Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 30
(география машиностроения, классификация отраслей)
С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом: тяжелое машиностроение
, в том числе энергетическое общее машиностроение
(без автомобилестроения) локомотивостроение судостроение вагоностроение с/х машиностроение (без тракторостроения) среднее машиностроение
автомобилестроение тракторо-, в том числе танкостроение станкостроение наукоемкое машиностроение
(группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов) В зависимости от целевого назначения выпускаемых машиностроением машин оно делится на тяжелое, легкое и среднее. Тяжелое машиностроение
производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя. Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг) Энергетическое машиностроение
, несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы. Производство турбин
: Санкт-Петербург (гидротурбины, генераторы) Москва (Динамо) Екатеринбург Новосибирск (турбины ТЭЦ) Волгодонск – “Атоммаш” (Ростовская область) Под Санкт-Петербургом – в Колпино – “Ижорский” Производство котлов
: Таганрог Белгород Подольск Барнаул Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки
: Коломна Воронеж Ульяновск Новосибирск Общее машиностроение.
Локомотивостроение
исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а электровозы
– в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске). Тепловозы:
Коломна – магистральные тепловозы Людиново (Калужская область) Муром + электровозы (Владимирская область) Брянск Вагоностроение
концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале. Грузовые вагоны – Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Улан-Удэ Цистерны – Нижний Тагил, Саранск Вагоны-рефрижераторы – Брянск, Тверь Пассажирские вагоны – Санкт-Петербург (мягкие), Тверь (цельно-металлические) Вагоны метро – Мытищи, Санкт-Петербург Электропоезда:
Торжок (Калининградская область) Демихово (под Орехово-Зуевым) Трамваи
: Усть-Катав (Челябинская область) Троллейбусы
: Энгельс Контейнеровозы
: Абакан Тверь – двух ярусные вагоны-платформы
– перевозка автомобилей Судостроение
– привязано к морским побережьям или устьям рек. Заводы специализируются на выпуске судов определенного типа и назначения (танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовные, пассажирские суда, рефрижераторы, паромы)
??????????? (????????) ?????-????????? ?????? ???????? ????????? ??????????? ???????????? ????????? ????? ????? – “???? – ????”, ????????, ?? ????????? ???????. ?????? ???????? ????????? ???? ?????? ???????? ????? (??????? ??????? ????) ???????????? Сельскохозяйственное машиностроение
тяготеет к районам потребления. Производство зерноуборочных комбайнов:
Ростов-на-Дону – “Россельмаш” Тагонрог Сызрань Омск Красноярск Производство льноуборочных комбайнов:
Бежецк (Тверская область) Картофелеуборочные комбайны:
Рязань Тула Сахарнотростниковые и силосоуборочные комбайны:
Любертцы Рисоуборочные комбайны:
Краснодар Биробиджан Среднее машиностроение.
Автомобилестроение
четко специализируется на выпуске отдельных машин. Производство легковых автомашин составляет 80% и, соответственно, 20% – грузовых. В перспективе эта пропорция будет сохраняться. Грузовые машины:
Москва – ЗИЛ Нижний Новгород – ГАЗ Набережные Челны (Татарстан) – КАМАЗ Миасс (Челябинская область) – Урал-ЗИЛ Ульяновск – УАЗ Легковые автомашины:
Москва – ЗИЛ, ПО Москвич Нижний Новгород – ГАЗ, FIAT Тольятти – ВАЗ – 70% производства легковых автомобилей по стране Ижевск – ИЖ Илабуга (Татарстан) – ОКА, OPEL ASTRA Серпухов – ОКА Ростов-на-Дону – DAEWOO Автобусы разной вместимости:
Ликино – ЛИАЗ Галицино – Мерседес Тушинский – Икарус Завод ЗИЛ – BMW, Неоплан Павлово - ПАЗ Курган – КАЗ Краснодар – “Кубань” Станкостроение
– техническая база машиностроения, ориентирующаяся на квалифицированные кадры. В то же время это трудоемкое производство, размещающееся почти повсеместно. Производит крупные станки-автоматы, полуавтоматы, токарные, винторезные, фрезерные, шлифовальные, агрегатные станки, станки с программным управлением, станочные линии и др. Предприятия размещены в крупных областных центрах: Москва Санкт-Петербург Рязань Самара Екатеринбург Новосибирск Тракторостроение
ориентируется на районы потребления и отчасти на металл. Первые заводы были построены в Челябинске, Волгограде, Харькове. Для с/х выпускаются тракторы специальных типов
и модификаций для различных природных зон: Липецк Владимир (легкие) Чебоксары (тяжелые) Рубцовск (Алтайский край) Казань (садово-огородные тракторы) Треловочные:
Санкт-Петербург Петрозаводск Наукоемкое машиностроение
: Электротехническое – телевизоры Приборостроение Электротехника – ЭВМ и другие сложные машины Н/м размещается в центрах с высокой квалификацией труда и научно-исследовательскими базами. Это – трудоемкое и наукоемкое производство. Центры: Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Александров (Владимирская область) Муром (Владимирская область) Киржал (Владимирская область) Рязань Орел Смоленск Воронеж Ульяновск Новосибирск Авиационная промышленность – общее машиностроение:
Москва Воронеж Самара Казань Ульяновск Смоленск Саратов Таганрог Омск
|