Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 30
Содержание
Введение
1. Характеристика транспортного комплекса России и продукции отрасли 2. Характеристика статистических показателей продукции отрасли 3. Статистические методы анализа показателей продукции отрасли. 3.1. Показатели рядов динамики
3.2. Показатели вариации
3.3. Методы аналитического выравнивания рядов динамики
4. Анализ динамики развития показателей продукции транспорта. 4.1. Перевезено грузов.
4.2. Грузооборот транспорта.
4.3 Перевезено пассажиров.
4.4 Пассажирооборот.
Заключение
Список литературы
стр. 3 стр. 5 стр. 9 стр. 13 стр. 13 стр. 16 стр. 18 стр. 19 стр. 21 стр. 26 стр. 31 стр. 35 стр. 41 стр. 43 Введение
Статистика транспорта – это одна из отраслей экономической статистики. Объект ее изучения – транспорт, т.е. совокупность предприятий, производственный процесс которых заключается в перемещении грузов и пассажиров. По характеру работы, многообразию и сложности производственных подразделений предприятия транспорта в процессе воспроизводства занимает особое место среди других отраслей экономики, с которыми он неразрывно связан. От уровня темпов его развития, результатов и качества работы зависит успешная деятельность всех отраслей экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, повышение уровня жизни населения. Связывая все отрасли экономики в единое целое, транспорт способствует рациональному использованию природных ресурсов и размещению производства, служит целям развития и укрепления хозяйственных и культурных связей между регионами страны и другими странами. Транспорт является одним из крупнейших потребителей некоторых видов продукции: металла, топлива, леса, электроэнергии. Такие отрасли промышленности, как железнодорожное машиностроение, производство автомобилей, судостроение, авиационная промышленность, целиком работают для удовлетворения потребностей транспорта. Именно поэтому так важно изучение статистики данной отрасли. Предметом изучения статистики транспорта являются массовые экономические явления, представляющие собой результат транспортного процесса и условия (факторы) его осуществления в конкретных условиях места и времени. С помощью системы статистических показателей определяются объемы (уровни), структура, динамика и взаимосвязь результатов и факторов производственного процесса. Таким образом, статистика придает закономерностям и взаимосвязям в развитии транспорта количественное выражение. Статистика транспорта расчленяется на составные части: · отраслевой признак; · тематический признак. По отраслевому признаку в ней выделяются статистики отдельных видов транспорта: · железнодорожного; · автомобильного; · трубопроводного; · морского; · внутреннего водного; · воздушного. По тематическому признаку: · статистика перевозок грузов и пассажиров; · статистика основного и оборотного капитала; · труда; · производственных затрат и финансовых результатов; · инвестиций и инноваций. Из них самыми специфическими для каждого вида транспорта являются: · статистика перевозок грузов и пассажиров; · статистика главнейшей части основного капитала – транспортных средств и путей сообщения (транспортных терминалов). Основная цель данной работы – исследование и характеристика показателей продукции транспорта (железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, морского, внутреннего водного и воздушного), их изменение в зависимости от данных периодов (года с 2003 по 2007): изучение абсолютных приростов, изучение темпов роста, показателей динамики, средних величин и показателей вариации, группировка и отображение полученных данных с помощью различных видов графиков (линейный график, круговая диаграмма), изучение показателей по отдельным и по общим результатам, изучение структуры показателей по отдельным видам транспорта. Также мы попытаемся получить тренд показателей продукции отрасли и дать прогноз на 2009 год. 1.
