Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 30

 

Поиск            

 

Народные промыслы Центрального района России

 

             

Народные промыслы Центрального района России

на тему:

Народные промыслы Центрального района России

Выполнила:

Ученица 9а класса

МОУ СОШ №8

Данилейко Светлана

Углич

2008 год

Содержание

Введение ………………………………………………..3

1. История возникновения народных промыслов…………………………………………….4

2. География народных промыслов и их особенности

2.1Гжель……………………………………………………6

2.2 Дымковская игрушка…………………………..8

2.4 Палех…………………………………………………..9

2.5 Федоскинская миниатюра…………………….10

2.6 Холуя

2.7 Жостово

2.8 Ростовская финифть

2.9 Платки Павловского Посада

2.10 Вологодское кружево

2.11 Матрешка

2.12 Городец

2.13 Хохлома

3. Народные промыслы угличского края

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были не отделимы. Из самых простых материалов- дерева, металла, камня, глины- создавал он истинные произведения декоративно- прикладного искусства. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.

Тема данной работы актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому - что издавна славилась земля русская.

ЦЕЛЬ: Познакомиться с географией и историей народных промыслов России.

ЗАДАЧИ:

История возникновения народных

промыслов.

Промыслы и ремесла получили свое распространение в 15 – 16 веках. На рубеже 17 – 18 века в России сложились промыслы для производства продукции на рынок. Этой деятельностью занимались целые деревни и районы.

Причина – особенности природных условий (долгая зима) и бедность почв. Крестьяне искали возможность прокормить семьи. Промыслы возникали там, где было достаточное количество сырья ( лес, керамическая глина, лен) и существовал спрос.

На вторую половину 19 века приходиться наиболее активное развитие художественных промыслов. Лаковая роспись, обработка металла, вышивка ( особенно золотой нитью) возникали на основе традиции местных школ иконописи и первоначально выполняли заказы для церквей и монастырей.

Гжель

На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.

Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

Гжель - название одного из ведущих предприятий, где возрождено истинно народное керамическое искусство старинных русских мастеров.

Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибольных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.

К 70 - 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.

Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.

Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

Дымковская игрушка

Когда- то очень давно на поросшем берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами и глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки- свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали.

А свистульки в виде зверюшек делали не просто для забавы детворы. В старину вятичи встречали Ярилу- бога солнца и плодородия- веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам- нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки…

Ах какие красавицы в длинных, колоколом, юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье разрисовано: в полосочку или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры. Модницы друг перед другом хвастаются шляпками, зонтиками. Есть и веселые музыканты, и танцоры, и кавалеры- щеголи.

Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. Вот только злого волка не увидишь.

Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, пестрыми красками.

Знаменитый художник А. Васнецов, написал много картин, посвященных истории России, сравнивал дымковскую игрушку с древней античной скульптурой: «Удивительное дело! На далеком Севере, в лесной стороне, в древнем Хлынове, в слободе Дымково каким- то далеким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции… Разница только в образах, вложенных в глину…»

Палех

Палех, этот уникальный центр русской культуры, - это старинное село владимиро-суздальской земли.

Село Палех принадлежало в XIII веке князьям Палецким, которые играли заметную роль в истории русского государства (Палецкий князь Андрей Фёдорович был соратником Дмитрия Донского в борьбе за укрепление Московского княжества. Участвовал в походах Дмитрия Донского в 1375 против Твери и в битве на Куликовом поле, где и погиб). Дочь Дмитрия Палецкого была замужем за братом Ивана Грозного - Юрием, после смерти которого владел селом сын Ивана IV, а затем перешёл в казну. В XVII веке Палех был отписан Ивану Бутурлину. Этот древний род владел Палехом более 240 лет - до 1861 года. В XVIII веке Палех был крупным торгово-промышленным селом (торговали палешане заморскими и отечественными товарами). В Палехе было много иконописных мастерских, палешане имели свои мастерские в Москве, С.-Петербурге, Н. Новгороде, Саратове, Ярославле, Перми.

В 1920-е годы в Палехе расписывали брошки, бисерницы, блокноты, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.

Новыми материалами рождавшейся палехской миниатюры были: папье-маше и чёрный лак. Именно чёрный лак стал основным цветом фона, условным пространством палехской миниатюры и её отличительной чертой. Она притягивает нас и невольно заставляет задуматься о секрете обаяния искусства, именуемого лаковой миниатюрной живописью, о законах, лежащих в основе этого искусства, о его истории. Искусство лаковой миниатюры на дереве и папье-маше зародилось ещё в древности в странах Дальнего Востока, где для него существовал природный материал - лаковое дерево.

