Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 33
Для использования графических возможностей Турбо Паскаля необходимо в блоке описания uses подключить графический модуль Graph
. Модуль содержит набор графических функций и процедур, основные из которых рассмотрены ниже. Arc (x,y: integer; St,En,R: word);
{рисование дуги, где x,y
- коорд. центра дуги, R
- радиус, St, En
- нач. и конечный углы. } ClearDevice
; {очистка экрана} Circle (x,y: integer; R: word);
{окружность радиуса R
cцентром в точке (x,y)
} CloseGraph
; {закрытие графики} InitGraph (gd,gm: integer; Path: string);
{инициализация графики, где gd
- графический драйвер, gm
- графический режим, Path
- путь размещения файла с расширением. bgi
. } Line (x1,y1,x2,y2: integer);
{рисование линии, проходящей через две точки: с координатами (x1,y1) и (x2,y2)
} LineRel (dx,dy: integer);
{рисование линии: dx, dy
- приращения координат к координатам текущей позиции курсора} LineTo (x,y: integer);
{рисование линии, проходящую через текущую позицию курсора и точку с координатами (x,y
) } Moveto (x,y: integer);
{задание координат текущей точки} OutText (T: string);
{вывод текста в текущую точку} OutTextXY (x,y: integer; T: string);
{вывод текста в точку с координатами х, у
} Rectangle (x1,y1,x2,y2: integer);
{рисование прямоугольника: (x1,y1) и (x2,y2) -
координаты противоположных вершин} PutPixel (x,y: integer; c: word);
{выводит точку с координатами (х, у)
цветом с
} GetMaxX
- определяет максимальный размер экрана по оси x. GetMaxY
- определяет максимальный размер экрана по оси y. GetX
- координата текущей позиции курсора по оси x. GetY
- координата текущей позиции курсора по оси y. Машинные координаты.
Начало машинной системы координат, направление осей, а также максимальные значения координат монитора показаны на рисунке На рисунке приведена также машинная (xm
, ym
) и физическая (x,y) системы координат. Для изображения на экране точки с физическими координатами (x,y) необходимо определить ее машинные координаты (xm
, ym
). Расчетные формулы имеют следующий вид (попробуйте самостоятельно получить эти формулы): xm
=x0
+x*Mx,
ym
=y0
-y*My
, где Mx
, My
-масштабы соответственно по осям x и y, которые показывают число пикселей в одной физической единице, x, y - физические координаты точки, xm
, ym
- машинные координаты точки, x0
, y0
- машинные координаты начала физической системы координат. Пример.
Нарисовать через весь экран горизонтальную и вертикальную линии, пересекающиеся в центре монитора. Этапы разработки программы сведены в таблицу. Таблица Изобразим вид экрана с указанием координат
требуемых линий
3. Program P5;
Uses graph; {
подключение граф. модуля} Var gd,gm: integer;
Begin
gd: =detect; {
определение граф. драйвера}
InitGraph (gd,gm,’ ‘); {
инициализация графики}
Line (0, round (GetMaxY/2), GetMaxX,
Round (GetMaxY/2));
{гориз. лин. } Line (round (GetMaxX/2), 0,Round (GetMaxX/2), GetMaxY);
{вертик. лин. } Readln; {
пустой ввод}
CloseGraph;
{закрытие графики} End.
Пример.
Написать программу построения графика функции y=x2
для x∈ [-1; 1]. Этапы разработки программы сведены в таблицу. Таблица Изобразим вид экрана, который мы хотели бы получить после выполнения программы.
Program P6;
Uses graph;
Var gd,gm: integer;
x,y: real;
x0,y0,xm,ym,Mx,My: integer;
begin
gd: =detect;
InitGraph (gd,gm,’ ‘);
Mx: =300; x0: =320; My: =440; y0: =460;
{
выбраны для монитора 640×480 пикс. }
For xm: =20 to 620 do
Begin
x: = (xm-x0) /Mx;
y: =sqr (x);
ym: =round (y0-y*My);
PutPixel (xm,ym,1);
End;
Readln;
CloseGraph;
End.
Модуль Graph
ТР обладает достаточно разнообразными средствами для работы со стандартным VGA экраном (возможно также использование и и других типов видеоадаптеров). VGA адаптер имеет разрешение 640х480 пиксел (точка (0,0) в левом верхнем углу экрана), 16 цветов. Перед началом работы с графикой необходимо ее инициализировать, а по окончании - "закрыть". Все графические процедуры и функции находятся в модуле Graph, поэтому также необходимо его подключение. Общая структура графической программы
:
Uses crt, graph; var Gd, Gm: Integer; begin Gd: = Detect; InitGraph (Gd, Gm, 'c: \bp\bgi'); ... {Здесь построение изображения} ... ReadKey; CloseGraph; end. Путь c: \bp\bgi указывает расположение файла egavga. bgi (драйвер графического адаптера). На разный компьютерах этот путь может быть разным. Если файл egavga. bgi поместить в каталог с программой, то путь можно не указывать. Основные графические процедуры и функции
:
Построение фигур
PutPixel (x,y,c) - отображает на экране точку с координатами (x,y) и цветом c Line (x1,y1,x2,y2) - рисует линию с началом в точке (x1,y1) и концом - (x2,y2) Rectangle (x1,y1,x2,y2) - рисует контур прямоугольника с диагональю (x1,y1) - (x2,y2) Bar (x1,y1,x2,y2) - рисует закрашенный прямоугольник с диагональю (x1,y1) - (x2,y2) Circle (x,y,r) - рисует окружность с центром (x,y) и радиусом r Ellipse (x,y,ba,ea,xr,yr) - рисует дугу эллипса с центром в (x,y), горизонтальным и вертикальным радиусом xr и yr, и начальным и конечным углом ba и ea FillEllipse (x,y,xr,yr) - рисует закрашенный эллипс с центром в (x,y), горизонтальным и вертикальным радиусом xr и yr GetPixel (x,y) - возвращает цвет пиксела с координатами (x,y) SetColor (c) - устанавливает цвет изображения (для линий) SetFillStyle (p,c) - устанавливает текущий стиль p и цвет c (для "закрашенных" фигур) FloodFill (x,y,b) - закрашивает замкнутую область с внутренней точкой (x,y) и цветом контура b OutTextXY (x,y,st) - выводит на экран строку st с позиции (x,y) SetTextStyle (f,d,s) - устанавливает шрифт f, его направление d и размер function GraphErrorMsg (ErrorCode: integer): String;
Возвращает строку сообщения об ошибке для заданного кода ErrorCode.
