Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 30

 

Поиск            

 

Характеристика транспортного комплекса России и продукции отрасли

 

             

Характеристика транспортного комплекса России и продукции отрасли

Содержание

Введение

1. Характеристика транспортного комплекса России и продукции отрасли

2. Характеристика статистических показателей продукции отрасли

3. Статистические методы анализа показателей продукции отрасли.

3.1. Показатели рядов динамики

3.2. Показатели вариации

3.3. Методы аналитического выравнивания рядов динамики

4. Анализ динамики развития показателей продукции транспорта.

4.1. Перевезено грузов.

4.2. Грузооборот транспорта.

4.3 Перевезено пассажиров.

4.4 Пассажирооборот.

Заключение

Список литературы

стр. 3

стр. 5

стр. 9

стр. 13

стр. 13

стр. 16

стр. 18

стр. 19

стр. 21

стр. 26

стр. 31

стр. 35

стр. 41

стр. 43

Введение

Статистика транспорта – это одна из отраслей экономической статистики.

Объект ее изучения – транспорт, т.е. совокупность предприятий, производственный процесс которых заключается в перемещении грузов и пассажиров.

По характеру работы, многообразию и сложности производственных подразделений предприятия транспорта в процессе воспроизводства занимает особое место среди других отраслей экономики, с которыми он неразрывно связан. От уровня темпов его развития, результатов и качества работы зависит успешная деятельность всех отраслей экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, повышение уровня жизни населения. Связывая все отрасли экономики в единое целое, транспорт способствует рациональному использованию природных ресурсов и размещению производства, служит целям развития и укрепления хозяйственных и культурных связей между регионами страны и другими странами.

Транспорт является одним из крупнейших потребителей некоторых видов продукции: металла, топлива, леса, электроэнергии. Такие отрасли промышленности, как железнодорожное машиностроение, производство автомобилей, судостроение, авиационная промышленность, целиком работают для удовлетворения потребностей транспорта. Именно поэтому так важно изучение статистики данной отрасли.

Предметом изучения статистики транспорта являются массовые экономические явления, представляющие собой результат транспортного процесса и условия (факторы) его осуществления в конкретных условиях места и времени. С помощью системы статистических показателей определяются объемы (уровни), структура, динамика и взаимосвязь результатов и факторов производственного процесса. Таким образом, статистика придает закономерностям и взаимосвязям в развитии транспорта количественное выражение.

Статистика транспорта расчленяется на составные части:

· отраслевой признак;

· тематический признак.

По отраслевому признаку в ней выделяются статистики отдельных видов транспорта:

· железнодорожного;

· автомобильного;

· трубопроводного;

· морского;

· внутреннего водного;

· воздушного.

По тематическому признаку:

· статистика перевозок грузов и пассажиров;

· статистика основного и оборотного капитала;

· труда;

· производственных затрат и финансовых результатов;

· инвестиций и инноваций.

Из них самыми специфическими для каждого вида транспорта являются:

· статистика перевозок грузов и пассажиров;

· статистика главнейшей части основного капитала – транспортных средств и путей сообщения (транспортных терминалов).

Основная цель данной работы – исследование и характеристика показателей продукции транспорта (железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, морского, внутреннего водного и воздушного), их изменение в зависимости от данных периодов (года с 2003 по 2007): изучение абсолютных приростов, изучение темпов роста, показателей динамики, средних величин и показателей вариации, группировка и отображение полученных данных с помощью различных видов графиков (линейный график, круговая диаграмма), изучение показателей по отдельным и по общим результатам, изучение структуры показателей по отдельным видам транспорта. Также мы попытаемся получить тренд показателей продукции отрасли и дать прогноз на 2009 год.


1. Характеристика транспортного комплекса России и продукции отрасли

Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.

Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.

Автомобильный транспорт используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния.

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.

Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.

Вместе все виды транспорта образуют транспортный комплекс страны.

Транспортный комплекс России включает 154 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 748 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов.

