СТО Газпром 2-2.2-457-2010

 

  Главная       Учебники - Газпром      СТО Газпром 2-2.2-457-2010

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страницы   ..  1  2  3   ..

 

 

СТО Газпром 2-2.2-457-2010

 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ» СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ


 

МАГИСТРАЛЬНЫЕ ГАЗОПРОВОДЫ. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

ПЕРЕХОДОВ ГАЗОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА


 

СТО Газпром 2-2.2-457-2010


 

Издание официальное


 

 


 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»


 

Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий – Газпром ВНИИГАЗ»


 

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром экспо»


 

Москва 2010

Предисловие


 

  1. РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-

    исследовательский институт природных газов и газовых технологий – Газпром ВНИИГАЗ»

  2. ВНЕСЕН Управлением по транспортировке газа и газового конденсата Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром»


     

  3. УТВЕРЖДЕН

    И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

    распоряжением ОАО «Газпром» от 20 апреля 2010 г.

    № 86


     

  4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


 

© ОАО «Газпром», 2010

© Оформление ООО «Газпром экспо», 2010


 

Распространение настоящего стандарта осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением правил, установленных ОАО «Газпром»

Содержание

  1. Область применения 1

  2. Нормативные ссылки 2

  3. Термины, определения и сокращения 3

  4. Общие положения 8

  5. Подготовительные работы 11

    1. Геодезическая подготовка 11

    2. Подготовка участка строительства 13

  6. Сварка и контроль качества сварных соединений газопровода 17

  7. Монтажные работы 18

  8. Защита переходов от коррозии изоляционными покрытиями 23

  9. Земляные работы по устройству траншей 25

    1. Параметры траншей 25

    2. Общие положения по проведению работ 29

    3. Разработка прибрежных траншей 30

    4. Разработка подводных траншей 34

    5. Разработка траншей землесосными снарядами 41

    6. Разработка траншей черпаковыми гидравлическими земснарядами 43

    7. Применение канатно-скреперных установок 46

    8. Предварительное рыхление грунта 47

    9. Засыпка подводных траншей 49

    10. Особенности проведения земляных работ в зимний период 50

  10. Балластировка и закрепление переходов на проектных отметках 52

  11. Монтаж (укладка) трубопроводов на переходе 53

    1. Общие положения 53

    2. Укладка трубопровода способом протаскивания 54

    3. Укладка трубопровода свободным погружением 59

    4. Укладка трубопровода с плавсредства 60

    5. Укладка трубопровода в зимних условиях 61

  12. Строительство надземных переходов 63

  13. Сооружение кабельных линий связи на подводных переходах 66

  14. Очистка полости и испытания переходов 70

  15. Строительство подземных переходов методом горизонтально-наклонного бурения 71

    1. Общие положения 71

    2. Бурение пилотной скважины 73

    3. Расширение скважины 74

    4. Подготовка и протаскивание трубопровода 75

  16. Берегоукрепительные работы на переходах 77

  17. Строительный контроль (технический надзор) при производстве

    строительных работ переходов 81

  18. Охрана труда при сооружении переходов 84

  19. Охрана окружающей среды 87

  20. Состав исполнительной документации на строительство переходов газопроводов 91

Приложение А (рекомендуемое) Типовая схема размещения объектов

на участке строительства перехода 93

Приложение Б (рекомендуемое) Типовая конструкция переезда

через действующие газопроводы. 94

Приложение В (рекомендуемое) Технологические варианты разработки

траншей экскаватором 95

Приложение Г (рекомендуемое) Траншейный и папильонажный способы

разработки грунта земснарядами 98

Приложение Д (рекомендуемое) Последовательность разработки

подводных траншей плавкраном 100

Приложение Е (обязательное) Регламент работ по строительному

контролю (техническому надзору) при строительстве переходов 103

Библиография 113

Введение


 

Настоящий стандарт разработан с целью нормативного обеспечения строительных работ на подводных переходах магистральных газопроводов с рабочим давлением до 15 МПа, строящихся в различных природных условиях, в том числе на Крайнем Севере.

Работа проводилась на основании Перечня приоритетных научно-технических проблем ОАО «Газпром» на 2006–2010 гг., утвержденного Председателем Правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллером 11.10.2005 № 01-106, раздела 4 «Обеспечение надежности поставок продукции Общества потребителям».

Настоящий стандарт разработан в рамках договора от 30.10.2007 № 0546-07-1 между ОАО «Газпром» и ООО «Газпром ВНИИГАЗ» «Создание научно-методической и нормативнотехнической базы, обеспечивающей проектирование, применение новых высокоэффективных технологий и технических средств при строительстве системы магистрального транспорта газа с полуострова Ямал».

В разработке настоящего стандарта принимали участие:

М.К. Дьячков – руководитель темы, А.В. Алексашин, В.И. Беспалов, П.В. Вяткин, А.В. Елфимов, А.И. Казанкова, П.В. Неушкин, Н.М. Чижов, В.О. Щеглова (ООО «Газпром ВНИИГАЗ»);

В.В. Салюков, А.Н. Колотовский, В.В. Федотов (ОАО «Газпром»); Р. Мамутов, В.С. Дроздов (ООО «Нефтегазмонтажсервис»);

В.И. Рогатин (ООО «Подводтрубопроводстрой»); В.В. Семенов (ООО «Подводсервис»).

СТАНДАРТ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ГАЗПРОМ»


 

image

МАГИСТРАЛЬНЫЕ ГАЗОПРОВОДЫ.

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ ПЕРЕХОДОВ ГАЗОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА


 

image

Дата введения – 2011-02-01


 

  1. Область применения


     

    1. Настоящий стандарт устанавливает порядок организации и требования к технологии производства работ по строительству переходов газопроводов через водные преграды, применяемым материалам, контролю качества работ, мерам по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды.

    2. Настоящий стандарт распространяется на строительство переходов магистральных газопроводов с рабочим давлением свыше 1,2 до 15 МПа через водные преграды (далее – переходов), выполняемое:

      • с применением подводно-технических средств;

      • методом горизонтально-наклонного бурения;

      • в надземном варианте.

    3. Настоящий стандарт не распространяется:

      • на строительство подводных участков газопровода на пересечениях мелких озер и рек, которое выполняется по проекту поточным методом в составе строительства линейной части магистральных газопроводов;

      • строительство переходов нефтепроводов, конденсатопроводов, трубопроводов сжиженных углеводородных газов, промысловых газопроводов;

      • строительство морских газопроводов.