Характеристика транспортного комплекса России и продукции отрасли
Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров. Железнодорожный транспорт
эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния. Автомобильный транспорт
используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния. Морской транспорт
осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий. Трубопроводный транспорт
используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния. Вместе все виды транспорта образуют транспортный комплекс страны. Транспортный комплекс России включает 154 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 748 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов. Как было сказано ранее, транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта. Рассмотрим каждый из них более подробно. Железнодорожный транспорт
Железные дороги являются важнейшей составной частью транспортно-дорожного комплекса страны. Их протяженность равна 7 процентов всех железных дорог мира, но они обеспечивают 35 процентов мирового грузооборота и 15 процентов пассажирооборота, произведенного железнодорожниками в мире. Уровень интенсивности перевозок грузов по железным дорогам России в 4 раза выше, чем в США, в 10 раз, чем ФРГ и во Франции. Железнодорожный транспорт является наиболее часто используемым, так как имеет множество преимуществ. Он относительно свободно размещается по всей территории страны, отличается надежностью, не зависит от природно-климатических условий, обеспечивает большие перевозки грузов и пассажиров при относительно низких показателях себестоимости. Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, продукцию машиностроения и др. В структуре перевозок первое место занимает уголь и кокс, второе – минеральные удобрения и строительные материалы, на третьем – нефть и нефтепродукты. Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных пассажирских перевозок, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяется конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных дорог. На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении, в пассажирообороте же ведущую роль играют дальние перевозки (более 2/3 из всего пассажирооборота). Распределение пригородных перевозок зависит главным образом от их скопления в крупнейших городах и городских агломерациях. Дальние пассажирские перевозки распределяются по железным дорогам неравномерно. Преимущественное положение занимают два направления: меридиальное от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь. Автомобильный транспорт
Этот вид транспорта относится к числу динамично развивающихся видов транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов, пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении смешанных перевозок, а также в обслуживании, главным образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и строительства. Общая протяженность автомобильных дорог страны составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – 748 тыс. км. Однако, более 1/3 автомобильных дорог приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое, или булыжное покрытие, которое отличается низким качеством, не соответствующим техническим параметрам, а как следствие требует их частого ремонта. 34 процента населенных пунктов не имеет связи с дорогами общего пользования, что негативно отражается на развитии сельского хозяйства при вывозе сельскохозяйственной продукции. Велика роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Автомобильный транспорт используется как для внутрирайонных перевозок, так и для доставки грузов между различными видами населенных пунктов. В структуре перевозимых грузов преобладают строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары народного потребления. Водный транспорт
Водный транспорт является составной частью единого транспортного комплекса. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется на торговый флот и траулерный, или промысловый. Морской транспорт
имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на четвертом месте по грузообороту после железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж – плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение. При использовании морского транспорта нужно учитывать природный фактор. Структура перевозимых грузов морским видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов. Внутренний водный транспорт
в последнее время не выдерживает острой конкуренции и используется все реже. Конкуренцию ему составляет железнодорожный транспорт, так как сфера их применения практически идентична. В структуре перевозимых грузов лидирующее положение занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). Следующими по важности грузами являются лесные. На них приходится более 1/10 от общего объема перевозок. Воздушный транспорт
В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта. Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи с слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является чуть ли не единственным средством сообщения. 2.
Характеристика статистических показателей продукции отрасли
Статистический показатель
– это величина, адекватно характеризующая реальный процесс или явление во времени и пространстве. При этом количественная определенность связана с качественным своеобразием. Система показателей
– это комплекс взаимосвязанных показателей, характеризующих существенные стороны явления. При конструировании системы статистических показателей исходят из основных положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Статистика должна перевести экономические категории и понятия в статистические показатели. Например, продукция грузового транспорта - это экономическая категория, а объем перевезенного груза и грузооборот – система показателей для характеристики этой категории. Продукция транспорта – это объем перевозок пассажиров и грузов, выражаемый в денежном и условно-натуральном измерении. Продукцию транспорта измеряют с помощью натуральных и стоимостных показателей, которые рассчитываются отдельно по каждому виду транспорта: железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному, трубопроводному и др. К натуральным показателям относятся «перевезено грузов», грузооборот и пассажирооборот. «Перевезено грузов» (ПГ) – это выраженное в тоннах количество грузов (mj
), перевезенных отдельным видом транспорта (j) за отчетный период, включая внутренние перевозки, импорт, экспорт и международный транспорт:
Исключив повторный счет тех партий грузов, в перевозке которых участвует несколько видов транспорта, получают объем продукции, поступающей в единую транспортную сеть страны. «Перевезено пассажиров» (ПП) - число
пассажиров (mj
), перевезенных отдельным видом транспорта (j) за определенный период времени. Этот показатель учитывается по видам транспорта, сообщения, направлениям перевозок. Единицей наблюдения в статистике перевозок
пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров на железнодорожном и автомобильном транспорте определяется по моменту приобретения билета. Кроме того, осуществляется оценка объемов перевозок пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда.
Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования -
объем выполненной работы по перевозкам пассажиров. Определяется по числу проездных билетов, проданных и выданных бесплатно в данном отчетном периоде с учетом приходящихся на этот период поездок, совершенных по групповым билетам, грузовым документам, по абонементным и другим билетам. Перевозки пассажиров автобусами
включают суммарные объемы, выполненные эксплуатационными маршрутными автобусами (включая пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда), маршрутными таксомоторами и автобусами, работающими по заказам (в том числе туристско-экскурсионными). Грузооборот транспорта (ГОТ) – это измеренное в тонно-километрах суммарное перемещение всей массы грузов:
где Iij
– расстояние, на которое перевезены i-e партии груза j-м видом транспорта. Пассажирооборот транспорта
- объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр. Определяется путем суммирования произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; исчисляется раздельно по видам транспорта, сообщения, другим признакам.