Как было сказано ранее, транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Железнодорожный транспорт

Железные дороги являются важнейшей составной частью транспортно-дорожного комплекса страны. Их протяженность равна 7 процентов всех железных дорог мира, но они обеспечивают 35 процентов мирового грузооборота и 15 процентов пассажирооборота, произведенного железнодорожниками в мире. Уровень интенсивности перевозок грузов по железным дорогам России в 4 раза выше, чем в США, в 10 раз, чем ФРГ и во Франции. Железнодорожный транспорт является наиболее часто используемым, так как имеет множество преимуществ. Он относительно свободно размещается по всей территории страны, отличается надежностью, не зависит от природно-климатических условий, обеспечивает большие перевозки грузов и пассажиров при относительно низких показателях себестоимости. Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, продукцию машиностроения и др. В структуре перевозок первое место занимает уголь и кокс, второе – минеральные удобрения и строительные материалы, на третьем – нефть и нефтепродукты.

Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных пассажирских перевозок, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяется конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных дорог.

На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении, в пассажирообороте же ведущую роль играют дальние перевозки (более 2/3 из всего пассажирооборота). Распределение пригородных перевозок зависит главным образом от их скопления в крупнейших городах и городских агломерациях.

Дальние пассажирские перевозки распределяются по железным дорогам неравномерно. Преимущественное положение занимают два направления: меридиальное от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь.

Автомобильный транспорт

Этот вид транспорта относится к числу динамично развивающихся видов транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов, пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении смешанных перевозок, а также в обслуживании, главным образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и строительства.

Общая протяженность автомобильных дорог страны составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – 748 тыс. км. Однако, более 1/3 автомобильных дорог приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое, или булыжное покрытие, которое отличается низким качеством, не соответствующим техническим параметрам, а как следствие требует их частого ремонта. 34 процента населенных пунктов не имеет связи с дорогами общего пользования, что негативно отражается на развитии сельского хозяйства при вывозе сельскохозяйственной продукции.

Велика роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Автомобильный транспорт используется как для внутрирайонных перевозок, так и для доставки грузов между различными видами населенных пунктов. В структуре перевозимых грузов преобладают строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары народного потребления.

Водный транспорт

Водный транспорт является составной частью единого транспортного комплекса. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется на торговый флот и траулерный, или промысловый.

Морской транспорт имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на четвертом месте по грузообороту после железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж – плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение.

При использовании морского транспорта нужно учитывать природный фактор.

Структура перевозимых грузов морским видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

Внутренний водный транспорт в последнее время не выдерживает острой конкуренции и используется все реже. Конкуренцию ему составляет железнодорожный транспорт, так как сфера их применения практически идентична.

В структуре перевозимых грузов лидирующее положение занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). Следующими по важности грузами являются лесные. На них приходится более 1/10 от общего объема перевозок.

Воздушный транспорт

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта.

Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи с слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является чуть ли не единственным средством сообщения.

2. Характеристика статистических показателей продукции отрасли

Статистический показатель – это величина, адекватно характеризующая реальный процесс или явление во времени и пространстве. При этом количественная определенность связана с качественным своеобразием.

Система показателей – это комплекс взаимосвязанных показателей, характеризующих существенные стороны явления.

При конструировании системы статистических показателей исходят из основных положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания.

Статистика должна перевести экономические категории и понятия в статистические показатели. Например, продукция грузового транспорта - это экономическая категория, а объем перевезенного груза и грузооборот – система показателей для характеристики этой категории.

Продукция транспорта – это объем перевозок пассажиров и грузов, выражаемый в денежном и условно-натуральном измерении.

Продукцию транспорта измеряют с помощью натуральных и стоимостных показателей, которые рассчитываются отдельно по каждому виду транспорта: железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному, трубопроводному и др. К натуральным показателям относятся «перевезено грузов», грузооборот и пассажирооборот.

«Перевезено грузов» (ПГ) – это выраженное в тоннах количество грузов (mj ), перевезенных отдельным видом транспорта (j) за отчетный период, включая внутренние перевозки, импорт, экспорт и международный транспорт:

Исключив повторный счет тех партий грузов, в перевозке которых участвует несколько видов транспорта, получают объем продукции, поступающей в единую транспортную сеть страны.

