Главная Учебники - Литература Лекции по литературе, сочинения - часть 4
Кавказ.
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы»: Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами , объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов. В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских « заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении «Обвал» с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа: Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы, И надо мной шумят орлы И ропщет бор… И блещут средь волнистой мглы Вершины гор. Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник» . Восторгаясь красотой Кавказа , он писал : «Забуду ли его кремнистые вершины, Гремучие ключи, увядшие равнины… В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное « дитя цивилизации»- русский, «европеец» и ……, дитя природы, «дева гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана. Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма «Кавказский пленник». Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова: И хладен блеск его очей… …Чувства, страсти, В очах навеки догорев, Таятся, как в пещере лев, Глубоко в сердце… Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма «Беглец» , например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов. Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро « удар кинжала пресёк несчастного позор», мать его лишь « хладно отвернула взор». Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт… Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти: Прекрасен ты, суровый край свободы! И вы, престолы вечные природы. Наконец, сам поэт в стихотворении «Кавказ» восклицает: Как сладкую песню отчизны моей Люблю я Кавказ! Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их «громадности» и «воздушности», их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера. Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть «Кавказский пленник» -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения. В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно. Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал: Кавказа гордые сыны, Сражались, гибли вы ужасно, Но не спасла вас наша кровь… А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает: И с грустью тайной и сердечной Я думал: « Жалкий человек… Чего он хочет?… Небо ясно. Под небом много места всем; Но беспрестанно и напрасно Один враждует он –зачем? (« Валерик »)
|