). Так, например, в перфектном активном ряду параллельно существуют формы: amavērunt и amārunt < amaverunt; amavissem и amassem < amavissem.

4. АССИМИЛЯЦИЯ

На стыке двух слогов может произойти столкновение двух согласных, различающихся по артикуляции (по способу образования, по действующему органу и по степени звонкости). Один из этих согласных может подвергнуться ассимиляции, т.е. уподобиться другому звуку.
Ассимиляция может быть полной или частичной, регрессивной или прогрессивной.
Полной называется такая ассимиляция, при которой звук уподобляется по способу образования, по действующему органу и по степени звонкости: irruo < *in+ruo врываться.
Частичной называется такая ассимиляция, при которой уподобление происходит по одному из признаков ассимиляции: lectus < *leg-tus, где смычной g утратил свою звонкость перед следующим глухим смычным t.
Регрессивной называется такая ассимиляция, при которой последующий звук уподобляет себе предшествующий:
a) переднеязычные d и t перед s полностью ассимилируются: possum < *pot-sum (potis+sum).
После долго гласного и в конце слова группа ss, возникшая в результате ассимиляции, упрощалась: d(t)+s > ss > s:
miles < *miless < *milets;
praes. divĭdo, perf. divīsi < *divissi < *dividsi;

б) звонкий переднеязычный d перед согласными c, g, p, f, t, r, l обычно полностью ассимилируется. Например: accelĕro < *ad+celĕro; aggredior < *ad+grădior; appĕto < *ad+pĕto; affĕro < *ad+fĕro; attrăho < *ad+trăho;

в) звонкие заднеязычный g и губной b перед глухими t и s оглушались (частичная ассимиляция). Например: rex < *reg-s; scripsi < *scrib-s-i;

Особенно часты случаи регрессивной ассимиляции, как полной, так и частичной, в префиксальных словах: loquor -- collŏquor < *con+loquor; capio -- accipio < *ad+căpio; mitto -- committo < *con+mitto; pono -- compōno < *con+pono;

Прогрессивной называют такую ассимиляцию, при которой предыдущий звук уподобляет себе последующий. Например: velle < *vel-se; ferre < *fer-se;
Прогрессивная ассимиляция встречается в латинском языке сравнительно редко.

Урок 1. Verbum. Основные глагольные формы. Praesens indicativi activi.

1. VERBUM (ГЛАГОЛ)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЯХ ГЛАГОЛА


Латинский глагол (verbum) имеет следующие грамматические категории: время (tempus), наклонение (modus), залог (genus), лицо (persōna) и число (numĕrus).

У латинского глагола:

1. Шесть времен.

1) praesens -- настоящее время
2) futūrum I (primum) -- будущее первое, соотв. русскому будущему длительному и недлительному;
3) futūrum II (secundum или exactum "законченное") -- будущее второе, указывающее на действие, предшествующее по времени будущему первому (futūrum I);
4) imperfectum -- имперфект, прошедшее время, имеющее значение длительности действия во времени, соотв. русскому прошедшему времени несовершенного вида или имеющее значение начала действия;
5) perfectum -- перфект, прошедшее время, имеющее значение действия, законченного во времени, и, в основном, соотв. русскому прошедшему времени совершенного вида;
6) plusquamperfectum -- плюсквамперфект, прошедшее время, действие которого закончилось к началу действия, обозначенного другим прошедшим временем.


2. Три наклонения.

1) indicatīvus -- изъявительное наклонение, индикатив;
2) conjunctīvus -- сослагательное наклонение, конъюктив;
3) imperatīvus -- повелительное наклонение, императив.


3. Два залога.

1) actīvum -- действительный, активный залог;
2) passīvum -- страдательный, пассивный залог.


4. Два числа.

1) singulāris -- ед. ч.;
2) plurālis -- мн. ч.


5. В каждом числе различаются три лица.

persōna prima -- 1-е лицо
persōna secunda -- 2-е лицо
persōna teria -- 3-е лицо


Кроме личных форм (verbum finītum) у латинского глагола есть неличные формы (verbum infinītum): инфинитив (infinitīvus), причастие (participium), отглагольные имена (supīnum, gerundium, gerundīvum).

2. ОСНОВНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Все личные формы (verbum finītum) и неличные глагольные формы (verbum infinītum) образуются от трех основ:

1). основы инфекта (от слова infectus "незаконченный");
2). основы перфекта (от слова perfectus "законченный");
3). основы супина.

Эти основы определяются по четырем основным глагольным формам, которые приводятся в словарях:
1. Praesens indicatīvi actīvi (persōna prima singulāris) -- настоящее время изъявительного наклонения действительного залога (1-е лицо ед. ч.), например: orno.
2. Perfectum indicatīvi actīvi (persōna prima singulāris) -- прошедшее законченное время изъявительного наклонения действительного залога (1-е лицо ед. числа), например: ornāvi.
3. Supīnum -- супин, например: ornātum.
4. Infinitīvus praesentis actīvi -- инфинитив настоящего времени действительного залога, например: ornāre украшать.

