Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 33

 

Поиск            

 

Система автоматизации документооборота. Электронный документ

 

             

Система автоматизации документооборота. Электронный документ

Содержание

Введение

1. Понятие электронного документа и его отличия от иных видов документов

2. Правовой режим электронного документа и документооборота

3. Процедуры разрешения конфликтов

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня применение системы автоматизации документооборота - важный фактор, способствующий повышению эффективности труда лиц, которые принимают решения и контролируют их исполнение, т.е. руководителей организации. В документах сосредоточено более 80% информационных ресурсов предприятий, а документооборот является ключевой технологией управления: управленческие решения оформляются, доводятся до исполнителей, а затем контролируются в форме документов.

До недавнего времени автоматизация работы с документами рассматривалась в первую очередь как инструмент повышения эффективности делопроизводственных служб, занятых составлением, перемещением, учетом и хранением бумажных документов.

Однако в последнее десятилетие заметный прогресс в области офисной автоматизации привел к тому, что авторы могут сами с помощью персональных компьютеров составлять документы, а нажатия нескольких клавиш достаточно для отправки любого числа копий документа адресатам независимо от их местонахождения.

Таким образом, цель написания данного а проанализировать понятие электронного документа, выявить его юридическую силу.

1. Понятие электронного документа и его отличия от иных видов документов

Современные текстовые процессоры позволяют создавать документы трех типов.

Во-первых, это печатные документы, которые создаются и распечатываются на одном рабочем месте или в одной рабочей группе. Дальнейшее движение документа происходит только в бумажной форме. Состав допустимых средств оформления в данном случае определяется только техническими возможностями печатающего устройства.

Второй тип - электронные документы в формате текстового процессора, например MicrosoftWord. Такие документы передаются заказчику в виде файлов. Электронный документ, как правило, не является окончательным. В большинстве случаев заказчик может его дорабатывать, редактировать, форматировать, распечатывать или использовать его компоненты для подготовки своих документов (книг, журналов, сборников статей и т.п.). Набор разрешенных средств в данном случае, как правило, минимален и определяется заказчиком.

В настоящий момент законодатель под электронным документом понимает - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Третий тип - Web-документы. Предполагается, что в этом качестве они останутся навсегда, и их преобразование в печатные документы не планируется. В Web-документах большую роль играет управление цветом.

Для этой категории документов наиболее широк выбор средств форматирования и оформления. [1]

2. Правовой режим электронного документа и документооборота

Основным нормативным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 10.01.02 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ). [2]

В Законе N 1-ФЗ провозглашаются общие положения "правил игры" на электронных рынках в части вопросов признания электронной цифровой подписи (ЭЦП) в электронном документе равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Закон N 1-ФЗ принят в соответствии с модельным законом "Об электронной цифровой подписи", принятым в г. Санкт-Петербурге 9 декабря 2000 г. постановлением на 16-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. Следует отметить, что, несмотря на добровольный порядок принятия соответствующих законодательных актов на внутригосударственном уровне, авторитет данного модельного закона чрезвычайно высок - помимо России уже многие страны СНГ (например, Украина) приняли соответствующую стратегию за базовую. Резкая критика Закона N 1-ФЗ некоторыми представителями российского рынка представляется не совсем обоснованной, поскольку концепция принятия документов общего характера, регулирующих вопросы электронного документооборота, принята во многих других государствах.

Технологии ЭЦП использовались задолго до принятия Закона N 1-ФЗ. В частности, приказом Банка России от 21.09.93 г. N 02-159 был введен в действие государственный стандарт "Подпись цифровая электронная". Кроме того, в 1993 г. известен пример судебного разбирательства, связанного с использованием ЭЦП, одной из существенных особенностей которого является тот факт, что дело изначально было передано для рассмотрения не в арбитражный суд, где могли возникнуть сложности с допустимостью доказательств, а в суд третейский. [3]

В письме Банка России от 3.02.04 г. N 16-Т содержатся рекомендации по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций, в частности в п.3.8 указывается, что электронный документооборот между кредитными организациями и клиентами через операционный WEB-сайт целесообразно осуществлять с использованием средств аутентификации электронных сообщений (в том числе средств электронной цифровой подписи). [4]