    4. Требования настоящего стандарта являются обязательными для структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», а также организаций, выполняющих по соответствующим договорам работы по проектированию и строительству подводных переходов газопроводов ОАО «Газпром».


       

      image

      Издание официальное

      1

  2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокра-

сочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.046-85 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Нормы освещения строительных площадок

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.1.3.06-82 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод

ГОСТ 17.1.3.13-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения

ГОСТ 2601-84 Сварка металлов. Термины и определения основных понятий ГОСТ 5272-68 Коррозия металлов. Термины

ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р 51164-98 Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии

СТО Газпром 2-2.1-031-2005 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Положение об экспертизе предпроектной и проектной документации в ОАО «Газпром»

СТО Газпром 2-2.1-249-2008 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Магистральные газопроводы

СТО Газпром 2-2.2-136-2007 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов. Часть I

СТО Газпром 2-2.2-178-2007 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Технические требования к наружным антикоррозионным полипропиленовым покрытиям труб заводского нанесения для строительства, реконструкции и капитального ремонта подземных и морских газопроводов с температурой эксплуатации до +110 °С

 

 

СТО Газпром 2-2.3-130-2007 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Технические требования к наружным противокоррозионным полиэтиленовым покрытиям труб заводского нанесения для строительства, реконструкции и капитального ремонта подземных и морских газопроводов с температурой эксплуатации до +80 °С

СТО Газпром 2-2.4-083-2006 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Инструкция по неразрушающим методам контроля качества сварных соединений при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов

СТО Газпром 2-2.9-319-2009 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Инструкция по проведению технического надзора за прокладкой подводных переходов магистральных газопроводов методом горизонтальнонаклонного бурения

СТО Газпром 2-3.5-046-2006 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Порядок экспертизы технических условий на оборудование и материалы, аттестации технологий и оценки готовности организаций к выполнению работ по диагностике и ремонту объектов транспорта газа ОАО «Газпром»

СТО Газпром 2-3.5-354-2009 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Порядок проведения испытаний магистральных газопроводов в различных природно-климатических условиях

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по соответствующим указателям, составленным на 1 января текущего года, и информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


 

  1. Термины, определения и сокращения


     

    1. В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ 2601, ГОСТ 5272, СТО Газпром 2-3.5-046, СТО Газпром 2-2.1-249, СТО Газпром 2-2.1-031, а также следующие термины с соответствующими определениями:

      1. балластировка трубопроводов: Способ обеспечения проектного положения трубопроводов в условиях обводненной и заболоченной местности, на подводных переходах с помощью специальных средств.


         

        3.1.2 внутреннее гладкостное покрытие: Антифрикционное лакокрасочное покрытие, наносимое с целью снижения гидравлического сопротивления при транспортировке газа.

        [СТО Газпром 2-2.1-249-2008, пункт 3.2]

         


         

        3.1.3 водоохранная зона: Территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

        [Водный кодекс, статья 65, пункт 1]

         


         

            1. горизонтально-наклонное бурение; ГНБ: Метод бурения криволинейных скважин с контролируемой траекторией при общем горизонтальном расположении точек входа и выхода.

              Примечание – Синонимы: горизонтально-направленное бурение, наклонно направленное бурение.

            2. дюкер: трубопровод, пересекающий водную преграду, уложенный, как правило, с заглублением в дно водоема и выполненный согласно требованиям СНиП 2.05.06-85 [1], обеспечивающим надежность его эксплуатации (увеличение толщины стенки, наличие балластировки, футеровка трубопровода и т.д.).


         

        3.1.6 заказчик: Юридическое лицо, уполномоченное инвестором, которое осуществляет реализацию инвестиционных проектов. При этом заказчик не вмешивается в предпринимательскую и/или иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

        ОАО «Газпром» осуществляет функции заказчика через свои структурные подразделения в соответствии с возложенными на них функциональными обязанностями.

        [СТО Газпром 2-2.1-031-2005, пункт 1.6]

         


         

            1. изгиб упругий: Изменение направления оси трубопровода (в вертикальной или горизонтальной плоскостях) без использования отводов в пределах минимально допустимого радиуса упругого изгиба.

            2. измерительный контроль: Контроль, осуществляемый с применением средств измерений.

            3. майна: Проем во льду для проведения подводно-технических работ на водоемах в зимний период.


         

        3.1.10 магистральный газопровод; МГ: Комплекс производственных объектов, обеспечивающих транспорт природного или попутного нефтяного газа, в состав которого входят однониточный газопровод, компрессорные станции, установки дополнительной подготовки газа (например, перед морским участком), участки с лупингами, переходы через водные преграды, запорная арматура, камеры приема и запуска очистных устройств, газораспределительные станции, газоизмерительные станции, станции охлаждения газа.

        [СТО Газпром 2-2.1-249-2008, пункт 3.17]

         


         

            1. надземный переход магистрального газопровода: Участок магистрального газопровода на пересечении водной преграды, проложенный на специальных опорах или без них, другими способами над поверхностью воды и прилегающими береговыми участками.

            2. обетонированные трубы: Трубы стальные и отводы холодного гнутья для линейной части магистральных газопроводов с наружным антикоррозионным полимерным покрытием и нанесенным балластным покрытием с армированием или без него в полимерной или металлополимерной защитной оболочке или без нее.

            3. осушка полости газопровода: Снижение влагосодержания внутри газопровода с целью исключения выпадения влаги, обледенения, гидратообразования.

            4. очистка полости газопровода: Удаление поверхностного рыхлого слоя коррозии и загрязнений (грунта, воды, льда, инея, грата) с внутренней поверхности газопровода.


         

        3.1.15 охранная зона подводного перехода: Контролируемая полоса местности или водного пространства вдоль трассы газопровода, устанавливаемая на период его эксплуатации с целью предупреждения возможного вредного воздействия на газопровод.

        [СТО Газпром 2-2.1-249-2008, пункт 3.20]

         

        3.1.16 плеть трубная: Часть трубопровода, состоящая из сваренных встык труб или трубных секций.


         

        3.1.17 подводный переход: Участок (составляющая) линейной части, предназначенный для пересечения газопроводом естественных и искусственных водных объектов.

        Примечание – К подводным переходам МГ относятся переходы через водные преграды, укладываемые с помощью подводно-технических средств.