Первая форма (praesens) и последняя (infinitīvus) имеют одну основу, называемую основой инфекта. В ряду основных глагольных форм приводятся обе эти потому, что не всегда по одной из них в отдельности можно отнести глагол к определенному типу спряжения и, только зная обе эти формы, можно правильно определить спряжение глагола.
От основы инфекта образуются личные и неличные формы глагола действительного и страдательного залога, выражающие действие незаконченное во времени.

Вторая основа -- основа перфекта. Она определяется по форме 1-го лица перфекта, если от нее отбросить личное окончание -i:

1-е лицо sing. perf. ind. activi: ornāvi
основа перфекта: ornāv-


От основы перфекта образуются все личные и неличные глагольные формы только действительного залога, выражающие действие, законченное во времени.

Супин -- это отглагольное имя существительное с основой на -ŭ, застывшее в форме винительного падежа. Супин употребляется для выражения цели при глаголах движения: Venio ornātum. -- Я прихожу украшать (Я прихожу, чтобы украсить). На русский язык супин переводится инфинитивом или придаточным предложением цели с союзом "чтобы". (Супин был в старославянском и древнерусском языках).
Основа супина определяется по форме супина, если от нее отбросить окончание -um:

supinum: ornātum
основа супина: ornāt-


От основы супина образуется причастие прошедшего времени страдательного залога (participium perfecti passivi), входящее в состав времен и форм перфектного пассивного ряда.
Все времена и формы (кроме причастий), образованные от основы супина, аналитические (описательные).

ГЛАГОЛЫ I - IV СПРЯЖЕНИЙ


По окончанию основы инфекта все глаголы делятся на четыре правильных спряжения (conjugatio). Основа инфекта оканчивается:

в I спряжении на -ā
в II спряжении на -ē
в III спряжении на согласный или -ŭ
в IV спряжении на -ī


Основу инфекта можно узнать по форме инфинитива, если у нее отбросить окончание -re у глаголов I, II и IV спряжения и окончание -ĕre у глаголов III спряжения:
I спр. ornāre украшать: ornā-
II спр. docēre обучать: docē-
III спр. tegĕre покрывать, statuĕre устанавливать: teg-, statŭ-
IV спр. audīre слушать: audī-

ГЛАГОЛЫ I СПРЯЖЕНИЯ


Почти все глаголы I спряжения образуют основные глагольные формы по типу глагола orno, oranāvi, ornātum, ornāre украшать, т.е. имеют перфект на -āvi, супин на -ātum, инфинитив на -āre. Вот почему в учебных словарях (для краткости) глаголы I спряжения приводятся так: orno 1 украшать; amo 1 любить, но заучивать их следует во всех формах:

orno, oranāvi, ornātum, ornāre украшать
amo, amāvi, amātum, amāre любить

ГЛАГОЛЫ II СПРЯЖЕНИЯ


Основные формы глаголов II спряжения не имеют такой регулярности в образовании, какую имеют глаголы I спряжения, поэтому всякий раз нужно справляться в словаре, выписывать и заучивать из, например:

doceo, docui, doctum, docēre обучать
deleo, delēvi, delētum, delēre разрушать

Вместо окончания инфинитива в словаре может указываться номер спряжения:

deleo, delēvi, delētum 2 разрушать

Наиболее распотраненным типом образования основных форм глаголов II спряжения является тип taceo, tacui, tacĭtum, tacēre (2) молчать, где перфект оканчивается на -ui, а супин на -ĭtum, например:

habeo, habui, habĭtum, habēre (2) иметь

Иногда у глаголов II спряжения не бывает супина, например:

studeo, studui, --, studēre (2) стремиться, стараться, заниматься
timeo, timui, --, timēre (2) бояться

ГЛАГОЛЫ III СПРЯЖЕНИЯ


III спряжение отличается разнообразием типов образования основных глагольных форм. Поэтому, подобно II спряжению, все глаголы III спряжения следует проверять по словарю, выписывать их и заучивать:

tego, texi, tectum, tegĕre (3) покрывать
dico, dixi, dictum, dicĕre (3) говорить
vinco, vici, victum, vincĕre (3) побеждать и др.

Так как инфинитив глаголов III спряжения оканчивается на -ĕre, где первый звук ĕ краткий, то ударение в этой форме приходится на третий слог от конца: t'egĕre, stat'uĕre. (Ср. с инфинитивом II спряжения, где в основе звук ē долгий и ударение падает на второй слог от конца: doc'ēre.)