function GraphResult: integer;
Возвращает код ошибки для последней графической операции.
Определение адаптера, инициализация и переход между текстом и графикой
procedure DetectGraph (var GraphDriver, GraphMode: integer);
Проверяет аппаратуру и определяет какой графический драйвер и в каком режиме используется (тип адаптера - в GraphDriver
, режим - GraphMode
). function GetDriverName: string;
oзвращает строку с именем текущего драйвера. procedure InitGraph (var GraphDriver: integer; var GraphMode: integer; PathToDriver: String);
Инициализирует графическую систему и устанавливает устройство в графический режим. PathToDriver
- полный путь к драйверу. bgi, обычно 'c: \tp\bgi'
. Если путь опущен (''), то драйвер должен находится в текущем каталоге. function RegisterBGIfont (Font: pointer): integer;
Регистрирует шрифт BGI для графической системы. Зарегистрированный фонт может использоваться в вызове SetTextStyle
. Он может быть загружен с диска в кучу или преобразован в. obj файл (с помощью binobj. exe) и связан в файл. exe. В случае ошибки функция возвращает отрицательное значение. function RegisterBGIdriver (Driver: pointer): integer;
Регистрирует драйвер BGI для графической системы. Зарегистрированный драйвер будет использоваться процедурой InitGraph
. Он может быть загружен с диска в кучу или преобразован в. obj файл (с помощью binobj. exe) и связан в файл. exe. В случае ошибки функция возвращает отрицательное значение. function InstallUserDriver (DriverFileName: string; AutoDetectPtr: pointer): integer;
Устанавливает пользовательский драйвер устройства в BGI таблицу драйверов устройств. function InstallUserFont (FontFileName: string): integer;
Устанавливает новый шрифт, который не встроен в BGI систему. procedure SetGraphBufSize (BufSize: word);
Позволяет изменить размер буфера для функций заполнения (закрасок). Буфер с размером BufSize байт размещается в куче при обращении к InitGraph. По умолчанию размер 4К, что достаточно для построения многоугольника с 650 линиями. function GetMaxMode: integer;
Возвращает номер максимального режима текущего загруженного драйвера. procedure GetModeRange (GraphDriver: integer; var LoMode, HiMode: integer);
Возвращает минимальный и максимальный графические режимы для данного драйвера. function GetModeName (GraphMode: integer): string;
Возвращает строку с именем указанного графического режима. procedure SetGraphMode (Mode: integer);
Переводит систему в указанный графический режим и очищает экран. function GetGraphMode: integer;
Возвращает текущий графический режим. procedure GraphDefaults;
Устанавливает текущий указатель (CP) в исходную позицию (т.е. точку 0,0) и сбрасывает все устанавливаемые пользователем режимы в исходное состояние, в т. ч. окна, палитру, основной цвет и цвет фона, стиль линий, шрифт, выравнивание текста, размер символов и стиль выводимого текста. Система должна находиться в графическом режиме. procedure RestoreCrtMode;
Восстанавливает текстовый видеорежим, который был до инициализации графики. Не освобождает буфер и не обнуляет установленные переменные. procedure CloseGraph;
Закрывает графическую систему. Восстанавливает текстовый видеорежим, который был до инициализации графики. Освобождает буфер и сбрасывает все графические переменные.
Координаты графического курсора
function GetX: integer;
Возвращает координату X текущей позиции (CP). function GetY: integer;
Возвращает координату Y текущей позиции (СР). function GetMaxX: integer;
Возврашает максимальный Х (разрешение по горизонтали) для текущего графического драйвера и режима. function GetMaxY: integer;
Возвращает максимальный Y (разрешение по вертикали) для текущего графического драйвера и режима. Турбо-Паскаль
не различает отличий в регистрах (маленькие или большие буквы) при написании констант, типов, процедур и функций модуля Graph
. В Турбо-Си
все константы, типы, переменные должны быть в верхнем регистре (заглавными буквами), а названия процедур и функций - в нижнем (прописными буквами). Содержание библиотек графики при этом абсолютно одинаково. Несмотря на обширные возможности для деловой графики, графические средства с точки зрения профессионального разработчика оставляют желать лучшего. Нельзя работать с произвольными спрайтами, нет скроллинга экрана, сохранения / вывода всего изображения, масштабирования картинки, функции заполнения и работы с битовыми образами работают медленно, невозможно использование файлов других графических форматов, отсутствуют трехмерные изображения и т.д. Все это делает затруднительным написание графических редакторов, игрушек, систем инженерной и математической графики. Для реализации вышеуказанных возможностей необходимо напрямую управлять графическим адаптером, используя прямой доступ в видеопамять и служебные функции BIOS
|