Законодательство об ЭЦП является правовой основой использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", что закреплено в ст.3 Федерального закона от 10.01.03 г. N 20-ФЗ. В частности, в ст.12 данного Закона предусмотрено, что электронные документы, подготовленные с использованием ГАС "Выборы", приобретают юридическую силу после его подписания ЭЦП соответствующих должностных лиц. Протокол, сводная таблица о голосовании и иные сводные документы, подготовленные в электронном виде, приобретают юридическую силу только после обязательной проверки с помощью открытых ключей ЭЦП подлинности всех исходных электронных документов, на основе которых готовится сводный электронный документ. [5]

Вопросы, касающиеся создания системы электронного документооборота, поднимаются и в ряде концептуальных российских документов, в которых определены основные тенденции социально-экономического развития. Например, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год, одобренные советом директоров Банка России 16 ноября 2002 г., содержат положения о дальнейшем расширении сферы применения электронных платежных документов, используемых при осуществлении безналичных расчетов, унификации правил электронного документооборота, стандартизации форматов электронных сообщений, совместимых с соответствующими форматами, применяемыми в международной практике.

О необходимости перехода на электронный документооборот государственных органов, а также электронную обработку и анализ информации, разработки и внедрения электронных административных регламентов и завершения создания системы правительственных порталов с доступом к открытой части таких регламентов, согласования программ информатизации органов государственного управления с задачами и приоритетами административной реформы говорится в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.03 г. N 1163-р. [6]

Однако реальной "подвижкой" в развитии внедрения систем электронного документооборота на уровне государственных органов стало принятие ряда федеральных целевых программ. В первую очередь это касается Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.02 г. N 65 (в ред. от 8.10.02 г). [7]

В течение 2005-2010 гг. (третий этап реализации Программы) планируется обеспечить комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, стандартизированного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности. В результате внедрения данной Программы предполагается довести долю электронного документооборота в общем объеме документооборота до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном документообороте.

Электронный документооборот используется и в органах судебной власти. Причем действующее законодательство предусматривает не только решение глобальных проблем информатизации судебных органов, но и внедрение систем электронного документооборота на уровне обычных районных судов.

Электронный документооборот "проникает" и в сферу налоговых отношений. В начале 2002 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), касающиеся соответствующих форм отчетности в электронной форме. Изменения предусматривают то, что налоговая декларация может быть направлена налогоплательщиком в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. Причем днем представления декларации по телекоммуникационным каналам связи считается день представления отчетности в электронном виде (см. Федеральный закон от 28.12.01 г. N 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Спустя несколько месяцев (в апреле 2002 г) вступили в силу поправки в Федеральный закон от 23.11 96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которым организация имеет право представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Новеллы в Законе "О бухгалтерском учете" и НК РФ наиболее полно конкретизируются в приказе МНС России от 10.12.02 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи". [8]

В частности, в документе раскрываются такие вопросы, как: требования к программно-аппаратным средствам представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; процедура сопровождения налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде; требования к специализированным операторам связи; правила использования средств ЭЦП и средств шифрования; порядок электронного документооборота при представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом МНС России от 02.04.02 г. N БГ-3-32/169. [9]

В частности, налогоплательщик обязан придерживаться следующих требований к обороту сведений в интерактивном режиме с налоговыми органами:

после подготовки информации, содержащей данные налоговой декларации, налогоплательщик подписывает ее ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика и отправляет в зашифрованном виде в налоговый орган по месту учета;

в течение суток в адрес налогоплательщика налоговый орган высылает квитанцию о приеме декларации в электронном виде. После проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налоговым органом налогоплательщик сохраняет документ в своем архиве.

В заключение следует остановиться на вопросах, связанных с дальнейшим развитием электронного документооборота на корпоративном уровне.