ГЛАГОЛЫ IV СПРЯЖЕНИЯ


Подобно глаголам I спряжения глаголы IV спряжения в большинстве случаев образуют основные глагольные формы регулярно по типу глагола audio, audīvi, audītum, audīre (4) слушать, т.е. имеют перфект на -īvi, супин на -ītum, инфинитив на -īre. Поэтому в учебных словарях они приводятся в форме 1 лица ед. ч. praes. ind. act. с указанием номера спряжения, например audio 4 слушать, но заучивать их следует во всех формах:

audio, audīvi, audītum, audīre (4) слушать

3. PRAESENS INDICATĪVI ACTĪVI

(НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ АКТИВНОГО ЗАЛОГА)


Praesens indicatīvi actīvi глаголов всех правильных спряжений образуется синтетически, т.е. путем присоединения личных окончаний активного залога в основе инфекта:
а) непосредственно к основе инфекта глаголов I, II, IV спряжений во всех лицах обоих чисел, кроме 3-го лица мн. числа глаголов IV спряжения, где между основой и окончанием вставляется тематический (соединительный) гласный -u-;

б) с помощью тематического (соединительного) гласного -ĭ- у глаголов III спряжения, за исключением 1 лица ед. числа, где тематического гласного нет, и 3-го лица мн. числа, где тематический гласный -u- как у глаголов IV спряжения.
Тематическим гласным называется такой звук, который, выполняя функции также и соединительного гласного, вставляется между корнем и окончанием и служит признаком определенных формообразований. Тематические гласные ĭ и ŭ восходят к индоевропейским ĕ/ŏ. В результате редукции ĕ > ĭ (teg-ĭ-tis < *teg-ĕ-tis), ŏ > ŭ перед n (teg-ŭ-nt < *teg-ŏ-nt)

Число

Лицо

I спряжение
ornāre

II спряжение
docēre

singulāris

1.

orno* я украшаю

doce-o я обучаю

2.

orna-s ты украшаешь

doce-s ты обучаешь

3.

orna-t он украшает

doce-t он обучает

plurālis

1.

ornā-mus мы украшаем

docē-mus мы обучаем

2.

ornā-tis вы украшаете

docē-tis вы обучаете

3.

orna-nt они украшают

doce-nt они обучают

* orno < orna-o

Число

Лицо

III спряжение
tegĕre

IV спряжение
audīre

singulāris

1.

teg-o я покрываю

audi-o я слушаю

2.

teg-i-s ты покрываешь

audi-s ты слушаешь

3.

teg-i-t он покрывает

audi-t он слушает

plurālis

1.

teg-ĭ-mus мы покрываем

audī-mus мы слушаем

2.

teg-ĭ-tis вы покрываете

audī-tis вы слушаете

3.

teg-u-nt они покрывают

audī-u-nt они слушают


Примечание: Личные местоимения в именительном падеже обычно не употребляются, так как четко дифференцированные личные окончания ясно выражают лицо и число латинского глагола. Таким образом, orno нужно переводить "я украшаю", а не просто "украшаю", ornat -- "он (она) украшает", ducunt -- "они ведут" и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ: ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

ăgo, ēgi, actum, ĕre (3) делать
audio, īvi, ītum, īre (4) слушать, слышать
bene хорошо
clamo, āvi, ātum, āre (1) кричать
debeo, debui, debĭtum, ēre (2) быть должным, обязанным
dico, dixi, dictum, ĕre (3) говорить
disco, didĭci, --, ĕre (3) учиться
doceo, docui, doctum, ēre (2) учить, обучать
dormio, īvi, ītum, īre (4) спать
labōro, āvi, ātum, āre (1) работать, трудиться
lĕgo, lēgi, lectum, ĕre (3) читать
male плохо
mitto, misi, missum, ĕre (3) посылать
narro, āvi, ātum, āre (1) рассказывать
non solum ... sed etiam ... не только... но и ...
saepe часто
scribo, scripsi, scriptum, ĕre (3) писать
semper всегда
taceo, tacui, tacĭtum, ēre (2) молчать
vĕnio, vēnio, ventum, īre (4) приходить