        [СТО Газпром 2-2.1-249-2008, пункт 3.22]

         


         

            1. подрядчик: Физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда, заключенному с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

            2. поточный метод строительства: Непрерывное и равномерное производство строительно-монтажных работ, основанное на расчленении общего производственного процесса на специализированные операции, разделении труда, совмещении отдельных видов работ и обеспечении ритмичности их выполнения.

            3. проверка на герметичность: Выдержка под рабочим давлением газопровода с проверкой отсутствия утечек воздуха (воды) из него осмотром и приборным контролем в течение нормированного промежутка времени.

            4. продувка газопровода: Очистка полости газопровода под давлением сжатого воздуха, в том числе с пропуском очистных, разделительных и поролоновых поршней.

            5. проект организации строительства; ПОС: Составная часть проекта, определяющая общую продолжительность и промежуточные сроки строительства, распределение капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ, материально-технические и трудовые ресурсы и источники их покрытия, основные методы выполнения строительномонтажных работ и структуру управления строительством объекта.

            6. проект производства работ; ППР: Проект, определяющий технологию, сроки выполнения и порядок обеспечения ресурсами строительно-монтажных работ и служащий основным руководящим документом при организации производственных процессов по возведению системы, объекта или их частей.

            7. промывка газопровода: Способ очистки полости газопровода с пропуском поршня под давлением воды или скоростным потоком воды без пропуска поршня.

            8. профиль газопровода продольный: Вертикальный разрез на чертеже земной поверхности по продольной оси газопровода с нанесенными в требуемом масштабе и пикетаже высотными отметками земли, отметками верха конструкции газопровода и высотными отметками других поверхностей.

            9. профиль траншеи: Характеристики (размеры) поперечного сечения траншеи.

            10. работы зимние: Строительно-монтажные работы, выполняемые в периоды года с отрицательной температурой воздуха и требующие в связи с этим адаптации технологий строительства и проведения специальных мероприятий по защите технических средств и персонала от негативного воздействия низких температур.


         

        3.1.28 рабочее давление: Наибольшее внутреннее давление, при котором обеспечивается заданный режим эксплуатации газопровода (нормальное протекание рабочего процесса).

        Примечание – Определяется по сечению на выходном трубопроводе газового компрессора.

        [СТО Газпром 2-2.1-249-2008, пункт 3.39]

         


         

        3.1.29 репер: В геодезии – знак, закрепляющий точку земной поверхности, высота которой относительно исходной уровневой поверхности определена путем нивелирования. В Российской Федерации высоты реперов вычисляются относительно нуля кронштадского футштока.

        [СТО Газпром 2-2.1-249-2008, пункт 3.33]

         


         

            1. секция трубная: Модуль, состоящий из сваренных встык двух или трех труб.

            2. строительный контроль (технический надзор): Комплекс мероприятий, осуществляемых заказчиком в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов магистрального газопровода в целях контроля и надзора за ходом и качеством выполняемых работ, проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка и нормативных документов.

              Примечание – Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком вправе привлекать специализированную организацию для оказания услуг такого рода в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            3. технико-экономическое обоснование: Анализы, расчеты, оценки экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта строительства, модернизации и реконструкции существующих объектов.

            4. трасса газопровода: Положение оси газопровода, определяемое на местности ее проекцией в горизонтальной плоскости.

            5. устойчивость трубопровода: Свойство конструкции трубопровода сохранять пространственное положение и форму поперечного сечения.

            6. участок трубопровода: Часть трубопровода, определяемая указанными границами (километраж, пикетаж, технологические узлы и т.п.).

            7. эксплуатирующая организация: Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию газовых объектов ОАО «Газпром».

        3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения: ВИК – визуально-измерительный контроль;

        ГВ – горизонт воды;

        КСУ – канатно-скреперные установки; ММГ – многолетнемерзлый грунт;

        НСМ – нетканые синтетические материалы; ПК – пикетаж;

        ППБР – проект производства буровзрывных работ;

        ПТР – подводно-технические работы; РК – радиационный контроль;

        СМР – строительно-монтажные работы; УЗК – ультразвуковой контроль.


         

  2. Общие положения


     

    1. При строительстве переходов газопроводов через водные преграды руководствуются проектной документацией, соблюдают требования ГОСТ, стандартов ОАО «Газпром», инструкций, регламентирующих организацию, производство и приемку отдельных видов общестроительных и специальных работ в комплексе строительства магистрального трубопровода.

    2. При организации и проведении строительства переходов, рассчитанных на рабочее давление до 9,81 МПа включительно, кроме положений настоящего стандарта следует руководствоваться СНиП 2.05.06-85 [1], СНиП III-42-80 [2] и ВСН 010-88 [3].

    3. Строительство переходов проводят с опережением строительства примыкающих линейных участков трассы.

    4. Основными документами для инженерно-технической подготовки строительства переходов являются ПОС, разрабатываемый проектной организацией и согласованный с заказчиком, и ППР, разрабатываемый подрядчиком на основании рабочей документации и ПОС.

    5. При строительстве переходов газопроводов применяют материалы и изделия, разрешенные к применению в ОАО «Газпром» в установленном порядке.

    6. ПОС и ППР разрабатывают с учетом положений СНиП 12-01-2004 [4], Постановления [5], Методических рекомендаций [6].

    7. ПОС должен включать:

      • календарный план строительства переходов, учитывающий очередность и сроки выполнения подводных земляных и других видов работ;

      • строительный генеральный план с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений, мест размещения строительных площадок, площадок и складов временного хранения конструкций, изделий, материалов и оборудования, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей;

      • схемы распределения отвалов грунта при разработке подводных и береговых траншей;

      • места расположения амбаров для отработанного бурового раствора и шлама в случае применения методов ГНБ;

      • способ укладки подводного трубопровода с расчетным обоснованием напряженного состояния трубопровода при укладке;

      • транспортную схему доставки грузов и оборудования к переходу с устройством, при необходимости, временных причалов, вертолетных площадок и дорог;

      • технологические решения по выполнению основных трудоемких видов работ;

      • ситуационный план перехода с указанием и привязкой к местности основных геодезических знаков;

      • ведомость объемов основных строительных, монтажных и специальных работ;

      • ведомость потребности в основных технических ресурсах (строительные машины и транспортные средства);

      • обоснование потребности строительства в трудовых ресурсах;

      • организационно-технические решения по охране окружающей среды, в том числе решения по утилизации отходов, расчеты вредных выбросов и загрязняющих веществ;

      • мероприятия по выполнению ликвидационных и рекультивационных работ по завершению строительства перехода;

      • мероприятия, связанные с охраной труда и техникой безопасности.