«Перевезено пассажиров» (ПП) - число пассажиров (mj ), перевезенных отдельным видом транспорта (j) за определенный период времени. Этот показатель учитывается по видам транспорта, сообщения, направлениям перевозок. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров на железнодорожном и автомобильном транспорте определяется по моменту приобретения билета. Кроме того, осуществляется оценка объемов перевозок пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда.

Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования - объем выполненной работы по перевозкам пассажиров. Определяется по числу проездных билетов, проданных и выданных бесплатно в данном отчетном периоде с учетом приходящихся на этот период поездок, совершенных по групповым билетам, грузовым документам, по абонементным и другим билетам.

Перевозки пассажиров автобусами включают суммарные объемы, выполненные эксплуатационными маршрутными автобусами (включая пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда), маршрутными таксомоторами и автобусами, работающими по заказам (в том числе туристско-экскурсионными).

Грузооборот транспорта (ГОТ) – это измеренное в тонно-километрах суммарное перемещение всей массы грузов:

где Iij – расстояние, на которое перевезены i-e партии груза j-м видом транспорта.

Пассажирооборот транспорта - объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр. Определяется путем суммирования произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; исчисляется раздельно по видам транспорта, сообщения, другим признакам.

где Iij – расстояние, на которое перевезены i-e партии груза j-м видом транспорта.

К стоимостным показателям относятся доходы от грузовых перевозок и валовая продукция.

Доходы от грузовых и пассажирских перевозок (ДГП) – это сумма провозных плат, взысканных с клиентуры за транспортировку всего множества грузов определенного вида и объема. Величина данного показателя зависит не только от массы груза и расстояния, но и от уровня транспортных тарифов:

где pij – транспортный тариф, устанавливаемый на перевозку i-го вида продукции j-м видом транспорта.

Валовая продукция (ВП) – сумма денежной выручки предприятий транспорта от работ, выполненных в связи с перевозками грузов:

ВП = ДГП + ДПРР + УХГ + ТЭУ,

где ДПРР – доходы от погрузочно-разгрузочных работ;
УХГ – стоимость услуг по хранению грузов на складах;
ТЭУ – стоимость транспортно-экспедиционных работ.

Основные показатели продукции транспорта

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн.т:

железнодорожным

1648

2048

2140

1028

1047

1273

1312

1345

автомобильным (включая
ведомственный)

7853

13597

15347

6786

5878

6685

6753

6861

магистральным трубопроводным
(нефть и нефтепродукты)

303

576

558

309

318

482

489

490

морским

69

111

112

65

27

17

16

281)

внутренним водным

311

481

562

140

106

108

109

1531)

воздушным

1,4

2,4

2,5

0,6

0,8

0,8

0,9

1,0

Грузооборот транспорта общего пользования, млрд.тЧ км:

железнодорожного

1672

2316

2523

1214

1373

1858

1951

2090

автомобильного (включая
ведомственный)

116

241

299

156

153

194

199

206

магистрального трубопроводного
(нефть и нефтепродукты)

243

1087

1240

668

745

1156

1154

1141

морского

412

534

508

297

100

48

48

651)

внутреннего водного

164

228

214

90

65

71

58

861)

воздушного

...

2,2

2,6

1,6

2,5

2,8

2,9

3,4

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн.человек:

железнодорожным

2500

2971

3143

1833

1419

1339

1339

1280

автобусным

15053

23356

28626

22817

22033

11297

9087

7881

трамвайным

5370

5695

6000

7540

7421

4123

3267

2660

троллейбусным

3358

4739

6020

8475

8759

4653

3775

2972

метро

2047

3036

3695

4150

4186

3574

3466

3528

внутренним водным

117

103

90

25

26

16

14

211)

воздушным

45

66

91

32

23

37

40

47

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров:

железнодорожного

191

227

274

192

167

172

178

173

автобусного

100

210

262

188

164

96

84

78

трамвайного

17,2

18,1

19,1

25,1

25,1

13,5

11,1

8,7

троллейбусного

10,7

16,2

20,5

26,5

28,1

15,0

12,4

9,8

метро

19,9

29,4

41,0

46,2

46,9

43,4

44,2

42,6

внутреннего водного

4,8

5,3

4,8

1,1

0,9

0,7

0,6

1,01)

воздушного

54,9

102,3

159,5

71,7

53,4

85,8

93,9

111,0

1) По организациям всех видов экономической деятельности.