Урок 1

ТЕКСТ

  1. Narramus. - Мы рассказываем.
  2. Audimus. - Мы слушаем.
  3. Semper bene laboras. - Ты всегда хорошо работаешь.
  4. Semper bene laborare debes. - Ты должен всегда работать хорошо.
  5. Noctu dormimus. - Мы спим ночью.
  6. Fortifer pugnat. - Он храбро сражается.
  7. Bene legit sed male scribit. - Он хорошо читает, но плохо пишет.
  8. Bene legere debetis. - Вы должны хорошо читать.
  9. Latine multum legunt et scribunt. - Они на латыни много читают и пишут.
  10. Quid agunt? Latine legunt et scribunt. - Что они делают? Они читают и пишут на латыни.
  11. Quid agitis? Latine legimus et scribimus .- Что вы делаете? На латыни читаем и пишем.
  12. Quid agit? Venit dormitum. - Что он делает? Он идет спать.
  13. Bene discere debetis. - Вы должны хорошо учиться.
  14. Quid dicis? - Что ты говоришь?
  15. Quis legit? - Кто читает?
  16. Quo vadis? - Куда ты идешь?
  17. Saepe taces. - Ты часто молчишь.
  18. Tacere non debes. - Ты не должен молчать.
  19. Quis venit? - Кто идет?
  20. Saepe Latine scribimus et legimus. - Мы часто пишем и читаем на латыни.
  21. Bene Latine discunt. - Они хорошо учат латинский.
  22. Dum spiro, spero. - Пока дышу, надеюсь.
  23. Veniunt spectatum. - Они идут смотреть [зрелища].
  24. Dum docemus, discimus. - Пока учим, учимся.
  25. Cum tacent, clamant. (Cicero) - Когда они молчат, [они] кричат (Цицерон)
  26. Quid narras? - Что ты рассказываешь?
  27. Libenter audiunt. - Они охотно [свободно] слушают.
  28. Latine non solum bene legitis, sed etiam non male scribitis et dicitis. - Вы не только хорошо читаете на латинском, но и неплохо пишете и говорите.

ЗАДАНИЕ

2. Определите тип спряжения и грамматические формы, переведите:

  • dormiunt - они спят
  • mittit - он посылает
  • scribitis - вы пишете
  • tacet - он молчит
  • clamamus - мы кричим
  • laboras - ты работаешь
  • agunt - они действуют
  • laborare debent - они обязаны работать

3. Переведите с русского языка на латинский:

  1. Ты хорошо читаешь. - Bene legis.
  2. Вы всегда должны хорошо учиться. - Sempter bene discere debetis.
  3. Они храбро сражаются. - Fortifer pugnant.
  4. Кто рассказывает? - Quis narrat?
  5. Куда они идут? - Quo veniunt?
  6. Что ты делаешь? - Quid agis?
  7. Я иду спать. - Venio dormitum.
  8. Вы не должны плохо читать. - Male legere non debetis.
  9. Они не только хорошо читают, но и пишут по-латыни. - Latine non solum bene legunt, sed etiam scribunt.

Урок 2. NOMEN SUBSTANTIVUM; I СКЛОНЕНИЕ; ПРЕДЛОГИ; PRAES. IND. ESSE; СИНТАКСИС

NOMEN SUBSTANTIVUM (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЯХ ИМЕНИ


Имена существительные, прилагательные и местоимения имеют в латинском языке грамматические категории рода (genus), числа (numerus) и падежа (casus).
В латинском языке существует:

1. Три рода .
masculīnum (m ) -- мужской род
feminīnum (f ) -- женский род
neutrum (n ) -- средний род

2. Два числа .
singulāris -- единственное число
plurālis -- множественное число

3. Систему латинского склонения образуют шесть падежей .
nominatīvus -- именительный
genitīvus -- родительный
datīvus -- дательный
accusatīvus -- винительный
ablatīvus -- аблатив (отложительный)
vocatīvus -- звательный

Латинский аблатив объединил значения трех некогда самостоятельных индоевропейских падежей: инструментального или творительного instrumentālis , обозначавшего орудие или средство действия; местного locatīvus , обозначавшего место действия; отложительного, удалительного ablatīvus , обозначавшего предмет или лицо, от которого что-либо удаляется, отделяется. Свое название ablatīvus получил от этой последней функции. Латинский ablatīvus соотносится с русским творительным падежом, но сохраняет значение места и удаления.

ПЯТЬ СКЛОНЕНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


В зависимости от окончания исторической основы латинские существительные делятся на пять склонений (declinatio):
I склонение -- основа на -a
II склонение -- основа на -ŏ/-ĕ
III склонение -- основа на согласный звук или
IV склонение -- основа на
V склонение -- основа на

Поскольку историческую основу зачастую трудно выделить из-за слияния ее гласного звука с окончанием, принадлежность слова к тому или иному склонению практически определяется по окончанию род. падежа ед. числа (genetīvus singulāris )

Окончания gen. sing. I - V склонений

Склонение

I

II

III

IV

V

Окончание

-ae

-ĭs

-ūs

-ei


В словарях всегда рядом с именительным падежом приводится окончание или полная форма родительного падежа (gen. sing.):

terra, ae f земля, страна
lupus, ī m волк
avis, ĭs f птица
casŭs, ūs m случай; падеж
res, rĕi f вещь; дело


N.B. Заучивая существительные, следует обязательно запоминать их в двух формах -- именительного и родительного падежей, например: terra , terrae , femininum земля, страна

Если от формы gen. sing. отбросить окончание, то мы получим основу, которую будем называть практической . Так, например, у существительного I склонения terra (gen. sing. terrae ) практическая основа terr- , историческая же -- terra- . В дальнейшем историческую основу мы будем называть просто "основой".

I СКЛОНЕНИЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ


К I склонению относятся имена существительные с основой на -a . В nom. sing. все существительные I склонения оканчиваются на , например: aquă вода , terră земля .
Практическим признаком I склонения является окончание gen. sing. -ae : nom. sing. aqua , gen. sing. aquae .
Большинство существительных I склонения -- женского рода . (Ср. в русском языке склонение существительных типа вода , земля , трава ; все они женского рода). Но слова, обозначающие лиц мужского пола, в том числе и имена собственные -- мужского рода: agricŏla, ae m земледелец , nauta, ae m моряк , incŏla, ae m житель , Catilīna, ae m Катилина . (Ср. в русском языке слова дедушка , воевода , староста , Фома . Как и в латинском языке, в данном случае грамматический род подчиняется естественному).

aqua, ae f вода

Падеж

Singularis

Pluralis

N.

aquă

aquae

G.

aquae

aquārum

D.

aquae

aquis

Acc.

aquam

aquas

Abl.

aquā

aquis

V.

aquă

aquae

1. Nom. и voc. ед. и мн. числа имен I склонения совпадают.
2. Abl. sing. оканчивается на долгий гласный основы
3. Dat. и abl. pl. совпадают. Это сопадение является особенностью всех склонений .


Так же, как и существительные с основой на -a , склоняются прилагательные женского рода, например: magnă большая -- terra magna большая земля :

Падеж

Singularis

Pluralis

N., V.

terră magnă

terrae magnae

G.

terrae magnae

terrārum magnārum

D.

terrae magnae

terris magnis

Acc.

terram magnam

terras magnas

Abl.

terrā magnā

terris magnis


Точно так же склоняются притяжательные местоимения женского рода: mea моя, tua твоя , nostra наша , vestra ваша и возвратно-притяжательное местоимение женского рода sua своя *:

nom. sing. nostra terra magna наша великая страна
gen. sing. nostrae terrae magnae нашей великой стране и т.д.


* Возвратно-притяжательное местоимение в латинском языке (как и во французском, немецком, английском, итальянском и др. языках, но в отличие от русского) употребляется только по отношению к подлежащему 3-го лица. В русском языке местоимение "свой" применяется независимо от лица подлежащего. Латинские притяжательные местоимения меняют свою форму в соотв. с лицом и числом глагола:
epistŏlam meam mitto -- я посылаю свое письмо
epistŏlam tuam mittis -- ты посылаешь свое письмо
epistŏlam suam mittit -- он (она) посылает свое письмо
epistŏlam nostram mittĭmus -- мы посылаеи свое письмо
epistŏlam vestram mittĭtis -- вы посылаете свое письмо
epistŏlam suam mittunt -- она посылают свое письмо

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ I СКЛОНЕНИЯ


Существительные I склонения образуются как от глагольных, так и от именных основ.

1. Именные основы .
От основы прилагательных с помощью суффиксов -ia, -itia образуются существительные со значением свойства, качества или состояния :

avārus, a, um скупой; avar-itia, ae f скупость
justus, a, um справедливый; just-itia, ae f справедливость
miser, ĕra, ĕrum несчастный; miser-ia, ae f нищета; несчастье


2. Глагольные основы .
a) От основы инфекта с суффиксами -(e)ntia , -(a)ntia образуются существительные со значением качества или состояния :

scire знать; sci-entia, ae f знание
ignorāre не знать; ingor-antia, ae f незнание, невежество


б) От основы супина с помощью суффиксов -(t)ura, -(s)ura образуются существительные со значением результата действия :

colo, colui, cultum 3 обрабатывать; cul-tūra, ae f обработка
pingo, pinxi, pictum 3 рисовать; pic-tūra, ae f картина


Все эти типы словообразования в I склонении продуктивны.

ПРЕДЛОГИ

Предлоги по происхождению -- наречия, лексически уточняющие основное значение падежной формы. Так, например, основное значение аблатива -- удаление, отдаление -- лексически может уточняться предлогами ex, ab : ex horto из сада , ab horto от сада и др.
Как наречия, предлоги первоначально не имели закрепленного места в предложении. От этого в латинском языке сохранились некоторые следы, например, употребление предлога между определением и определяемым словом: magna cum virtute с большой доблестью , qua de causa по какой причине, почему и др.
Некоторые слова и в классическом латинском языке употребляются и как наречия и как предлоги, например, ante, post, contra и др.: ante volat летит впереди , где ante -- наречие, ante lucem перед рассветом , где ante -- предлог, употр. с вин. падежом.
Предлоги -- развивающаяся часть речи, постоянно пополняющаяся за счет других частей речи, например, существительных, застывших в каком-либо падеже; например в abl.: causa -- по причине , gratia -- благодаря, ради . Предлоги causa, gratia употребляются с родительным падежом и постпозитивно: belli causa из-за войны .
В латинском языке предлоги сочетаются или с винительным падежом или с аблативом. И только два предлога (in и sub ) сочетаются и с тем, и с другим падежом.
1. Наиболее употребительные предлоги с винительным падежом :

ad к, при
ante до, перед
apud у, возле
contra против, вопреки
ob по причине
per через
post после
praeter кроме
propter из-за, вследствие, по причине
trans через