    8. При разработке в ПОС технических и технологических решений по строительству переходов газопроводов на участках со слабым естественным основанием, а также на участках многолетнемерзлых грунтов предусматривают противодеформационные (противопросадочные) мероприятия (с учетом местных геологических, гидроморфологических, геокриологических и других природных условий) с устройством на подтопляемых участках оснований из дренирующих грунтов, водопропускных сооружений, дренажных канав.

    9. В ПОС подводного перехода в зимних условиях предусматривают необходимость выполнения специальных зимних видов работ (ледорезные работы, уборка льда, работы по поддержанию майн, увеличение несущей способности льда и др.) для принятого способа разработки траншей и укладки.

    10. Защитные земляные и другие сооружения или ограждения на рабочих площадках в зоне перехода в виде дамб обвалования, дренажных систем, траншей должны возводиться в соответствии с ПОС в качестве временных объектов и, при необходимости, включаться в объем ликвидационных работ после завершения строительства перехода.

    11. Инженерно-техническую подготовку строительства переходов завершают до начала основных СМР. Все подготовительные работы, выполненные в соответствии с требования-

      ми, предъявляемыми к защите окружающей среды и производству работ в охранных зонах магистральных трубопроводов, принимают по акту с отражением всех отклонений от проекта.

    12. ППР включает:

      • строительный генеральный план;

      • полный перечень работ по строительству перехода;

      • календарный план;

      • технологическую последовательность выполнения работ;

      • технологические карты на основные производственные процессы (с учетом требований действующих нормативов, включающие пооперационный контроль, график потребности в технике, кадрах, мероприятия по охране труда и безопасности).

    13. В ПОС и ППР при строительстве переходов в северных условиях дополнительно учитывают:

      • физико-географические условия (продолжительность холодного периода с низкими температурами воздуха, сильные ветры и снежные заносы, многолетнемерзлое состояние грунтов, полярные день и ночь и т.п.);

      • территориальную разобщенность строительства и необходимость комплектной поставки строительных конструкций и материалов;

      • сезонность в доставке строительных конструкций, изделий и материалов;

      • необходимость применения специальных видов транспорта;

      • необходимость разработки специальных мероприятий по технике безопасности и охране труда.

    14. При строительстве в условиях многолетнемерзлых грунтов в проектах учитывают:

      • характеристики многолетнемерзлых грунтов (состав, структура залегания, температурный режим, наличие подземных льдов и термокарстов, наличие наледей и их режим и другие);

      • состояние вечномерзлых грунтов после оттаивания;

      • мощность, характер и время образования снежного покрова;

      • толщину, прочность и несущую способность ледяного покрова;

      • необходимость сохранения растительного покрова на пойменных участках залегания льдонасыщенных грунтов.

    15. СМР в условиях ММГ преимущественно выполняют в зимний период после промерзания мохорастительного покровного слоя грунта. Для производства СМР используют машины и механизмы в «северном» исполнении, предназначенные для работы при низких температурах и в специфических условиях многолетнемерзлых грунтов.

    16. В составе ППР на строительство подводного перехода в зимних условиях с учетом продолжительности периода ледостава дополнительно предусматривают:

      • технологические схемы работ по резке и уборке льда;

      • мероприятия по увеличению несущей способности льда;

      • мероприятия по обеспечению гидравлических испытаний в условиях отрицательных температур.

    17. В ПОС определяют источники поставки необходимых объемов минерального грунта для подсыпки под трубопровод и засыпки траншей, наполнения контейнерных балластировочных устройств, других предусмотренных проектом перехода потребностей. Для обеспечения строительных объектов привозным гравийно-песчаным материалом предусматривают площадки для его складирования.

    18. При наличии опасности грунтовых заносов основные производственные операции по монтажу трубопровода и подготовке подводной траншеи выполняют с таким расчетом, чтобы укладка трубопровода производилась сразу после окончания работ по устройству подводной траншеи.

    19. Исполнительная документация в процессе сооружения переходов газопроводов через водные преграды составляется с целью подтверждения:

      • факта выполнения работ;

      • требуемого уровня качества работ, их соответствия проекту и нормативной докумен-

      тации;


       

      участия конкретных исполнителей (организаций, подразделений или лиц) в строи-

      тельных работах;

      возможности продолжения последующих работ.


       

  3. Подготовительные работы


     

    1. Геодезическая подготовка

      1. Заказчик передает подрядчику створ подводного перехода с закрепляющими знаками. Создание геодезической разбивочной основы для строительства проводит заказчик в соответствии с положениями СНиП 3.01.03-84 [7]. Передачу трассы оформляют актом с приложением плана перехода и ведомости планово-высотного обоснования.

      2. Территория перехода к началу строительства должна быть оборудована реперами, располагаемыми за пределами зоны производства земляных работ. При ширине реки до 100 м на переходе оборудуют не менее двух реперов, свыше 100 м – не менее трех реперов. Сохранность реперов на время строительства возлагается на подрядчика.

      3. Подрядчик осуществляет производство геодезических работ в процессе строительства, контроль точности геометрических параметров сооружений и исполнительные съемки в соответствии с требованиями СНиП 3.01.03-84 [7].

      4. Разбивочные работы в процессе строительства должны обеспечивать вынос в натуру от пунктов геодезической разбивочной основы с заданной точностью осей и отметок, определяющих в соответствии с проектной документацией положение в плане и по высоте конструктивных элементов перехода.

      5. Перед началом работ выполняют контрольную нивелировку основных и привязку к ним временных реперов, а также нивелировку по створам трассы на переходе с измерениями подводного участка.

      6. Осуществляют проверку и разбивку углов поворота и кривых трассы в пределах перехода. Уточняют ширину водоема с разбивкой берегового базиса. Закрепляют на местности все характерные точки проектного профиля в пределах пойменной части перехода. Закрепляющие знаки выносят за пределы производства земляных работ и отвалов грунта.

      7. Временные реперы на многолетнемерзлых грунтах при проведении геодезических разбивочных работ устраивают в виде забуренных в мерзлоту металлических трубок или стержней на глубину ниже границы прогнозируемого оттаивания. Конструкция временных реперов на пучинистых грунтах должна обеспечивать отсутствие их вертикальных перемещений при процессах пучения.