где Iij
– расстояние, на которое перевезены i-e партии груза j-м видом транспорта. К стоимостным показателям относятся доходы от грузовых перевозок и валовая продукция. Доходы от грузовых и пассажирских перевозок (ДГП) – это сумма провозных плат, взысканных с клиентуры за транспортировку всего множества грузов определенного вида и объема. Величина данного показателя зависит не только от массы груза и расстояния, но и от уровня транспортных тарифов:
где pij
– транспортный тариф, устанавливаемый на перевозку i-го вида продукции j-м видом транспорта. Валовая продукция (ВП) – сумма денежной выручки предприятий транспорта от работ, выполненных в связи с перевозками грузов: ВП = ДГП + ДПРР + УХГ + ТЭУ, где ДПРР – доходы от погрузочно-разгрузочных работ; Основные показатели продукции транспорта
1970 1980 1990 1995 2000 2005 2006 2007 Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн.т: железнодорожным 1648 2048 2140 1028 1047 1273 1312 1345 автомобильным (включая 7853 13597 15347 6786 5878 6685 6753 6861 магистральным трубопроводным 303 576 558 309 318 482 489 490 морским 69 111 112 65 27 17 16 281)
внутренним водным 311 481 562 140 106 108 109 1531)
воздушным 1,4 2,4 2,5 0,6 0,8 0,8 0,9 1,0 Грузооборот транспорта общего пользования, млрд.тЧ км: железнодорожного 1672 2316 2523 1214 1373 1858 1951 2090 автомобильного (включая 116 241 299 156 153 194 199 206 магистрального трубопроводного 243 1087 1240 668 745 1156 1154 1141 морского 412 534 508 297 100 48 48 651)
внутреннего водного 164 228 214 90 65 71 58 861)
воздушного ... 2,2 2,6 1,6 2,5 2,8 2,9 3,4 Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн.человек: железнодорожным 2500 2971 3143 1833 1419 1339 1339 1280 автобусным 15053 23356 28626 22817 22033 11297 9087 7881 трамвайным 5370 5695 6000 7540 7421 4123 3267 2660 троллейбусным 3358 4739 6020 8475 8759 4653 3775 2972 метро 2047 3036 3695 4150 4186 3574 3466 3528 внутренним водным 117 103 90 25 26 16 14 211)
воздушным 45 66 91 32 23 37 40 47 Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров: железнодорожного 191 227 274 192 167 172 178 173 автобусного 100 210 262 188 164 96 84 78 трамвайного 17,2 18,1 19,1 25,1 25,1 13,5 11,1 8,7 троллейбусного 10,7 16,2 20,5 26,5 28,1 15,0 12,4 9,8 метро 19,9 29,4 41,0 46,2 46,9 43,4 44,2 42,6 внутреннего водного 4,8 5,3 4,8 1,1 0,9 0,7 0,6 1,01)
воздушного 54,9 102,3 159,5 71,7 53,4 85,8 93,9 111,0 1)
По организациям всех видов экономической деятельности. 3. Статистические методы анализа показателей продукции отрасли.
Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ, метод группировок, факторный метод и др. В данном параграфе представлены характеристики статистических методов, которые будут применены в данной работе при анализе статистических данных продукции транспорта. Методы для расчета:
· Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины); · Показатели вариации; · Метод аналитического выравнивания по уравнению линейного тренда; · Графические методы. 3.1. Показатели рядов динамики
При изучении явления во времени перед исследователем встает проблема описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики. Решается она путем построения соответствующих показателей. Для характеристики интенсивности изменения во времени такими показателями будут: 1) абсолютный прирост, Расчет показателей динамики представлен в следующей таблице. Таблица 1 Показатель Базисный Цепной Абсолютный прирост Yi
-Y0
Yi
-Yi-1
Коэффициент роста (Кр
) Yi
: Y0
Yi
: Yi-1
Темп роста (Тр
) (Yi
: Y0
)×100 (Yi
: Yi-1
)×100 Коэффициент прироста (Кпр
)**
Темп прироста (Тпр
)
Абсолютное значение одного процента прироста (А)
*
В случае, когда сравнение проводится с периодом (моментом) времени, начальным в ряду динамики, получают базисные показатели.
Если же сравнение производится с предыдущим периодом или моментом времени, то говорят о цепных показателях.
Относительные показатели структуры
характеризуют состав изучаемой совокупности, доли, удельные веса в общем итоге. Удельный вес частей совокупности
находится по формуле: Ci n где: Ci – значение итого (от 1 до n) показателя; n – всего показателей совокупности. Средние показатели.