2. Наиболее употребительные предлоги с аблативом :

a (ab) от
cum с (совместность )
de с, со (отделение ); о, об; согласно, по
e (ex) из
prae впереди, перед; из-за
pro за, в защиту; вместо
sine без


3. Предлоги с двумя падежами :

in в, на -- "куда?" + acc.; "где?" + abl.
sub под -- "куда?" + acc.; "где?" + abl.


Примечания:
1. Предлоги a и e перед словами, начинающимися с гласного звука, принимают форум ab и ex .
2. Запомните предлоги с аблативом и с двумя падежами (in , sub ). Большинство предлогов в латинском языке сочетаются с винительным падежом. Эти предлоги вы встретите в последующих уроках.

PRAESENS INDICATIVI ГЛАГОЛА ESSE

Глагол esse быть образует основные глагольные форы от разных основ подобно русск. есть-был; нем. sein, war, gewesen; англ. to be, was и другим индоевропейским языкам. Такое явление называется супплетивизмом (от латинского слова suppletīvus дополнительный ). Кроме того, при спряжении глагола esse в praesens ind. наблюдается чередование основ s /es . (Ср. русск. 3-е лицо ед. числа - "есть", 3-е лицо мн. числа - "суть"; нем. 3-е лицо ед. числа - ist, 3-е лицо мн. числа sind и т.п.)

Лицо

Singularis

Pluralis

1.

sum * я есть

sumus мы есть

2.

es ты есть

estis вы есть

3.

est он(а) есть

sunt они есть (суть)

* В спряжении глагола esse перед носовыми звуками m и n сохранился тематический гласный ŭ .

В русском языке глагол быть в настоящем времени утратил спряжение, т.е. по лицам и числам не различается. В древнерусском языке глагол быть спрягался:

Ед. число: 1. есмь ; 2. еси ; 3. есть ;
Мн. число: 1. есмъ ; 2. есте ; 3. суть (соуть) .

DATĪVUS COMMŎDI (INCOMMŎDI)

Дательный падеж может обозначать лицо или предмет, в интересах которых (или в ущерб которым) совершается действие. Такой дательный падеж называется datīvus commŏdi (incommŏdi) (дательный интереса) и переводится на русский язык родительным падежом с предлогами ради, для :

Non scholae, sed vitae discĭmus. -- Мы учимся не для школы, а для жизни.

ABLATĪVUS MODI

Аблатив может выражать образ или способ протекания действия. В этой функции аблатив имени употребляется обычно с определением без предлога или с предлогом cum , который часто ставится между определением и определяемым словом. Такой аблатив называется ablatīvus modi (аблатив образа действия):

magnā curā
cum magnā curā
magnā cum curā

\
}
/

очень заботливо, тщательно
(букв.: с большой заботой)

СИНТАКСИС ПРОСТОГО РАСПОСТРАНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Порядок слов в латинском языке классического периода -- относительно закрепленный:

а) подлежащее обычно ставится на первом месте;
б) сказуемое обычно ставится на последнем месте. Если сказуемое стоит на первом месте в предложении, то с точки зрения латинского языка это инверсия, и, значит, на сказуемом лежит особое логическое ударение;
в) прямое дополнение выражается только вин. падежом без предлога и ставится чаще всего перед сказуемым или ближе к сказуемому;
г) согласованное определение ставится преимущественно после определяемого слова.

2. Глагол esse в значении связки обычно не опускается, за исключением пословиц, поговорок, сентенций, где он может и опускаться.
3. Именная часть составного сказуемого ставится в именительном падеже, согласуясь с подлежащим предложения.
4. Отрицание при глаголах не изменяет глагольного управления и не меняет конструкции предложения.
5. В латинском отрицательном предложении может быть только одно отрицание (в том числе отрицательные слова -- местоимения, наречия). Если в предложении есть два отрицании, то всё высказывание приобретает подчеркнуто положительный смысл.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

agricŏla, ae m земледелец
agricultūra, ae f земледелие
amicitia, ae f дружба
amo 1 любить
bestia, ae f животное, зверь
cito быстро, скоро
colo, colui, cultum 3 обрабатывать, ухаживать; почитать
cura, ae f забота, старание
epistŏla, ae f письмо
fortūna, ae f судьба, участь; счастье
incŏla, ae m житель
natūra, ae f природа
patria, ae f отечество, родина
quia так как, потому что
scientia, ae f знание; наука
silva, ae f лес
studeo, studui, -- 2 (+dat.) стремиться, стараться; (усердно) заниматься
sum, fui, --, esse быть
tabŭla, ae f доска; картина
terra, ae f земля; страна
victoria, ae f победа
vita, ae f жизнь