      8. С целью фиксации положения створа перехода на весь период строительства, обеспечения правильной установки и маневрирования землеройных снарядов (далее – земснарядов) и плавательных средств (далее – плавсредств) устанавливают створные вехи. Створные вехи устанавливают вне зоны производства работ путем визуального или инструментального визирования створа по знакам разбивки трассы. Типовая схема расстановки створных вех приведена на рисунке 1.

      9. Створные вехи изготавливают из прямолинейных столбов диаметром порядка 0,02 м, прочно вкапывают в грунт вертикально по отвесу на расстоянии не менее 50 м друг от друга. Высота створных вех должна быть не менее 4 м и обеспечивать визирование с плавсредств, находящихся в любой точке створа перехода.

      10. При ширине зеркала воды до 500 м ставят по две створные вехи на каждом берегу, свыше 500 м – по три вехи. Положение створных вех привязывают к пикетажу, после чего они могут служить базой разбивки пикетажа в случае сноса знаков закрепления, установленных до начала строительства.

 

 

 

 

 

 

 

Линия визирования для установки земснарядов в створе


 


 

50 50


 

Створные знаки

Земснаряд


 

image

Створ перехода


 

Участок подводно-технических работ

Створные вехи


 

Створные знаки


 

ПК20+05

 

ПК21+00

 

ПК22+00

 

ПК23+00

 

Створные вехи


 


 

Вехи


 

Земснаряд

Вехи


 

Дополнительные створы

Река

 

Дополнительные створы


 

Рисунок 1 – Типовая схема установки створных вех при строительстве перехода


 

      1. Для ориентации находящихся в створе перехода плавсредств по пикетажу разбивают дополнительные створы под углом  не менее 20° к створу перехода. Оси дополнительных створов должны пересекать створ перехода в точках с фиксированным пикетажем.

      2. Среднеквадратические погрешности при построении геодезической разбивочной основы не должны превышать значений:

        для угловых измерений................................................................................................. ± 2';

        для линейных измерений ............................................................................................. 10-3;

        при определении отметок...................................................................................... ± 50 мм.

      3. Для выполнения гидрометрических наблюдений на реке (водоеме) в процессе строительства переходов и при последующей его эксплуатации выше створов переходов устанавливают водомерные посты с привязкой их к постоянным реперам.


 

    1. Подготовка участка строительства

      1. В соответствии с требованиями ПОС и ППР подготавливают складские и монтажные площадки, жилые помещения, строят временные дороги, ледовые переправы зимой и временные причалы на судоходных реках летом, вертолетные площадки, обеспечивают

        электро-, водо-, теплоснабжение, связь, осуществляют другие подготовительные мероприятия, предусмотренные проектами. Типовая схема размещения объектов на участке строительства приведена в приложении А.

      2. Для приемки грузов, доставляемых водным путем, оборудуются временные причалы, конструкция, размеры и прочностные характеристики которых определяют в проекте.

      3. В период организационной подготовки в границах участка разработки траншей (строительной полосы) выполняются следующие работы:

        • расчистка строительной полосы от леса и кустарника, корчевка пней;

        • снятие и складирование в специально отведенных местах плодородного слоя почвы (для последующего его восстановления в местах выемки);

        • планировка строительной полосы, уборка валунов, камней, расчистка от снега;

        • осушение строительной полосы, ее промораживание или защита от промерзания (в зависимости от условий строительства).

      4. При значительной протяженности пойменных, обводненных или заболоченных участков подводных переходов в подготовительных работах при необходимости предусматривают:

        • устройство лежневок вдоль или по оси траншеи для прохождения экскаватора и другой техники;

          рытье дренажных (осушительных) канав вдоль строительной полосы, проходящей в створах переходов;

        • устройство насыпных грунтовых дамб (перемычек, насыпей) вдоль оси траншеи.

      5. Строительно-монтажная площадка устраивается в непосредственной близости от створа перехода вне зоны затопления весенне-летними паводками, по возможности, на местности с ровным рельефом.

      6. Технику, оборудование, подсобные помещения располагают вблизи производственной зоны с соблюдением правил техники безопасности и c учетом возможности свободного маневрирования техники при выполнении работ.

      7. При необходимости проводят мелиоративные работы (водоотвод). На неустойчивых грунтах монтажную площадку для сварки, монтажа, испытаний дюкера намывают средствами гидромеханизации либо используют привозной минеральный грунт. Работы проводят согласно СНиП 3.02.01-87 [8], СНиП 3.07.03-85 [9].

      8. Хранилища горюче-смазочных материалов, взрывчатых веществ и гаммаисточников ограждаются и располагаются в удалении от места производства работ и жилья в соответствии с правилами технической и пожарной безопасности. Зоны, в пределах которых

        действуют опасные для людей производственные факторы, должны быть огорожены и обозначены знаками и надписями.

      9. Все объекты, относящиеся к строительству, в пределах водоохранной зоны размещают в соответствии с требованиями Водного кодекса [10]. Причал устраивают с учетом требований выполнения необходимых для строительства погрузочно-разгрузочных работ.

      10. Жилые помещения располагаются отдельно, в незатапливаемом месте, имеющем удобные подъезды.

      11. Участок производства работ по ГНБ включает две отдельные строительные площадки, расположенные по обеим сторонам пересекаемой водной преграды:

        • площадку размещения бурового и технологического оборудования;

        • строительную площадку участка монтажа трубопровода.

      12. Под площадку для размещения бурового и технологического оборудования отводят площадь около 0,6 Га, конкретные размеры определяют в ПОС и уточняют в ППР. Рядом устраивают амбары для отработанного бурового раствора и шлама. Необходимый объем амбаров определяют в ПОС и ППР. Размещение основных компонентов буровой установки (наклонной платформы, бурильных труб и передвижной будки оператора) привязывают к точке входа скважины. Наклонную платформу буровой установки располагают на одной линии с направлением ствола и смещают от точки входа назад приблизительно на 8–12 м. Передвижную будку оператора и бурильные трубы размещают рядом с буровой установкой. Рабочая площадка расчищается и выравнивается.

      13. Технологическое оборудование ГНБ устанавливают на железобетонные дорожные плиты или готовят соответствующее основание другого типа. Подъездные дороги и разворотные площадки отсыпаются песчано-гравийной смесью под нагрузку до 10 тс на ось автотранспорта. Для восприятия нагрузки, развиваемой буровой установкой в процессе протаскивания плети трубопровода, перед передней кромкой буровой установки должна быть сооружена шпунтовая стенка глубиной и габаритами, определяемыми в ППР.