3. Статистические методы анализа показателей продукции отрасли.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ, метод группировок, факторный метод и др.

В данном параграфе представлены характеристики статистических методов, которые будут применены в данной работе при анализе статистических данных продукции транспорта.

Методы для расчета:

· Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

· Показатели вариации;

· Метод аналитического выравнивания по уравнению линейного тренда;

· Графические методы.

3.1. Показатели рядов динамики

При изучении явления во времени перед исследователем встает проблема описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики. Решается она путем построения соответствующих показателей.

Для характеристики интенсивности изменения во времени такими показателями будут:

1) абсолютный прирост,
2) темпы роста,
3) темпы прироста,
4) абсолютное значение одного процента прироста.

Расчет показателей динамики представлен в следующей таблице.

Таблица 1

Показатель

Базисный

Цепной

Абсолютный прирост *

Yi -Y0

Yi -Yi-1

Коэффициент роста (Кр )

Yi : Y0

Yi : Yi-1

Темп роста (Тр )

(Yi : Y0 )×100

(Yi : Yi-1 )×100

Коэффициент прироста (Кпр )**

Темп прироста (Тпр )

Абсолютное значение одного процента прироста (А)

*
**

В случае, когда сравнение проводится с периодом (моментом) времени, начальным в ряду динамики, получают базисные показатели. Если же сравнение производится с предыдущим периодом или моментом времени, то говорят о цепных показателях.

Относительные показатели структуры характеризуют состав изучаемой совокупности, доли, удельные веса в общем итоге.

Удельный вес частей совокупности находится по формуле:

Ci
d = —– • 100%,

n

где:
d – удельный вес;

Ci – значение итого (от 1 до n) показателя;

n – всего показателей совокупности.

Средние показатели. Средняя является обобщающей характеристикой совокупности единиц по качественно однородному признаку.

В статистике применяются различные виды средних: арифметическая, квадратичная, геометрическая и структурные средние: мода, медиана. Кроме моды и медианы, средние исчисляются в двух формах: простой и взвешенной. Выбор формы средней зависит от исходных данных и содержания определяемого показателя.

В данной работе будут рассчитаны: средняя арифметическая простая и средняя геометрическая .

Средняя арифметическая простая равна сумме значений признака деленной на их число:
Уx Ci + Ci + …
X = –— = –—–—–—–—.

n n

Где X – значение показателя (признака);
n – число единиц показателя (признака).

Средняя арифметическая простая применяется в случаях, когда варианты представлены индивидуально в виде их перечня в любом порядке или ранжированного ряда.

Средний абсолютный прирост (средняя скорость роста) определяется как средняя арифметическая из показателей скорости роста за отдельные периоды времени:

где yn - конечный уровень ряда; y1 - начальный уровень ряда.

Средний коэффициент роста ( ) рассчитывается по формуле средней геометрической из показателей коэффициентов роста за отдельные периоды:

где Кр1 , Кр2 , ..., Кр n-1 - коэффициенты роста по сравнению с предыдущим периодом; n - число уровней ряда.

Средний коэффициент роста можно определить иначе:

Средний темп роста , %. Это средний коэффициент роста, который выражается в процентах:

Средний темп прироста , %. Для расчета данного показателя первоначально определяется средний темп роста, который затем уменьшается на 100%. Его также можно определить, если уменьшить средний коэффициент роста на единицу:

= 95,4 – 100 = - 4,6%

Среднее абсолютное значение 1% прироста можно рассчитать по формуле

3.2. Показатели вариации

Показатели вариации — числовые характеристики статистического распределения, демонстрирующие степень рассеяния наблюдаемых значений измеряемого показателя относительно их среднего значения.

Чем выше показатели вариации , тем больший наблюдается разброс в значениях измеряемого показателя, и тем менее надежны результаты измерений. И наоборот: чем ниже показатели вариации , тем плотнее группируются наблюдаемые значения вблизи среднего значения, и тем достовернее результаты эксперимента.