Средняя является обобщающей характеристикой совокупности единиц по качественно однородному признаку. В статистике применяются различные виды средних: арифметическая, квадратичная, геометрическая и структурные средние: мода, медиана. Кроме моды и медианы, средние исчисляются в двух формах: простой и взвешенной. Выбор формы средней зависит от исходных данных и содержания определяемого показателя. В данной работе будут рассчитаны: средняя арифметическая простая
и средняя геометрическая
.
n n Где X – значение показателя (признака); Средняя арифметическая простая
применяется в случаях, когда варианты представлены индивидуально в виде их перечня в любом порядке или ранжированного ряда. Средний абсолютный прирост
(средняя скорость роста) определяется как средняя арифметическая из показателей скорости роста за отдельные периоды времени: где yn
- конечный уровень ряда; y1
- начальный уровень ряда. Средний коэффициент роста
( где Кр1
, Кр2
, ..., Кр n-1
- коэффициенты роста по сравнению с предыдущим периодом; n - число уровней ряда. Средний коэффициент роста можно определить иначе: Средний темп роста
, %.
Это средний коэффициент роста, который выражается в процентах: Средний темп прироста
Среднее абсолютное значение 1% прироста
можно рассчитать по формуле 3.2. Показатели вариации
Показатели вариации
— числовые характеристики статистического распределения, демонстрирующие степень рассеяния наблюдаемых значений измеряемого показателя относительно их среднего значения. Чем выше показатели вариации
, тем больший наблюдается разброс в значениях измеряемого показателя, и тем менее надежны результаты измерений. И наоборот: чем ниже показатели вариации
, тем плотнее группируются наблюдаемые значения вблизи среднего значения, и тем достовернее результаты эксперимента. К
показателям вариации в статистике относятся: · Размах вариации; · Среднее линейное отклонение; · Дисперсия; · Среднее квадратическое отклонение; Размах вариации вычисляется по формуле: Среднее линейное отклонение рассчитывается по формуле: Дисперсия представляет собой средний квадрат отклонений вариантов от их средней величины, и вычисляется по формуле: Среднее квадратическое отклонение равно квадратному корню из дисперсии, и рассчитывается как: Коэффициент
вариации представляет собой выраженное
в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической: По величине коэффициента вариации можно судить о степени вариации признаков совокупностей. Чем больше его величина, тем больше разброс значений вокруг средней, тем менее однородна совокупность по своему составу и тем менее представительна средняя. Совокупность считается количественно однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%. 3.3. Методы аналитического выравнивания рядов динамики
Для отображения тенденции динамического ряда мы будем применять аналитическое выравнивание, т. е. выравнивание с помощью аналитических формул. В этом случае динамический ряд выражается в виде функции у (t), в которой в качестве основного фактора принимается время t, и изменения аргумента функции определяют расчетные значения уt. Фактическими (или эмпирическими) уровнями ряда динамики называют исходные данные об изменении явления, т. е. данные, полученные опытным путем, посредством наблюдения. Они обозначаются уi. Расчетными (или теоретическими) уровнями ряда называют значения, полученные в результате подстановки в уравнение тренда значений t, и обозначают их. Целью аналитического выравнивания динамического ряда является определение аналитической или графической зависимости f(t). На практике по имеющемуся временному ряду задают вид и находят параметры функции f(t), а затем анализируют поведение отклонений от тенденции. Функцию f(t) выбирают таким образом, чтобы она давала содержательное объяснение изучаемого процесса. Чаще всего при выравнивании используются линейная, параболическая, экспоненциальная зависимость. 1) Линейная зависимость выбирается в тех случаях, когда в исходном временном ряду наблюдаются более или менее постоянные абсолютные и цепные приросты, не проявляющие тенденции ни к увеличению, ни к снижению. 2) Параболическая зависимость используется, если абсолютные цепные приросты сами по себе обнаруживают некоторую тенденцию развития, но абсолютные цепные приросты абсолютных цепных приростов (разности второго порядка) никакой тенденции развития не проявляют. 3) Экспоненциальные зависимости применяются, если в исходном временном ряду наблюдается либо более или менее постоянный относительный рост (устойчивость цепных темпов роста, темпов прироста, коэффициентов роста), либо, при отсутствии такого постоянства, - устойчивость в изменении показателей относительного роста (цепных темпов роста цепных же темпов роста, цепных коэффициентов роста цепных же коэффициентов или темпов роста и т.д.) 4. Анализ динамики развития показателей продукции транспорта.