Урок 2

ТЕКСТ

  1. Amicitia vitam ornat — Дружба украшает жизнь
  2. Malaherba cito crescit — Дурная трава быстро растет
  3. Aqiula non captat muscas — Орел не ловит мух
  4. Epistola non erubescit — Послание не краснеет (== бумага все стерпит)
  5. Aquilam volare docet — Учить орла летать
  6. Fortuna caeca est — Судьба слепа
  7. Amat victoria curam — Победа любит старательных (использовано лексическое ударение)
  8. Experientia docet — Практика учит
  9. Nemo patriam suam amat, quia magna, sed quia sua est — Никто не любит свою родину за то, что верликолепна; но за то, что — своя
  10. Aurora Musis arnica — Заря - подруга муз
  11. Persona grata — Желательная персона
  12. Terra incognita — Неизведанная земля
  13. Tabula rasa — Чистая доска
  14. Non scholae, sed vitae discimus — Не для школы учатся, а для жизни

DE TERRIS EUROPAE

Земли Европы

In Europa multae terrae sunt: Italia. Graecia. Germania, Britannia multaeque aliae terrae Europae. В Европе множество земель: Италия, Греция, Германия, Британия и многие другие страны Европы.

Varia est natura terrarum Europae. Природа Европы разнообразна.

Nonnullae terrae in planitiis Europae, nonnullae, ut Britannia, in insulis sitae sunt. Некоторые государства находятся на равнинах Европы, другие, как Британия, расположены на островах.

Forma Britanniae insulae triquetra est. Форма острова Британии треугольна.

Incolae nonnullarum terrarum Europae agriculturae student. Жители для обработки некоторых территорий Европы занимаются земледелием.

Agricolae terram magna cum cura colunt et incolas terrarum alunt. Земледельцы очень тщательно обрабатывают и кормят жителей земель.

Rossia est patria nostra. Россия - наше отечество.

Patria nostra partimin Europa, pariim in Asia sita est. Наша родина расположена частично в Европе, частично - в Азии.

Patria nostra est terra magna et pulchra. Просторы родины величественны и прекрасны.

Terra nostra silvis abundat. Наша земля изобилует лесами.

In silvis multae et ferae bestiae sunt. В лесах множество животных.

1. Просклоняйте:

terra pulchra

epistola mea

nostra victoria magna

N

terra pulchra

terrae pulchrae

epistola mea

epistolae meae

nostra victoria magna

nostrae victoriae magnae

G

terrae pulchrae

terrarum pulchrarum

epistolae meae

epistolarum mearum

nostrae victoriae magnae

nostrarum victoriarum magnarum

D

terrae pulchrae

terris pulchris

epistolae meae

epistolis meis

nostrae victoriae magnae

nostris victoriis magnis

Acc

terram pulchram

terras pulchras

epistolam meam

epistolas meas

nostram victoriam magnam

nostras victorias magnas

Abl

terra pulchra

terris pulchris

epistola mea

epistolis meis

nostra victoria magna

nostris victoriis magnis

V

terra pulchra

terrae pulchrae

epistola mea

epistolae meae

nostra victoria magna

nostrae victoriae magnae

2. Определите основу спряжения, лицо и число глаголов и переведите:

  • amas — ты любишь
  • video — я вижу
  • estis — вы существуете
  • docent — они обучают
  • amatis — вы любите
  • sperant — они надеются
  • erubescis — ты краснеешь
  • discitis — вы учитесь
  • volant — они летят
  • colo — я обрабатываю
  • venimus — мы приходим
  • colitis — вы обрабатываете
  • speramus — мы надеемся
  • supero — я превосхожу
  • es — [ты] есть
  • alitis — вы кормитесь
  • ornamus — мы украшаем
  • superas — ты превосходишь
  • abundat — он изобилует
  • studes — ты стараешься

3. Определите падежные формы и замените единственное число на множественное и наоборот.

  • in terra nostra — in terris nostris
  • bestia fera — bestiae ferae
  • vides silvam magnam — videtis silvas magnas
  • insulae nostrae (3 формы) — G.: insularum nostrarum; D.: insulis nostris; V.: insula nostra

4. Определите, к каким латинским словам восходят следующие слова:

по словарю и так видно...

5. Переведите с русского языка на латинский:

  1. Он любит свою родину — Patriam suam amat.
  2. Мы любим свою родину — Patriam nostram amamus.
  3. В лесах нашей родины много разных зверей (=многие звери) — In silvis patriae nostrae multae bestiae sunt.
  4. Мы посылаем письма на родину — Epistolas in patria mittimus.
  5. Жители нашей страны занимаются земледелием — Patriae nostrae incolae agriculturae student.
  6. Ты должен хорошо работать — Bene laborare debes.