К показателям вариации в статистике относятся:

· Размах вариации;

· Среднее линейное отклонение;

· Дисперсия;

· Среднее квадратическое отклонение;

· Коэффициент вариации.

Размах вариации вычисляется по формуле:

Среднее линейное отклонение рассчитывается по формуле:

Дисперсия представляет собой средний квадрат отклонений вариантов от их средней величины, и вычисляется по формуле:

Среднее квадратическое отклонение равно квадратному корню из дисперсии, и рассчитывается как:

Коэффициент вариации представляет собой выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической:

По величине коэффициента вариации можно судить о степени вариации признаков совокупностей. Чем больше его величина, тем больше разброс значений вокруг средней, тем менее однородна совокупность по своему составу и тем менее представительна средняя. Совокупность считается количественно однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%.

3.3. Методы аналитического выравнивания рядов динамики

Для отображения тенденции динамического ряда мы будем применять аналитическое выравнивание, т. е. выравнивание с помощью аналитических формул. В этом случае динамический ряд выражается в виде функции у (t), в которой в качестве основного фактора принимается время t, и изменения аргумента функции определяют расчетные значения уt.

Фактическими (или эмпирическими) уровнями ряда динамики называют исходные данные об изменении явления, т. е. данные, полученные опытным путем, посредством наблюдения. Они обозначаются уi. Расчетными (или теоретическими) уровнями ряда называют значения, полученные в результате подстановки в уравнение тренда значений t, и обозначают их.

Целью аналитического выравнивания динамического ряда является определение аналитической или графической зависимости f(t). На практике по имеющемуся временному ряду задают вид и находят параметры функции f(t), а затем анализируют поведение отклонений от тенденции. Функцию f(t) выбирают таким образом, чтобы она давала содержательное объяснение изучаемого процесса.

Чаще всего при выравнивании используются линейная, параболическая, экспоненциальная зависимость.

1) Линейная зависимость выбирается в тех случаях, когда в исходном временном ряду наблюдаются более или менее постоянные абсолютные и цепные приросты, не проявляющие тенденции ни к увеличению, ни к снижению.

2) Параболическая зависимость используется, если абсолютные цепные приросты сами по себе обнаруживают некоторую тенденцию развития, но абсолютные цепные приросты абсолютных цепных приростов (разности второго порядка) никакой тенденции развития не проявляют.

3) Экспоненциальные зависимости применяются, если в исходном временном ряду наблюдается либо более или менее постоянный относительный рост (устойчивость цепных темпов роста, темпов прироста, коэффициентов роста), либо, при отсутствии такого постоянства, - устойчивость в изменении показателей относительного роста (цепных темпов роста цепных же темпов роста, цепных коэффициентов роста цепных же коэффициентов или темпов роста и т.д.)

4. Анализ динамики развития показателей продукции транспорта.

В данной главе мы проанализируем показатели динамики продукции основных видов транспорта за 2000-2007г. Исходными данными являются статистические данные показателей отрасли. Формулы, применяемые для расчёта представлены в параграфе 3.

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
(млн. тонн)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Транспорт - всего

8488

8668

8978

9167

9300

9447

в том числе по видам:

железнодорожный

1084

1161

1221

1273

1312

1344

автомобильный

6348

6368

6568

6685

6753

6861

трубопроводный

899

976

1024

1048

1070

1062

морской

37

36

29

26

25

27

внутренний водный

119

126

135

134

139

152

воздушный

0,9

0,8

0,9

0,8

0,9

1,0

ГРУЗООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
(млрд. тонно-километров)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Транспорт - всего

3976

4284

4558

4676

4801

4910

в том числе по видам:

железнодорожный

1510

1669

1802

1858

1951

2090

автомобильный

167

173

182

194

199

206

трубопроводный

2100

2273

2413

2474

2499

2465

морской

112

85

66

60

62

62

внутренний водный

84

81

92

87

87

84

воздушный

2,7

2,7

3,0

2,8

2,9

3,4

ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(млн. человек)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Транспорт - всего