В данной главе мы проанализируем показатели динамики продукции основных видов транспорта за 2000-2007г. Исходными данными являются статистические данные показателей отрасли. Формулы, применяемые для расчёта представлены в параграфе 3. ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Транспорт -
всего 8488
8668
8978
9167
9300
9447
в том числе по видам: железнодорожный 1084 1161 1221 1273 1312 1344 автомобильный 6348 6368 6568 6685 6753 6861 трубопроводный 899 976 1024 1048 1070 1062 морской 37 36 29 26 25 27 внутренний водный 119 126 135 134 139 152 воздушный 0,9 0,8 0,9 0,8 0,9 1,0 ГРУЗООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Транспорт -
всего 3976
4284
4558
4676
4801
4910
в том числе по видам: железнодорожный 1510 1669 1802 1858 1951 2090 автомобильный 167 173 182 194 199 206 трубопроводный 2100 2273 2413 2474 2499 2465 морской 112 85 66 60 62 62 внутренний водный 84 81 92 87 87 84 воздушный 2,7 2,7 3,0 2,8 2,9 3,4 ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Транспорт -
всего 42350
39699
38493
29390
26015
23074
в том числе по видам: железнодорожный 1271 1304 1335 1339 1347 1278 автобусный 21646 20512 20392 15636 13914 12559 таксомоторный 12 10 10 6 7 8 трамвайный 6982 6321 5804 4123 3267 2660 троллейбусный 8181 7291 6680 4653 3775 2972 метрополитены 4200 4205 4211 3574 3644 3528 морской 0,7 1,2 1,1 1,3 1,4 1,4 внутренний водный 29 24 25 21 20 21 воздушный 28 31 35 37 40 47 ПАССАЖИРООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(млрд. пассажиро-километров) 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Транспорт -
всего 486,0
486,6
501,8
464,5
466,9
465,5
в том числе по видам: железнодорожный 152,9 157,6 164,3 172,2 177,8 174,1 автобусный 167,3 161,5 161,7 133,5 126,4 118,1 таксомоторный 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 трамвайный 21,9 20,2 18,7 13,5 11,1 8,7 троллейбусный 26,6 23,8 21,4 15,0 12,4 9,8 метрополитены 51,3 51,3 51,4 43,4 44,2 42,6 морской 0,07 0,07 0,07 0,09 0,06 0,08 внутренний водный 1,0 0,9 1,0 0,9 0,9 1,0 воздушный 64,7 71,1 83,0 85,8 93,9 111,0 Для начала проведём анализ динамики показателей продукции в целом по отрасли, затем определим структуру показателей по различным видам транспорта и проследим динамику показателей продукции видов транспорта, занимающих основную долю в отрасли по данным показателям. 4.1. Перевезено грузов.
Год Показатели динамики перевозок грузов млн. тн. Δi(Б)
Δi(Ц)
Кi(Б)
Кi(Ц)
Аi
2002 8488 - - - - 100 100 - - - 2003 8668 180 180 1,021 1,021 102,1 102,1 2,1 2,1 85,71 2004 8978 490 310 1,058 1,036 105,8 103,6 5,8 3,6 86,11 2005 9167 679 189 1,080 1,021 108,0 102,1 8,0 2,1 90,00 2006 9300 812 133 1,096 1,015 109,6 101,5 9,6 1,5 88,67 2007 9447 959 147 1,113 1,016 111,3 101,6 11,3 1,6 91,87 Итого
191,8
Графически динамика количества перевезённых грузов изображена линейным графиком на рис. 1. Для определения однородности генеральной совокупности определим показатели вариации: Перевезено грузов, млн. тн.
Среднее линейное отклонение Дисперсия σ2
Среднее квадратичное отклонение σ Коэффициент вариации V 8488 520
270400
8668 340
115600
8978 30
900
9167 159
25281
9300 292
85264
9447 439
192721
Σ 1780
Σ 690166
296,7
115027,7
339,16
3,77
Выводы:
Динамика показателей перевозок груза по отрасли в целом характеризуется ростом. Количество перевезённых грузов увеличивается с каждым годом в среднем на 2,2% (191,8 млн.тн). Наибольшие темпы роста количества перевезённых грузов наблюдалось в 2003 году на 3,6%. Коэффициент вариации предельно мал, следовательно, данная генеральная совокупность является однородной. Для уточнения этого предположения применим один из методов выравнивания динамических рядов. Выявим основную тенденцию динамики перевозок грузов транспортом методом аналитического выравнивания по уравнению линейного тренда: Перевезено грузов, млн. тн. 2002 8488 2003 8668 2004 8978 2005 9167 2006 9300 2007 9447 Итого 54048
|