      14. Размеры строительной площадки ГНБ на участке монтажа трубопровода определяют ПОС и ППР в зависимости от применяемого бурового оборудования, длины и диаметра трубопровода. В ПОС и ППР определяют необходимый объем амбаров для сбора бурового раствора, вытекающего из скважины при ее бурении и расширении. На площадке предусматривают размещение вспомогательного оборудования для накручивания штанг и расширителей. Под технологическое оборудование предусматривают укладку железобетонных дорожных плит или готовят соответствующее основание другого типа. Подъездные дороги и разворотные площадки отсыпают песчано-гравийной смесью под нагрузку до 10 тс на ось автотранспорта.

      15. Для монтажа плети трубопровода, прокладываемого методом ГНБ, подготавливают площадку, длина которой соответствует полной длине трубопровода, а ширина – не менее 15 м. Местонахождение рабочей площадки для монтажа плети трубопровода определяется положением точки выхода пилотной скважины. Рабочая площадка для сборки протягиваемого трубопровода оснащается твердым покрытием для надежного выставления роликоопор.

      16. При перевозке, погрузке, разгрузке и складировании труб, предназначенных для строительства подводных переходов, принимают меры по сохранению чистоты внутренней полости труб. Работы выполняют в соответствии с требованиями СНиП III-42-80 [2] и ВСН 004-88 [11].

      17. Временные защитные земляные и другие сооружения или ограждения на рабочих площадках в зоне перехода в виде дамб обвалования, дренажных систем, траншей возводятся в соответствии с ПОС и включатся в объем ликвидационных работ после завершения строительства перехода.

      18. В соответствии с ПОС при производстве СМР в зимний период для подъезда к жилым и строительным площадкам оборудуются зимние (с расчисткой снега или по снеговому насту), а также ледовые дороги (ледовые переправы), в случае необходимости с дополнительным намораживанием льда. Конструкция дорог должна выдерживать нагрузку, определяемую составом транспортной техники с учетом веса перевозимых грузов и буксируемого оборудования.

      19. В случае производства работ в зоне многониточного коридора при необходимости устраивают переезды через действующие газопроводы. Типовая конструкция переезда приведена в приложении Б. Выбор места переезда согласовывают с эксплуатирующей организацией.

      20. При устройстве переезда через несколько трубопроводов расстояние от оси крайнего трубопровода до границы покрытия должно составлять не менее 5 м.

      21. Работы по строительству переезда допускается вести только в присутствии представителя эксплуатирующей организации.

      22. До полного устройства переезда запрещается движение через действующий трубопровод любого вида транспорта.

      23. До начала производства работ по разработке траншей на переходах выполняют следующие работы:

        • проверяются проектные створы и реперы;

        • измеряются глубины водоема и определено соответствие фактического профиля дна и состава донного грунта проектным;

        • выполняется обследование участка реки или водоема в пределах проектной ширины подводной траншеи для выявления случайных препятствий.

          Оборудование и приборы, применяемые для проведения указанных видов работ, должны быть разрешены к применению ОАО «Газпром» согласно СТО Газпром 2-3.5-046.

      24. В случае обнаружения в створе перехода отклонений от проектных условий производства работ назначают комиссию, состоящую из представителей заказчика, подрядчика и проектной организации, которая должна составить акт по уточнению или пересмотру проектных решений и стоимости работ.


 

  1. Сварка и контроль качества сварных соединений газопровода


     

    1. При строительстве переходов могут быть применены несколько основных схем выполнения сварочно-монтажных работ при укладке газопровода способом протаскивания в траншею.

      1. Сборка, сварка труб или трубных секций в створе перехода в единую плеть на полную длину участка ПТР, контроль качества сварных соединений с выполнением всех последующих операций, включая испытания.

      2. Сборка, сварка труб или трубных секций первой плети в створе перехода, контроль качества сварных соединений первой плети с выполнением всех последующих операций, включая испытания.

      3. Сборка, сварка труб или трубных секций, контроль качества сварных соединений с выполнением всех последующих операций, включая испытания второй и последующих плетей на строительной площадке параллельно первой плети.

        После протаскивания первой плети – поперечное перемещение второй плети на спусковую дорожку и сварка ее с первой плетью, контроль качества сварного соединения.

        После дальнейшего протаскивания первых двух сваренных плетей – сварка их с последующей плетью и т.д.

      4. Поточно-расчлененный метод сборки, сварки труб или трубных секций в створе перехода одновременно на нескольких постах, контроль качества сварных соединений с последовательным протаскиванием сваренных секций (плетей).

    1. Порядок выполнения сварочно-монтажных работ при укладке МГ на подводном переходе свободным погружением аналогичен сварочно-монтажным работам по сборке, сварке и контролю качества сварных соединений единой плети на полную длину участка ПТР, монтируемой при укладке газопровода способом протаскивания в траншею (см. 6.1).

    2. Порядок выполнения сварочно-монтажных работ при наращивании газопровода, укладываемого с трубоукладочного судна, аналогичен сварочно-монтажным работам поточно-расчлененным методом сборки, сварки и контроля качества сварных соединений, применяемой при укладке газопроводов способом протаскивания в траншею (см. 6.1).

    3. Для монтажа газопровода при строительстве переходов через водные преграды в зависимости от протяженности свариваемых плетей и схем протаскивания при укладке применяют технологии сварки в соответствии с действующими нормативными документами:

      • неповоротная однои двухсторонняя автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в среде активных газов и смесях;

      • неповоротная однои двухсторонняя автоматическая сварка проволокой сплошного сечения и порошковой проволокой в среде инертных газов и смесях;

      • поворотная однои двухсторонняя автоматическая сварка под флюсом;

      • неповоротная механизированная сварка проволокой сплошного сечения в среде активных газов и смесях;

      • неповоротная механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой;

      • неповоротная ручная дуговая сварка покрытыми электродами.

    4. Объемы, методы и нормы контроля качества сварных соединений газопроводов при строительстве подводных переходов должны соответствовать требованиям СТО Газпром 2-2.2-136, СТО Газпром 2-2.4-083.


 

  1. Монтажные работы


     

    1. С целью предупреждения загрязнения полости труб и сохранности изоляционного покрытия в процессе подготовки и проведения монтажных работ не допускается разгрузка труб на неподготовленную площадку, волочение. Транспортные и грузоподъемные средства оборудуются устройствами, обеспечивающими сохранность как самих труб (секций), так и покрытий, нанесенных на них. Перекатка труб и трубных секций производится только по лагам.