42350

39699

38493

29390

26015

23074

в том числе по видам:

железнодорожный

1271

1304

1335

1339

1347

1278

автобусный

21646

20512

20392

15636

13914

12559

таксомоторный

12

10

10

6

7

8

трамвайный

6982

6321

5804

4123

3267

2660

троллейбусный

8181

7291

6680

4653

3775

2972

метрополитены

4200

4205

4211

3574

3644

3528

морской

0,7

1,2

1,1

1,3

1,4

1,4

внутренний водный

29

24

25

21

20

21

воздушный

28

31

35

37

40

47

ПАССАЖИРООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (млрд. пассажиро-километров)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Транспорт - всего

486,0

486,6

501,8

464,5

466,9

465,5

в том числе по видам:

железнодорожный

152,9

157,6

164,3

172,2

177,8

174,1

автобусный

167,3

161,5

161,7

133,5

126,4

118,1

таксомоторный

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1

трамвайный

21,9

20,2

18,7

13,5

11,1

8,7

троллейбусный

26,6

23,8

21,4

15,0

12,4

9,8

метрополитены

51,3

51,3

51,4

43,4

44,2

42,6

морской

0,07

0,07

0,07

0,09

0,06

0,08

внутренний водный

1,0

0,9

1,0

0,9

0,9

1,0

воздушный

64,7

71,1

83,0

85,8

93,9

111,0

Для начала проведём анализ динамики показателей продукции в целом по отрасли, затем определим структуру показателей по различным видам транспорта и проследим динамику показателей продукции видов транспорта, занимающих основную долю в отрасли по данным показателям.

4.1. Перевезено грузов.

Год

Показатели динамики перевозок грузов

млн. тн.

Δi(Б)

Δi(Ц)

Кi(Б)

Кi(Ц)

Аi

2002

8488

-

-

-

-

100

100

-

-

-

2003

8668

180

180

1,021

1,021

102,1

102,1

2,1

2,1

85,71

2004

8978

490

310

1,058

1,036

105,8

103,6

5,8

3,6

86,11

2005

9167

679

189

1,080

1,021

108,0

102,1

8,0

2,1

90,00

2006

9300

812

133

1,096

1,015

109,6

101,5

9,6

1,5

88,67

2007

9447

959

147

1,113

1,016

111,3

101,6

11,3

1,6

91,87

Итого

Y= 9008

=

191,8

= 1,022

= 102,2

= 2,2

= 87,18

Графически динамика количества перевезённых грузов изображена линейным графиком на рис. 1.

Для определения однородности генеральной совокупности определим показатели вариации:

Перевезено грузов, млн. тн.

Среднее линейное отклонение

Дисперсия σ2

Среднее квадратичное отклонение σ

Коэффициент вариации V

8488

520

270400

8668

340

115600

8978

30

900

9167

159

25281

9300

292

85264

9447

439

192721

= 9008

Σ 1780

Σ 690166

296,7

115027,7

339,16

3,77

Выводы: Динамика показателей перевозок груза по отрасли в целом характеризуется ростом. Количество перевезённых грузов увеличивается с каждым годом в среднем на 2,2% (191,8 млн.тн). Наибольшие темпы роста количества перевезённых грузов наблюдалось в 2003 году на 3,6%. Коэффициент вариации предельно мал, следовательно, данная генеральная совокупность является однородной.

Для уточнения этого предположения применим один из методов выравнивания динамических рядов. Выявим основную тенденцию динамики перевозок грузов транспортом методом аналитического выравнивания по уравнению линейного тренда:

F(t) = а0 + а1 t; где а0 и а1 найдем из системы нормальных уравнений.Составим расчетную таблицу.

 

 

 

Годы t

Перевезено грузов, млн. тн.

t2 Y*t F(t)

2002

1

8488

1 8488 8516 0,33

2003

2

8668

4 17336 8712 0,5

2004

3

8978

9 26934 8908 0,78

2005

4

9167

16 36668 9104 0,69

2006

5

9300

25 46500 9300 0

2007

6

9447

36 56682 9496 0,52

Итого

21

54048