Урок 3. II СКЛОНЕНИЕ; ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ I - II СКЛОНЕНИЯ; PRONOMINA POSSESIVA; PARTICIPIUM PERF. PASS.

II СКЛОНЕНИЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ II СКЛОНЕНИЯ


Ко II склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода с основой на ŏ /ě . Gen. sing. всех имен II склонения оканчивается на .
В nom. sing. существительные мужского рода оканчиваются на -ŭs и -ĕr , а существительные среднего рода на -ŭm :

amīcŭs, amīcī m друг
puĕr, puĕrī m мальчик
agĕr, agrī m поле
exemplŭm, exemplī n пример

Склонение существительных мужского рода

Падеж

Sing.

Pl.

Sing.

Pl.

Sing.

Pl.

N.

amīcŭs

amīcī

puĕr

puĕrī

agĕr

agrī

G.

amīcī

amīcōrum

puĕrī

puĕrōrum

agrī

agrōrum

D.

amīcō

amīcīs

puĕrō

puĕrīs

agrō

agrīs

Acc.

amīcŭm

amīcōs

puĕrŭm

puĕrōs

agrŭm

agrōs

Abl.

amīcō

amīcīs

puĕrō

puĕrīs

agrō

agrīs

V.

amīcĕ

amīcī

puĕr

puĕrī

agĕr

agrī


Ко II склонению относится существительное мужского рода vir, i m мужчина, муж :

N.,V.

Sing.

vir

Pl.

virī

G.

virī

virōrum

D.,Abl.

virō

virīs

Acc.

virŭm

virōs


Примечание: Названия стран, городов, островов и деревьев II склонения на -ŭsЖЕНСКОГО РОДА . Например: Aegyptus, i f Египет ; Corinthus, i f Коринф ; Rhodus, i f Родос ; laurus, i f лавр .

Склонение существительных среднего рода

Падеж

Singulāris

Plurālis

N., V.

exemplŭm

exemplă

G.

exemplī

exemplōrum

D.

exemplō

exemplīs

Acc.

exemplŭm

exemplă

Abl.

exemplō

exemplīs


1. Только в словах мужского рода на -ŭs (типа amicus) vocativus sing. имеет форму, отличающуюся от nom. sing. : amice . Именно в этом падеже проявляется чередующийся с ŏ звук основы ĕ . Ср. в русском языке архаичные формы звательного падежа старче , отче , боже и т.п.
2. У имен II склонения гласный основы ŏ в конечном закрытом слоге редуцировался в ŭ : nom. sing. lupŭs < lupŏs, acc. sing. lupŭm < lupŏm, nom.-acc. sing среднего рода exemplŭm < exemplŏm.
3. Abl. sing. оканчивается на долгий гласный основы .
4. Dat. и abl. sing. имен II склонения совпадают.
5. Dat. и abl. pl. , как известно, всегда совпадают; как и у имен I склонения они заканчиваются на -is .
6. В словах puer мальчик , vesper вечер и некоторых других звук ĕ принадлежит основе и сохраняется во всех падежах (ср. русское ветер — ветра ).
7. Nom. и acc. sing. и pl. среднего рода (существительных, прилагательных, причастий и местоимений) всегда совпадают. Nom. и acc. pl. среднего рода всегда оканчиваются на (ср. в русском языке: ед. число им. и вин. п. — окно , мн. число им. и вин. п. — окна ).

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ II СКЛОНЕНИЯ


Большинство имен II склонения образуется от глагольных основ.
1. От основы инфекта:

а) с помощью суффикса -mentum образуются существительные среднего рода со значением орудия действия или результата действия :
instruĕre устраиватьinstrumentum, i n орудие
ornāre украшатьornamentum, i n украшение
arguĕre доказыватьargumentum, i n доказательство

б) (усеченной) с помощью суффикса -ium образуются существительные среднего рода со значением действия, состояния :
studēre стремиться; заниматьсяstudium, ii n стремление; занятие
gaudēre радоватьсяgaudium, ii n радость


2. От основые супина с помощью суффикса -(t)orium, -(s)orium образуются существительные со значением места действия :

audīre слушатьauditorium, ii n аудитория, класс
observāre наблюдатьobservatorium, ii n обсерватория


3. От именных основ (существительного):

а) с помощью суффикса -arius образуются существительные мужского рода, обозначающие профессию или занятие :
taberna, ae f лавкаtabernarius, ii m лавочник
sica, ae f кинжалsicarius, ii m убийца
argentum, i n серебро; деньгиargentarius, ii m меняла

б) с помощью суффикса -arium образуются имена существительные среднего рода, обозначающие вместилище чего-либо : tabŭla, ae f дощечка; записьtabularium, ii n архив
aes, aeris