Изделия палешан выполненные в традиционном древне - русском стиле приобрели всемирную известность. Эти исключительные по своей красоте вещи, в то время как их ценит весь мир, у нас остаются в забытьи, а ведь именно они являются показателем нашей истории, нашей культуры и самих нас.

Так давайте не будем забывать про наши истоки, вырастившие и воспитавшие всех россиян!

Федоскинская миниатюра

Расположенное в 35 километрах к северу от Москвы в Красно- полянском районе, село Федоскино принадлежит к числу наиболее древних сел Подмосковья.

Основным занятием населения Федоскина и окрестных сел на протяжении нескольких столетий было и огородничество. Ремесла же в это районе распространились под воздействием фабричной промышленности лишь с середины 19 века.

Наибольшее развитие среди местного, в основном крестьянского, населения получает редчайший вид художественного ремесла – изготовление лакированных изделий из папье –маше и металла с росписью.

Ассортимент изделий становится шире по бытовому значению и изящней по форме. Появляются табакерки овальные и фигурные, бочата разных размеров, настольные и карманные спичечницы, магазины для большого количества папирос и сигар, чайницы для двух сортов чая, карточницы, кошелечки, пасхальные яйца, разные шкатулки и коробки.

Традиционными для лукутинских миниатюр становятся два вида лаковой живописи « по плотному» и «по сквозному».

Основная часть лукутинской продукции украшалась сюжетной росписью, преимущественно бытового жанра. Писались так же пейзажи, портреты, исторические и мифологические сцены.

Наличие необходимых для развития федоскинского искусства условий, большого творческого коллектива и прекрасных художественных традиций позволяет быть уверенным в том, что федоскинские мастера справятся со всеми стоящими перед ними задачами и достигнут в ближайшее время еще более значительных успехов.

Холуй

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является самым младшим по времени возникновения.

Холуй, ныне посёлок, а раньше Холуйская слобода, расположен по обоим берегам реки Тузы, притока Клязьмы.

Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениеми фантастических существ - полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-либо ремеслом. Главным у них было писани икон и вышивание.

Иконы писали темперой. В конце XIX века перешли на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя.

Первые робкие шаги в искусстве миниатюрной живописи были сделаны в 1930-х годах.

В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов.

Промысел холуйской лаковой живописи, самый молодой по времени возникновения, наравне с Палехом и Мстёрой вносит свой вклад в общее развитие этого искусства.

Жостово

Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Здесь сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятово и переработанного народными мастерами. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами.

В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.

К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.

Ростовская финифть

Особо знаменитой стала ростовская финифть. Финифтью в России называют роспись специальными красками по металлу, покрытому эмалью. Это искусство очень древнее, его хорошо знали наши предки. Прошли века, но все так же ярки и свежи красочные рисунки на эмали. Время не властно над финифтью.

Рождение художественного промысла на Ростовской земле связывают с 18 веком. Мастера украшали финифтью оклады икон, рисовали на медных пластинках и сами иконы. Были украшения из финифти на одеждах священников, на церковной утвари, на обложках – окладах тяжелых рукописных книг. Финифть часто соседствует с золотом, самоцветными камнями, искусным шитьем, ажурными узорами скани.

Позже ростовские мастера стали изображать на рисунках не только святых и сюжеты из Священного Писания. На изящных женских украшениях расцветали нежные цветочные гирлянды. На эмалевых миниатюрах можно было увидеть копии полотен известных художников, портреты знаменитых людей, картины на исторические и фольклорные сюжеты.

Финифть, словно драгоценность, украшает ларцы, шкатулки, ювелирные изделия, сувениры, декоративные панно. Красочные, мягко мерцающие картины и орнаменты рождают ощущение чуда, волшебной сказки.

Но скоро лишь сказка сказывается… Несколько раз покроет мастер медную пластинку эмалью, прокалит ее в печи. Рисует художник специальными, огнеупорными красками. Удивительно, но до обжига все краски почти одинакового серого цвета! Но жар печи и талант мастера рождают чудо - живописную, с нежным переливанием цвета, финифть.

… Отражается в спокойных тихих водах озера Неро город - сказка Ростов - Великий. И живут в нем не сказочные, а настоящие мастера.

Платки Павловского Посада

Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почетные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты…

Говорят, что «плат узорный», был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города – Павловский Посад.

В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы сплетаются в узоры – и все это на разноцветном фоне: черном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем Павловские платки и шали к лицу!