Федеральный закон от 27.12.02 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" позволяет организациям легитимизировать методологию и технологию электронного документооборота, которые они фактически используют. [10]

Это осуществляется посредством утверждения стандартов организаций. Стандарты организаций в соответствии со ст.17 Закона N 184-ФЗ могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения в целях совершенствования производства и повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Стандарты организаций могут утверждаться и в целях распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Одним из первых стандартов организаций в России является стандарт регионального благотворительного общественного фонда "Право и Интернет" - "Телемедицина. Общие положения" от 29.12.02 г. N 1-2512/2002. [11]

3. Процедуры разрешения конфликтов

Для нормального функционирования систем электронного документооборот (ЭДО) необходимо разработать процедуры разрешения возможных конфликтов. Стороной таких конфликтов (кроме участников ЭДО и фирмы-провайдера) может быть и фирма-разработчик программного обеспечения.

При описании всех процедур предполагается, что договор с фирмой-разработчиком учитывает наличие эталонного образца программного обеспечения (ПО), который может храниться только у фирмы-провайдера или у всех участников системы ЭДО, но при этом требуется выполнение двух основных условий.

Должно быть документально подтверждено, что каждому участнику системы ЭДО (включая фирму-провайдер) установлено программное обеспечение, соответствующее эталонному образцу. Хранение эталонных образцов организуется таким образом, чтобы исключить возможность изменения эталонного образца программного обеспечения без ведома сторон: участника, у которого данное ПО установлено, разработчика и фирмы-провайдера. Указанный режим может быть обеспечен, например, системой нескольких ключей, когда носитель с эталонным образцом хранится в конверте, опечатанном всеми заинтересованными сторонами, либо в сейфе с несколькими различными ключами.

Опишем теперь процедуры разрешения конфликтов, которые могут возникнуть в процессе функционирования систем ЭДО.

1. Одна из сторон отказывается от принятия на себя обязательств по документу, заверенному ее действующей цифровой подписью, причем последняя признается подлинной программой проверки другой стороны.

В этом случае проверяется целостность программного обеспечения сторон путем сравнения используемого программного обеспечения с эталонным образцом. Далее возможны следующие варианты:

а) если будет выяснено, что программное обеспечение одной из сторон отличается от эталонного, то вся ответственность (включая возмещение возможных убытков) лежит на данной стороне;

б) если же программное обеспечение сторон соответствует эталонным образцам, то повторно проверяется подлинность цифровой подписи с помощью программного обеспечения, соответствующего эталону. Если подпись признается действительной в результате повторной проверки эталонным ПО, а сторона, чьей подписью заверен документ, отказывается принять на себя обязательства по документу, то назначается экспертная комиссия, которая на основании изучения спорного документа на магнитном носителе, распечатки этого документа вместе с цифровой подписью под ним на бумажном носителе, образца цифровой подписи ответчика (открытого ключа), заверенного его личной подписью и мастичной печатью, выносит заключение о подлинности цифровой подписи и ее соответствии техническому описанию используемых алгоритмов.

2. Одна из сторон отказывается от приема и рассмотрения документа на основании того, что цифровая подпись другой стороны под документом воспринимается как фальшивая.

Тогда сторона, отказавшая в приеме документа, заверяет свой отказ от рассмотрения документа личной подписью и мастичной печатью, а вторая сторона повторно подписывает документ цифровой подписью и направляет его первой стороне.

Если новая подпись опять признается программой проверки первой стороны недействительной, то проверяется сохранность (соответствие эталонному образцу) программного обеспечения сторон. Здесь возможны следующие варианты:

а) нарушено программное обеспечение у автора документа - тогда отказ другой стороны от рассмотрения документа является правомерным;

б) разрушено программное обеспечение у стороны, отказавшейся от приема документа, - в данном случае она обязана возместить убытки, возникшие вследствие ее отказа от рассмотрения документа; основанием для привлечения к ответственности служит официальный отказ от приема документа.

Важное значение для нормального функционирования систем ЭДО имеет разработка процедур определения случаев, когда наступает ответственность разработчика программного обеспечения.

Алгоритмы, используемые в программном обеспечении ЭЦП, признаются ненадежными, если доказана практическая возможность за приемлемый срок:

а) либо подделать подпись под документом;

б) либо определить по образцу подписи и подписанным документам секретный ключ;

в) либо изменить документ, не нарушив подлинности подписи.