    2. Трубы (в том числе обетонированные) и трубные секции допускается складировать в штабели высотой не более 3 м в соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 [12]. Обетонированные трубы диаметром 1420 мм складируют в один ярус. Торцы труб и трубных секций закрываются инвентарными заглушками.

    3. Трубы укладывают на спланированную площадку в седло. Подкладки под штабель изготавливают из деревянных брусьев с дугообразными вырезами, соответствующими диаметру труб, резиновыми подкладками. Для нижнего яруса труб следует устанавливать упорные

      башмаки, обшитые резиной. Количество опор в зависимости от диаметра и веса труб определяют из условия недопустимости повреждения наружного покрытия, теплоизоляционного или бетонного слоев. Максимальные нагрузки на полиэтиленовое покрытие труб не должны превышать 8 МПа. Используют конструкции опорных элементов, разрешенные к применению в ОАО «Газпром».

    4. Конструкция опорных устройств для каждого вида складируемых труб должна быть проверена расчетным путем на прочность.

    5. Перед сборкой труб в секции и монтажом плети проводят визуальный осмотр (входной контроль) поверхности и торцов труб в соответствии с требованиями СТО Газпром 2-2.2-136, РД 03-606-03 [13].

    6. Монтаж плетей проводят в соответствии с требованиями СТО Газпром 2-2.2-136. Монтаж производят на инвентарных опорах на высоте, достаточной для обеспечения технологии сварочных работ и изоляции стыков.

    7. После проведения первого этапа испытаний плетей трубопровода на монтажной площадке проводят работы по защите стыков труб изоляционными и теплоизоляционными покрытиями в соответствии с технологическими картами, определенными ППР.

    8. Защита стыков труб и трубных секций включает:

      • подготовку поверхности стыков;

      • нанесение защитных термоусаживающихся манжет на зону сварного стыка.

    9. Защита стыков теплоизолированных труб и трубных секций дополнительно вклю-

      чает:


       

      • установку теплоизолирующих конструкций на зону стыка;

      • установку защитного кожуха и его герметизацию.

    10. Оголенная поверхность трубопровода перед изоляцией высушивается и очищается

      от грязи, ржавчины, неплотно сцепленной с металлом окалины, пыли, земли и наледи, а также обезжиривается от копоти и масла.

    11. Очистка стальной поверхности участка изоляции регламентируется по ГОСТ 9.402

      или Sa 2 image по ИСО 8501-1:2007 [14] и соответствует степени 2. Характеристика шероховатости

      стали (параметр Rz) по ИСО 8503-4:2005 [15] составляет от 40 до 100 мкм.

    12. Термоусаживающиеся манжеты монтируют на поверхность стыка в соответствии с технологическими картами, разработанными в ППР с учетом требований инструкции производителя манжет. Непосредственно перед монтажом термоусаживающихся манжет при необходимости производят предварительный нагрев поверхности стыка с помощью газовых горелок. Нагрев производят до температуры не выше 50 °С.

    13. Термоусаживающиеся манжеты монтируют с нахлестом не менее чем 50 мм на заводское полиэтиленовое покрытие. Для улучшения адгезии участкам заводского покрытия в местах нахлеста придают шероховатость с помощью дробеструйной очистки или подручными средствами (щетками, наждачной шкуркой).

    14. Манжету оборачивают вокруг трубы с нахлестом концов не менее 50 мм и усаживают газовыми горелками. На место нахлеста концов ставят замок – пластину, вырезанную из полотна манжеты. Место замка, усиление сварного шва и нахлесты на заводское покрытие дополнительно прокатывают роликом вручную.

    15. Используемые для измерений профилеметры или иное оборудование должно быть разрешено к применению ОАО «Газпром» согласно требованиям СТО Газпром 2-3.5-046.

    16. Сплошность изоляционного покрытия из термоусадочных материалов проверяют искровым дефектоскопом при напряжении 5 кB на 1 мм толщины покрытия.

    17. Теплоизоляция сварного стыка может производиться сборными заводскими конструкциями (полуцилиндрами, скорлупами, сегментами), изготовленными из пенополиуретана, пенополистирола или другого материала, предусмотренного ППР.

    18. Теплоизоляция сварного стыка может производиться также с использованием двухкомпонентных вспениваемых полиуретановых составов, закачиваемых в пространство между трубой и защитным кожухом установкой высокого давления.

    19. Стык закрывают защитным кожухом в виде полимерного или металлического листа. Полимерные (полиэтиленовые) кожухи крепят путем их приварки к полиэтиленовому покрытию трубы и последующей сваркой продольного шва. Приварку производят по краям кожуха по всей окружности. Металлический кожух стягивают механически после оборачивания стыка и защищают от коррозии нанесением слоя полиуретановой (эпоксидной) или битумной мастики. Полиуретановой мастикой промазывают также торцовый край кожуха на границе с полиэтиленовым покрытием трубы.

    20. При выявлении повреждений заводского изоляционного покрытия проводят работы по его ремонту в соответствии с технологической картой на ремонт изоляционного покрытия, те же работы проводят и по теплоизоляционному покрытию.

    21. Плети дюкера футеруют сплошным покрытием деревянной антисептированной или синтетической рейкой в соответствии с технологической картой, приведенной в ППР. Футеровочный материал подвергают входному контролю в соответствии с ТУ и технологической картой. В процессе работы контролируют сплошность и надежность закрепления футеровки на трубопроводе.

    22. Навеску утяжелителей производят поверх футеровочного покрытия. В случаях когда отдельные утяжелители располагаются на трубопроводе на больших расстояниях друг от друга, допускается их установка на коврики из футеровочной рейки. Несплошность футеровки по длине трубопровода в данном случае допускается применять только при укладке методами опускания трубопровода в траншею без протаскивания. Работы по монтажу утяжелителей проводят в соответствии с технологической картой, разработанной в ППР. Особое внимание обращают на надежность крепления кольцевых грузов, исключающего возможность их смещения при протаскивании с учетом свойств применяемого футеровочного материала.

    23. Основные технологические схемы монтажа кольцевых утяжелителей на подготовленную плеть приведены на рисунках 2 и 3.