А почему их называют набивными? Искусство набойки, давно известное на Руси, стало особо популярным способом украшения ткани в 19 веке. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных деревянных досок с вырезанным рельефным узором. Такие печатные доски называются «манеры», или «цветки».

Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. Сложное, трудоемкое, но интересное это дело – ручная набойка. Делают ее лишь настоящие мастера. Сегодня «разрисовывать» платки помогают специальные печатные машины. Но в Павловском Посаде всегда бережно хранили традиции народного промысла.

Накинет на плечи праздничный платок женщина, взглянет в зеркало и улыбнется… Красавица!

Вологодское кружево

Матрешка

Городец

Хохлома

На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.

Однако установить время появления хохломской росписи исследователям пока не удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частого применения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали или сжигали, заменяя новой. До нас дошли изделия хохломских мастеров в основном лишь XIX века. Но различные документальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннее время, возможно в XVII веке.

Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.

У хохломских мастеров был свой способ “золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом.

Дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.

В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы.

Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей.

Народные промыслы Угличского края.

Куклы

Расцвет промысла пришелся на 1995г., когда на областной выставке народного творчества угличским куклам был отведен целый зал. В выставке приняли участие около 30-ти человек, от новичков до опытных художников.

В частности, в конце 80-х в городе возник новый промысел. Местные мастера начали изготовлять и выставлять на продажу оригинальных и своеобразных кукол. Первые кукольницы – Л.Меньчикова, Т.Рябухина, Г.Волова. В артели «Угличские художественные мастерские» пробные партии кукол шились под руководством Надежды Лавровой и Валентины Максимовой. На- правление промысла определилось сразу – куклы в этнографически точных костюмах различных губерний России. Образцы кукольных нарядов брали из альбома «Русский костюм», ставшего для мастериц настольной книгой. Многие модели разработала В.Старостина. Одной из первых появилась кукла в московском костюме, затем была создана целая серия красавиц в нарядах Рязанской губернии.

Сначала кукол шили сами авторы, и изделия продавались в художественном салоне. Продажа приносила некоторую прибыль, и в скором времени был открыт швейный цех, где по авторским образцам очень тщательно и точно делали небольшие партии кукол. Однако некоторые художники продолжали работать самостоятельно и продавать свою продукцию туристам. Они уже не придерживались так строго традиций того или иного региона, а пытались создать некий универсальный костюм, используя вышивку и аппликацию. Эти авторы ориентировались не на этнографическую точность, а на вкус туриста.

Сегодня можно выделить три вида угличских кукол.

Первый – китчевая кукла. Ее делают люди без художественного вкуса и не очень умелые.

Второй – та, которую мастера называют «грамотной». Ее создают в художественных мастерских. Часто эти куклы объединены в серии по тому или иному признаку.

Третий – ювелирная кукла. Это авторская работа, отличающаяся тщательностью отделки и обилием деталей. Часто эти куклы расшиты бисером, имеют украшения – серьги, бусы.

сожалению, сегодня кукольный промысел в Угличе приходит в упадок. Туристическую тропу заполонили многочисленные продавцы-перекупщики. Им проще привезти сувениры из Москвы, чем вкладывать деньги в развитие местного промысла. Настоящая угличская кукла стоит дорого, каждый ее экземпляр уникален, выполнен вручную и зачастую из дорогих
материалов. Такая кукла не может конкурировать с валом и вытесняется с рынка матрешками и дешевыми поделками.

Мэр города Э.М.Шереметьева и углич-ский отдел культуры предпринимают попытки сохранить кукольный промысел: стараются хотя бы минимально обеспечить мастериц заказами «фирменных» подарков для гостей. Кроме того, высказываются предложения шить кукол в школах на уроках труда у девочек. Однако этих мер явно недостаточно, и на сегодняшний день активно работать продолжают лишь немногие мастерицы-кукольницы.

Заключение

Познакомившись с народными промыслами нашей страны приходишь к пониманию того, что русский народ очень талантлив, создает неподражаемые удивительные вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает их в наследство будущим поколениям.

Список литературы

1. «География. 8-9 классы. Народные промыслы», издательство- «Учитель» 2003 год, составитель А. Ф. Романова

2. «Здравствуй Палех!» Верхне- Волжское книжное издательство, 1979 год, автор Павел Солонин

3. « Народное искусство и его проблемы», издательство «Советский художник». Москва. 1977 год, автор Т. Семенова

4. « Народные промыслы» издательство « Белый город», Москва, 2003 год, автор А. Клиентов

5. « Федоскино», Всесоюзное Кооперативное Издательство, Москва, 1959 год, автор Г. В. Яловенко