Программное обеспечение ЭЦП признается не соответствующим техническому описанию используемых алгоритмов, если документ, подписанный с использованием программного обеспечения, соответствующего эталонному образцу, одной стороной, воспринимается как фальшивый соответствующим эталонному образцу программным обеспечением другой стороны (при условии, что обе стороны используют действующие ключи подписывания).

Когда в системе ЭДО некоторые типы документов обрабатываются в автоматическом режиме, для них должны быть установлены жесткие требования по их структуре и определены действия, выполняемые при обработке документа каждого типа (операционные условия). В таких системах обычно вводится понятие допустимого документа, т.е. документа, удовлетворяющего описанным в системе форматам. Кроме упомянутых ранее процедур необходимо описать еще и процедуры, применимые при конфликтах по вопросам о допустимости документов и правильности их обработки.

Программа проверки допустимости документов считает нестандартным правильно оформленный документ, если:

эталонная программа проверки допустимости документа признает его таковым на основании несоответствия его требуемому для данного типа документов формату;

экспертиза установила, что документ удовлетворяет требованиям, предъявляемым формату документов этого типа.

Операции, выполненные по стандартному документу программой обработки документов, признаются не соответствующими операционным условиям, если экспертизой будет установлено, что:

обрабатываемый документ соответствует одному из допустимых форматов; для указанного формата операционными условиями предусмотрено выполнение однозначно определенных операций;

операции, выполненные по документу программой обработки документов, не соответствуют описанным в операционных условиях.

Операции, выполненные по нестандартному документу программой обработки документов, признаются не соответствующими операционным условиям, если экспертизой будет установлено, что:

обрабатываемый документ не соответствует ни одному из допустимых форматов;

операции, выполненные по документу программой обработки документов, не предусмотрены для нестандартных документов операционными условиями. [12]

Заключение

Таким образом, в настоящий момент законодатель под электронным документом понимает - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Основным нормативным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 10.01.02 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

В государстве давно стоит задача перехода на электронный документооборот государственных органов, а также электронную обработку и анализ информации, разработки и внедрения электронных административных регламентов и завершения создания системы правительственных порталов с доступом к открытой части таких регламентов.

Подводя итоги изложенному, можно сказать, что в настоящее время существует правовая основа для широкого применения систем электронного документооборота.

Вместе с тем отдельные ведомственные акты (например, упоминавшееся ранее Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации) предполагают бумажный носитель документов. Недостаточно проработан законодателем вопрос об использовании электронных документов в качестве доказательств

Список литературы

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., N 2, ст.127

2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст.5140

3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст.172

4. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст.531

5. Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 34 ст.3396

6. Приказ МНС РФ от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" // Учет. Налоги. Право - Официальные документы, от 22 января 2003 г. N 2

7. Приказ МНС РФ от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" // Финансовой газете, май 2002 г., N 22

8. Указание оперативного характера ЦБР от 3 февраля 2004 г. N 16-Т "О Рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет" // Вестник Банка России, от 11 февраля 2004 г. N 11

9. Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В. Симоновича - Спб., 2006.

10. Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 5

11. Кутузов Т. Электронный документооборот в России: юридический аспект // Финансовая газета, 2004, №29

12. Электронный документооборот в России: юридический аспект (Т. Кутузов, "Финансовая газета", N 29, июль 2004 г)


[1] Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В. Симоновича – Спб., 2006.

[2] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., N 2, ст. 127

[3] Кутузов Т. Электронный документооборот в России: юридический аспект // Финансовая газета, 2004, №29

[4] Указание оперативного характера ЦБР от 3 февраля 2004 г. N 16-Т "О Рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет" // Вестник Банка России, от 11 февраля 2004 г. N 11

[5] Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 172

[6] Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 34 ст. 3396

[7] Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст. 531

[8] Приказ МНС РФ от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" // Учет. Налоги. Право - Официальные документы, от 22 января 2003 г. N 2

[9] Приказ МНС РФ от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" // Финансовой газете, май 2002 г., N 22

[10] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140

[11] Электронный документооборот в России: юридический аспект (Т. Кутузов, "Финансовая газета", N 29, июль 2004 г.)

[12] Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 5