       

      image

      1


       

      a

       

      а) Створ

      b

       

      перехода


       

      Река

       

      3


       

      image

      L L L L L

      2

      б)

      3

      b

      a

      Створ перехода


       

      Перемещение трубоукладчика после укладки плети в створ перехода


       

      image

      image

      2

      Положение плети показано условно


       

      в)

      4

       

      1

       

      Створ

      перехода 4

      b

      3


       

      а) раскладка кольцевых грузов (полуколец) перед монтажом на трубопровод; б) укладка плети трубопровода в створ перехода на нижние полукольца грузов; в) установка верхних полуколец грузов;

      1 – плеть трубопровода; 2 – нижние полукольца грузов; 3 – верхние полукольца грузов; 4 – трубоукладчик; 5 – бульдозер; = 0,5 м;  0,05 м; – расчетное расстояние между

      трубоукладчиками


       

      Рисунок 2 – Монтаж утяжелителей на плеть трубопровода (1-й способ)

      image

      image

      image

      image

      image

      image

      Створ

      перехода


       

      а) 5 4 1

      3

      b

      3

      4

      2

      б) 4

      3

      2

      3


       

      image

      Створ перехода

      а) подъем плети трубопровода трубоукладчиком и подтаскивание в створ перехода нижних полуколец грузов бульдозером;

      б) установка верхних полуколец грузов;

      1 – плеть трубопровода; 2 – нижние полукольца грузов; 3 – верхние полукольца грузов; 4 – трубоукладчик; 5 – бульдозер; а = 0,5 м;  0,05 м


       

      Рисунок 3 – Монтаж утяжелителей на плеть трубопровода (2-й способ)


       

    24. При монтаже дюкера методом наращивания плетей кольцевые утяжелители устанавливают на трубопровод сразу на всю очередную плеть. При протаскивании поточнорасчлененным методом для облегчения тягового усилия допускается монтаж утяжелителей группами. При этом учитывают необходимое на навеску утяжелителей увеличение времени протаскивания.

    25. В первом варианте (см. рисунок 2) нижние полукольца утяжелителей раскладывают по длине плети в соответствии с проектными интервалами. Зафутерованный трубопровод с помощью трубоукладчиков перемещают с монтажной площадки и укладывают на нижние элементы утяжелителей, затем устанавливают верхние элементы и стягивают конструкцию болтами (шпильками) и гайками.

    26. При втором варианте сначала подготовленную плеть перемещают в створ перехода, а верхние и нижние полукольца располагают сбоку рядами в соответствии с интервалами, определенными проектом (см. рисунок 3). Плеть приподнимают трубоукладчиками и перемещают под нее нижние полукольца грузов тяговым механизмом (например, бульдозером). Затем устанавливают верхние полукольца.

    27. Способ монтажа утяжелителей, необходимый состав машин и механизмов определяют в ППР.

 

 

 

  1. При работе механизмов на крутых склонах без анкеровки необходимо обеспечить их устойчивое положение (см. рисунок 9).


     

    image

    N

    Q


     

    – вес экскаватора, МН; – сила нормального давления экскаватора на грунт (N = cos), МН;

    – сдвигающая сила, МН; – коэффициент трения скольжения;  – крутизна склона, град.


     

    Рисунок 9 – Определение условий устойчивости на крутых склонах


     

    Предельную крутизну склона пред, при которой начинается самопроизвольный сдвиг экскаватора, определяют из условия fN по формуле

    tgпред . (6)

  2. Рекомендуемая максимальная крутизна склона рек для безопасной работы экс- каватора определяется коэффициентом запаса = 1,5 и вычисляется по формуле

    рек пред /1,5. (7)

  3. Траншею на склонах целесообразно разрабатывать сверху вниз. В случае необхо- димости, а также на время прекращения работ ковш может выполнять роль якоря.

  4. При разработке траншеи на склонах крутизной пред< || <36° необходима анке- ровка экскаватора. Величина необходимого анкерного усилия определяется с учетом коэффи- циента запаса К = 2.

  5. При крутизне склона  > 36° траншею разрабатывают бульдозером слоями тол- щиной 0,6 м по всей длине спуска, при  > 40° – с обязательной анкеровкой бульдозера.

  6. При ведении работ на крутых склонах любым способом учитывается состояние грунтов, составляющих склон, во избежание проявления оползней. В случае смещения грун- тов работы прекращаются до выяснения причин сдвига и проведения, при необходимости, противооползневых мероприятий.

  7. На обводненных и заболоченных пойменных участках переходов при глубине воды до 1,5 м независимо от ширины затапливаемой поймы, наряду с подводно-техническими, могут быть использованы поточные методы разработки траншей, выполняемые с использова-

    нием экскаваторов и бульдозеров с устройством насыпных дамб, лежневых дорог, перемычек, водоотводных канав и др.

  8. Разработку траншей на обводненных и заболоченных поймах начинают с урез- ной части перехода с целью обеспечения стока воды в реку, дренирования и осушения поймы в зоне перехода.

  9. При наличии на пойменных участках мерзлых или скальных грунтов производят их предварительное рыхление буровзрывным способом.

  10. При разработке траншей на поймах большой протяженности могут быть исполь- зованы роторные экскаваторы.

  11. Для засыпки траншей в зависимости от рельефа местности, степени ее обводнен- ности, вида грунта и других условий могут применяться экскаваторы и бульдозеры, приспо- собленные для этого вида работ. При засыпке траншей, разработанных в скальных (тяжелых, мерзлых) грунтах, первоначальную присыпку трубопровода выполняют мягким (сыпучим) минеральным грунтом. Вид грунта, объем и способы засыпки определяют в проектной до- кументации.

  12. После засыпки траншеи устраивают валик в виде правильной призмы, высоту которого выбирают с учетом возможной осадки грунта, но не менее 0,5 м. На рекультивируе- мых землях после засыпки трубопровода минеральным грунтом производят его уплотнение, планировку ножом бульдозера и рекультивацию.

  13. В процессе разработки, подчистки и засыпки траншей в целях обеспечения не- обходимого качества работ проводят систематическое визуальное наблюдение и проверку инструментальными методами соответствия выполняемых работ требованиям проектной и нормативной документации, а также ППР. Контролю подлежат ширина и глубина траншеи, откосы траншеи и отвалы на бровке, отметки верха засыпки траншеи.

  14. Поверхность грунта засыпки траншеи в пределах максимального уровня 10 % обеспеченности должна быть закреплена каменной наброской или другим видом неразмы- ваемого покрытия (уточняется при проектировании в зависимости от максимальной скорости течения на данном участке, характеристик грунта засыпки траншеи, ледовых условий).